Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-01-12 10:34:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Сфекс зубастый Sphex maxillosus

Сфекс относится к семейству Sphecidae, сфекоидных ос. Сфециды - осы-охотницы, они парализуют добычу и доставляют ее живой на корм личинкам. Каждый вид осы придерживается излюбленного вида жертвы - и недаром: все рефлексы осы-охотника «установлены» на хитрые приемы поиска данной добычи, определенное строение тела жертвы, на специфические приемы ее обороны. Да и конкуренция при таком разделении добычи поменьше, охотники не мешают друг другу.









Осы-помпилы нападают на пауков,



аммофилы - на гусениц бабочек,





одни сфексы - на кобылок, а иные предпочитают жестких жуков-долгоносиков. Другие виды сфекоидных ос добывают цикадок, клопов, жуков, мух, перепончатокрылых и даже взрослых бабочек. Такое разнообразие жертв предполагает богатые и разнообразные охотничьи приемы - разные способы атаки, транспортировки в гнездо. Большинство сфецид волокут добычу до гнезда в лапах, а оса Oxybelus транспортирует добычу, насадив на жало как на шампур.



Как и некоторые наездники, сфексы парализуют добычу, но в отличие от наездников они - снайперы и «по площади» не бьют. Сфекс точно «знает», где у кобылки расположены нервные узлы и жалит прямо в них.

Взрослые осы обычно питаются нектаром цветов и сами мясное не едят - мясом они только выкармливают личинок. Но, например, обитающая на юге Европейской части ларра анафемская Larra anathema, которая охотится на медведок, выгоняя их из подземных галерей на солнце и парализуя, сначала пьет гемолимфу поверженной медведки, а потом откладывает яйцо и улетает. Через несколько минут медведка оживает и вновь уползает под землю, а вылупившаяся из яичка личинка ларры питается на ней в качестве наружного паразита.





Примитивные сфексы сначала охотятся на кузнечика, а потом начинают рыть норку для того, чтобы спрятать добычу, - так, как это делает помпил с пауком. Но зубастый сфекс не таков - он сначала роет нору, а потом отправляется на охоту. Преимущество такого хода дел очевидно - сфекс получает возможность набить в одну норку несколько небольших насекомых, а не охотиться на крупных и опасных противников. Сфециды строят одно- или многоячейковые гнезда в почве и полых стеблях растений, в старых ходах усачей в древесине. Гнездо - ряд ячеек, которые заполняются добычей, после чего в отдельную «квартирку с полным холодильником» откладывается яичко и ячейка запечатывается.















Сфексы - охотники за прямокрылыми. Поймав и парализовав добычу, самка мнет ей челюстями голову, усиливая парализацию добычи. Двигаются с добычей по земле, пятясь назад. Самки должны помнить расположение своего гнезда, чтобы доставлять туда добычу. Поэтому сфекс запоминает ориентиры вокруг гнезда.

Иногда случается, что норку займет другая оса, которая также будет снабжать ее провизией, не догадываясь до поры до времени, что этим же занимается и первая хозяйка «квартиры». Считать кобылок, наваленных в норку, сфексы, видимо, не умеют, самки посещают норку редко, основное время у них уходит на поиски добычи, так что две «претендентки» встретиться могут не скоро. Если же они встречаются, драка неминуема. Самки становятся на дыбы, наносят друг другу удары раскрытыми жвалами. В результате одна оса, потеряв зря время, улетает восвояси, победительница же откладывает яйцо в завершенную и набитую пищей норку.

Распространен зубастый сфекс на юге и в средней полосе России. Среди ос-сфецид есть общественные виды - Lindenius, Crossocerus.




(Добавить комментарий)


[info]max_tsoi@lj
2008-01-12 05:32 (ссылка)
А мущины иде ихние?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-12 05:36 (ссылка)
используются по мере надобности, существенной роли в жизни не играют

(Ответить) (Уровень выше)

Техническое
[info]schwalbeman@lj
2008-01-12 05:42 (ссылка)
Часть картинок съехала. Хостинг жадничает.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Техническое
[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-12 13:20 (ссылка)
да, заметил. Ну, им виднее

(Ответить) (Уровень выше)

Любопытствую
[info]schwalbeman@lj
2008-01-12 05:48 (ссылка)
А какое время требуется этим осам-снайперам, чтобы приспособиться к новым жертвам? Насколько быстра их эволюция? Меня всегда поражало в живой природе наличие таких вот узких специалистов, болезненно чувствительных к малейшим изменениям среды.

Высшие-то животные, вроде бы, не таковы. Вон, какие-то обезьянки смогли пережить переселение из лесов в саванны, только стали слегка хищниками. Недавно писали в бульварном листке. Ведь сфексы Ваши так не смогут? Нет на нужном месте нервных узлов, и аминь?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Любопытствую
[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-12 13:21 (ссылка)
насколько я понимаю, появится другой вид, который будет находить узлы у новых жертв

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Любопытствую
[info]schwalbeman@lj
2008-01-12 13:34 (ссылка)
Обезьянкам не потребовалось для этого образования нового вида.

Вообразим, что появился (скажем, принесен извне) новый вид насекомых-жертв. Сколько времени уйдет на появление соответствующим образом специализированных хищников?

И еще один вопрос. Насколько различается хромосомный набор у сфексов, специализирующихся на разных прямокрылых? Как далеки генетически друг от друга эти виды?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Любопытствую
[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-12 14:02 (ссылка)
о каких обезьянках речь?

вид насекомых может образовываться - по одним данным. в первые тысячи лет, по другим - в один сезон.

Про хромосомные наборы - не знаю. Там все не просто - когда занимались генетикой перепонов, нашли кучу видов-двойников. что - само собой разумеется, но были там и какие-то хитрости, типа вроде наборы чуть разные. а вид один... Но в точности врать не буду, я этим не занимался

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shkrobius@lj
2008-01-12 15:51 (ссылка)
The last photo is superb. What an embrace!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-12 16:47 (ссылка)
да, очень красиво

(Ответить) (Уровень выше)


[info]givopuzik@lj
2008-01-12 20:13 (ссылка)
ууууууууууу...какие!!! и мужиков им не надо,прям матриархат!:))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-13 04:37 (ссылка)
да мужики ж и жедать ничего не умеют - их гнездо построить не заставишь, откуда им знать всякие пропорции личинки, ни охотиться... Жало - преобразованный яйцеклад, а откуда у мужика - яйцеклад? смешно и говорить. Безоружный, негодящий... Так, эфемерное создание, которое мелькнет в жизни солидной и уважающей себя самки - и исчезнет, как и не было

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]givopuzik@lj
2008-01-13 15:42 (ссылка)
ну прям как у людей:))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vyrviglaz@lj
2008-01-13 21:38 (ссылка)
Да и самки зубастые ядовитые как у людей :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]givopuzik@lj
2008-01-13 22:56 (ссылка)
ой, сколько яду!!!! а говорят самцы не ядовиты!! наверное врут как всегда!!:))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vyrviglaz@lj
2008-01-14 00:09 (ссылка)
Вот что бывает если людей с насекомыми сравнивать, или стереотипы повторять.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]givopuzik@lj
2008-01-14 00:53 (ссылка)
да ладно, уже и пошутить нельзя! низзя так все серьезно воспринимать..:))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]deodan@lj
2008-01-12 23:02 (ссылка)
анафемская-то какова! медведки-то страшные же ужас как. Мохнатые, бронированые и зубастые.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-13 04:38 (ссылка)
http://ivanov-petrov.livejournal.com/516579.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]deodan@lj
2008-01-13 10:24 (ссылка)
я помню, да. Перечитал - каждый раз выпадает, что она ещё и летающая! Ну зверь.

(Ответить) (Уровень выше)

оса ларра от медведки
[info]pens_nad@lj
2010-10-18 17:03 (ссылка)
Как бы завести такую чудесную особь, да побольше! у себя на огороде? Медведка достала, сил нет бороться

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: оса ларра от медведки
[info]ivanov_petrov@lj
2010-10-19 01:25 (ссылка)
не получится, увы

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ext_802591@lj
2012-01-08 12:17 (ссылка)
Случайно попал на вашу страницу и прошу вашу помощь в определении. У меня тоже Сфекс зубастый (Sphex maxillosus)? и он же - Sphex funerarius? и кажется - самец? http://fotki.yandex.ru/users/anatoliy-kuzmin-52/view/433627/?page=0 (http://fotki.yandex.ru/users/anatoliy-kuzmin-52/view/433627/?page=0)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2012-01-08 12:25 (ссылка)
в роде более ста видов. Я не специалист по группе, не могу сказать по этому фото, что за вид

(Ответить) (Уровень выше)