Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-01-15 18:11:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Зачем нужны ленивые муравьи

В муравейнике все время находится множество рабочих, которые ничего не делают. Слоняются без дела по территории в окрестностях гнезда, сидят в специальных камерах - как раз и предназначенных дл отдыхающих бездельников. В случае какого аврала и всеобщей мобилизации все эти ребята привлекаются на работы или на защиту гнезда, но бывает это довольно редко. А резерв ленивых рабочих - большой.

Выясняется потихоньку, зачем нужны эти бездельники. Муравейник - система сложная. На входе имеется плодущая самка, которая более-менее непрерывно кладет яйца - то есть идет "сборка" все новых рабочих. А дальше хитро. Есть ряд функций-профессий, которыми рабочие занимаются. Одни функции входят в систему временных ролей - по мере взросления муравей выполняет те или иные работы, от няньки внутри гнезда до охотника и, наконец, охранника. Но и среди внутригнездовых тоже есть старые профессионалы, которые, хоть и давно выросли, не сменили "детскую" работу.

Помимо этого, муравьи объединены в группы, особей по 7-15-20. В этих группах устанавливаются отношения доминирования: есть лидер и подчиненные. В лидеры выходят по способностям. Вот есть доминант, есть пара почти одновозрастных с ним старика-субдоминанта. И есть молодой, да ранний. Пока старик при группе - молодой субдоминант держится в сторонке и выполняет распоряжения. Но стоит старику уйти - и молодой сбивает вокруг кучку других молодых и начинает сам руководить работами.

Вот около муравейника бегает несколько муравьев. Это молодые выбежали из гнезда поразмяться. Однако стоит появиться на этой территории старику-доминанту - как вся молодежь мчится к муравейник, стараясь не попадаться на глаза. Сначала, пока молодые еще не выучили отношения доминирования, старик - увидя неслуха - подходит, подает команду - молодой складывается в чемоданчик (так называется специальная поза, в которой муравья удобно переносить) - и старик схватывает его жвалами и уносит в гнездо. Видимо, эта процедура, несмотря на обыденность, не очень нравится муравьям, так что вскоре молодые уже сами убегают, едва завидев доминанта. Сам уйду, сам, уже убегаю...

Старики гоняют молодых, потому что те мешаются. Команды - те группы, о которых шла речь - состоят из сработавшейся иерархии муравьев, с установленными отношениями доминирования и приобыкшие делать определенный вид работ. Если в эту группу добавить пару десятков молодых - ничего не умеющих - они просто мешают работать. Вот старик их и гоняет - идите в отдыхательную камеру и тихо там сидите... Молодой лидер, стремящийся покомандовать, чаще прочих сверстников забредает куда не надо - в какую камеру или на изолированный кусок территории - и если там оказываются его сверстники - начинает командовать и производить какие-то работы. Тем самым при старике он - никто, а как старик ушел - он учится руководить. Со временем из таких молодых образуются новые группы.

Конечно, молодой может заменить старика - если в схватке с жужелицей старик, скажем, потеряет антенну и через дней 10 помрет, молодой способен занять его место, но вряд ли - у старика есть его старые товарищи, его одногодки-субдоминанты, и обычно один из этих вице-лидеров и принимает старую сработавшуюся команду. а молодой, скорее всего, будет сбивать новую, свою команду, и постепенно встроится в работы гнезда.

В лидеры выходят по способностям и по темпераменту. Иной и шустрый, часто выходит на арену, многое пробует - но очень робкий, чуть что - деру. Из такого лидера не получится, а вот другой молодой - очень наглый, ничем его не испугать, всюду лезет и присматривает. Вот такой устойчиво упорный имеет шанс стать лидером.

И потому большое количество молодых в рабочих группах - мешает. Можно было бы послать сигнал - чтоб самка замедлила откладку яиц. Но это дело фундаментальное и стремное. Затормозит - потом не сразу раскочегарится, а вдруг резкая убыль - кладку останавливать - это уж крайняя мера. Лучше этих бездельных молодых рабочих разогнать по камерам отдыха, пусть тихо сидят. Корм - не лимитирующий фактор у общественных насекомых, не объедят они муравейник, устойчивая работа уже сложившихся групп - дороже.

По характеру многие остаются при облюбованных работах - другие пошли по конвейеру смены профессий дальше, а эти остались. и дело не в том, что тупые. просто таланты у них... Вот внутригнездовой рабочий - это самая первая профессия. Однако такие разные бывают рабочие. Этот уже старик, а кем может быть старик - доминант - на высоком посту, коли он внутригнездовой? Старшим охранником. Стоит у входа и лучше других проверяет, сзади топчется команда "его" молодых и субдоминантов, готовы по команде кинуться. Вот старший грум. Этот лучше всех чистит - и хотя все друг друга чистят. этот в команде чистильщиков - самый главный. Если кто запаршивел - отправлен будет в вошебойку, в камеру, где много молодых отдыхает и его интенсивно вылижут. Ну и, конечно, есть старшие охотники, старшие разведчики, старшие охранники внешней стороны гнезда...

Проверить это дело можно. Например, дать в муравейник куколок - муравьи их всегда берут и ухаживают-растят. В результате получается незапланированный избыток молодых-необученных. И что с ними делается, их работать заставляют? Наоборот. От работы их гонят - не мешались бы под ногами, неумехи... Сидят они в камере в углу, а потом, постепенно чему-то понаучившись... отделяются. Муравейник делает отводок - это такое дочернее гнездо, или создает еще одну колонну - ну, такой производственный комплекс. Туда входит некоторое количество старых профи и куча молодежи, и начинает постепенно обустраиваться.

То есть ограничивающим ресурсом во многих ситуациях оказывается не пища, а структура. Для вовлечения имеющихся особей в производственный процесс нужны наработанные структуры - муравьи-лидеры, доминанты и субдоминанты, достаточно опытные, а также их подчиненные - выученные и умеющие понимать иерархию. Сколько есть этого структурированного ресурса - столько можно взять молоди, ну там 3-5 штук в команду, чтоб учились потихоньку. Но слишком много взть нельзя - выгоднее, чтоб они вообще не работали и только кормились, потихоньку осваиваясь и социализуясь, чем их запрягать.

Понятно, что при таких делах лидеры (=активные профессионалы) имеют судьбу достаточно особенную - поскольку на многих этапах развития семьи они и есть дефицитный ресурс. У них карьерный рост, у них выбор работы "по душе", подключение к ним команд молодых, выделение молодому и подающему надежды лидеру собственного участка - чтоб он не взламывал в карьерных целях сложившуюся бригаду старого лидера, чтобы заместители того могли спокойно работать дальше, а этому бодрячку - новую команду...

И вся эта страшно сложная штука - в самом маленьком муравейнике. И там все время игры в баланс - перепроизводство молоди, или нехватка таких-то специалистов, или освоение новых территорий, или - тупики: надо бы осваивать, но нет спецов, или наборы их не вполне сбалансированы - скажем, внутригенздовых профи хватает, с избытком, а дальних разведчиков нету. И по каждому поводу имеются выработанные стратегии - что делать в таком случае, из кого вербуются эти спецы, кем заменяются и с кем взаимодействуют.





















3-я страница из 3
<<[1] [2] [3] >>

(Добавить комментарий)

О структуре
[info]1asochka@lj
2008-01-16 15:32 (ссылка)
Есть вопрос: а как осуществляется планирование и общее управление? Другими словами, есть ли руководители высшего звена? Как муравей-"бригадир" принимает решение, на каком участке необходим труд его подчиненых, какой объем запасов следует сделать и пр.?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: О структуре
[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-16 17:39 (ссылка)
Нет. На месте умного высшего звена стоит такое понятие - "эволюция".
Бригадир? Ну, где видит недостачу. там и трудится. Проще всего понять на примере фуражировки - выходят ребята в поле и собирают пищу. Самый умный-шустрый бегает. ищет, как найдет - ведет за собой пассивных фуражиров, таскать. Вот так.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lalibu@lj
2008-01-16 19:19 (ссылка)
очень позновательно... и как похоже на людей!

у нас также студентов по углам распихивают. чтобы под ногами не путались.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-17 01:42 (ссылка)
ну так работать-то они не могут и мешают... Должны сидеть в углу, смотреть и тихо учиться.

Боюсь, однако, что до муравьиной послушности студентам далековато.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lalibu@lj
2008-01-18 15:51 (ссылка)
чувствуется досталось вам от студентов :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]unholy_@lj
2008-01-18 15:12 (ссылка)
Это скорее, не они на нас, это мы на них похожи =)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lalibu@lj
2008-01-18 15:49 (ссылка)
не знал что похожесть - вещь направленная :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]doddy@lj
2008-01-17 15:41 (ссылка)
Блин, не знал, что оригинал - ВАШ, дал ссылку куда попало...
http://dirty.ru/comments/227079

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-17 15:58 (ссылка)
ишь ты, текст пошел в народ.. Спасибо, что сказали.

(Ответить) (Уровень выше)

Вот он какой, коммунизм.
[info]shulga@lj
2008-01-18 05:48 (ссылка)
"От каждого по способностям, каждому по потребностстям", так коммунизм в советском учебнике был описан. Муравьи себе сделали.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Вот он какой, коммунизм.
[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-18 08:24 (ссылка)
боюсь, несколько иначе... муравьи не знают такого слова и живут как живут, а вот дурацкие заимствования из их образа жизни у людей получают иногда нелепые названия

(Ответить) (Уровень выше)


[info]p0figist@lj
2008-01-19 00:02 (ссылка)
Прекрасный текст :) Ваяйте в таком же стиле - популярная инсектология для ЖЖыстоф :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-19 04:29 (ссылка)
спасибо

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p0figist@lj
2008-01-19 08:00 (ссылка)
Вам спасибо ;) редко таких терпимых людей в жыже встретишь ;) судя по ответам..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vlugov@lj
2008-01-22 13:04 (ссылка)
Уважаемый IVANOV_PETROV!
Только что завел свой журнал и, прочтя Вашу заметку о "ленивых муравьях" хотел бы, чтобы Вы познакомились с моей статьей в журнале "Наука и жизнь" №3 2007 "Распределенный мозг муравьиной семьи", где я по другому трактую феномен "ленивых муравьев". Был бы Вам признателен за мнение по высказанной в статье гипотезе (E-mail адрес - vlugov@yahoo.com. Статью можно прочесть на сайте журнала http://www.nkj.ru/archive/articles/9317/


С уважением В. Луговской

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-22 13:22 (ссылка)
мне проще ответить здесь... Если это почему-либо Вам не удобно, - ответьте комментом, и я могу стереть данный текст.

Я не мирмеколог, поэтому мое мнение не слишком важно.
У меня вызвали сомнения такие места: "анатомия отдельного муравья - разведчика, работника или муравьиной матки - не позволяет поместить этот "мозговой центр" в отдельном муравье. Слишком малы физические размеры его нервной системы, и слишком велик объем программ и накопленных поколениями данных, необходимых для управления жизнедеятельностью муравейника." "Для существования в своей среде обитания муравьиной семье необходимо уметь оценивать и собственное состояние, и состояние окружающей среды, уметь переводить эти оценки в конкретные задачи поддержания гомеостаза, устанавливать приоритеты этих задач, следить за их выполнением и в режиме реального времени перестраивать работу в ответ на внешние и внутренние возмущения." ""Таблица" же, которая управляет жизнью муравейника и в которой перечислены варианты ситуаций трудовой деятельности и контактов с окружающей средой при участии десятков тысяч муравьев, становится просто необозримой, и для ее хранения потребовались бы колоссальные объемы "запоминающих устройств" нервной системы. Кроме того, время получения "ответа" при поиске в такой "таблице" также будет очень велико, так как его необходимо выбирать из необозримо большого набора схожих ситуаций."

У меня такое ощущение, что Вы ... м-м... несколько поспешно переносите Ваши представления о деятельности технических устройств на живые организмы. Мне кажется, что противоречия, которые Вы выстраиваете - во многом мнимые. Расписать это подробно я не имею возможности - тут надо физиологию насекомых, физиологию органов чувств и теорию эволюции читать курсами... Поскольку я не чувствую, что у Вас ошибка в конкретном месте. Ну что тут посоветовать... Скажем, поведение одиночного насекомого по всем сказанными Вами параметрам тоже в нем не должно умещаться. Однако же, ясное дело, и без мышления справляются.

В целом, я бы сказал - компьютерная фантазия, использующая вместо доказательств и аргументов убежище незнания. Это, конечно. с точки зрения научности гипотезы. А если насчет развлечения читателей - то, конечно, другое дело.

Посмотрел список литературы - Вы зря не упомянули (или не знакомы?) с работами А.А. Захарова. Популярные книги. но достоверные, и - крупного профессионала. Где-то в этих комментариях к моему посту давали ссылку на сетевой вариант книги Муравей, семья, колония. Там. в общем, ответы на многие Ваши вопросы.

Пожалуйста, не обижайтесь на то, что я так прямо... Мне кажется, здесь формат разговора. Это ж не официальная рецензия, а именно мое мнение.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]del_vecchio@lj
2008-01-27 16:15 (ссылка)
Я конечно опоздал, но все равно расскажу про одно интересное наблюдение за муравьями. Лет десять назад, примерно в сентябре-октябре, имел счастье наблюдать в собственной квартире, а именно в туалете, миграцию муравьев (таких совсем маленьких, рыженьких). Их путь пролегал по правой, если занять правильную позицию для основного занятия в подобном помещении, стене сверху вниз по диагонали из одной едва заметной трещинки над дверью в другую, за канализационной трубой, внизу на задней стене помещения. Переход проходил в светлое время суток, на ночь он прерывался, начинался же и прекращался примерно в одно и то же время. Шли они в таком порядке: 2 встречных линии, на троих, идущих туда, приходился 1, шедший им на встречу, видимо указывавший путь (соотношение строгое, нарушений ни разу не замечал); расстояние между шедшими туда было см 4-5, у обратного потока соответственно в 3 раза больше; при встрече - обязательное "обнюхивание" антенками. К сожалению начало миграции я пропустил (обнаружил ее после 2-недельного отсутствия), а кончилась она более чем через месяц. Причем конец ее наблюдал своими глазами, но вот хоть убей не помню, как это происходило (в смысле, пристраивались ли встречные в хвост за основной линией или как).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-27 16:24 (ссылка)
Monomorium pharaonis фараонов муравей, обычный житель домов. Если навстречу - путь не указывал. Они идут по дорожке, запаховому следу, оставленному тем, кто впереди - а не навстречу. Вряд ли миграция. Скорее всего. либо жрать на кухню ходили, либо за водой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]del_vecchio@lj
2008-01-27 16:31 (ссылка)
Но почему в таком соотношении 1:3? (всегда в одну сторону 1:3), почему не на нашу кухню? (она по соседству с сортиром же по старой советской традиции), почему перестали ходить через месяц? /И-таки да, сейчас я вижу это четко (мысленным взором), как последний муравей из встречных разворачивается и устремляется в обратном направлении/

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-27 16:59 (ссылка)
скорее всего, разная интенсивность - следствие того. куда шли. Например, массовый поход за едой уже состоялся в основном, и большинство возвращались в гнездо, лишь немногие еще шли за едой. Постояноство - кажущееся, обусловленное малым временем наблюдений. Перестали ходить - у них дороги не постоянные. Могло переместиться гнездо. иссякнуть источник и т.п. - и пошли в другое место. Или сезон изменился - такого вида пище перестала быть нужна в таких количествах.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]del_vecchio@lj
2008-01-27 17:39 (ссылка)
/Постояноство - кажущееся, обусловленное малым временем наблюдений./
Не совсем так. Я сразу же обратил внимание на это соотношение (1:3 - 3 идут сверху вниз, 1 снизу вверх) и в дальнейшем всегда проверял этот момент и всякий раз удостоверялся в неизменности этого порядка. А бывали дни, когда я специально регулярно заходил проверить, как там дела у моих муравьев: все было также без малейших вариаций.
Кроме того, сейчас я вспомнил про этот момент с разворотом последнего "встречного" муравья, так на самом деле у них заканчивался каждый дневной переход, где-то так часов в 7-8 вечера. Просто однажды этот переход оказался последним. По ночам они не перемещались, я проверял несколько раз. Рано утром тоже, проверено чуть ли не ежедневно. Часов где-то в 10 они уже бывали на месте, однако момент старта я так ни разу и не застал. Но даже в 10 они уже двигались в описанном порядке, т.е. в любом случае даже если за 1-2 часа могли быть какие-то особенности мною упущенные, за оставшиеся 9 часов - арифметически строгий троекратный перевес в одном направлении. Я вынужден был для собственного успокоения как-то разрешить эту загадку, и пришел к выводу, что это миграция. Была даже мысль засечь время и попытаться подсчитать количество переместившихся за это время особей, и рассчитать на основе этих данных, сколько их переходит таким образом за день. Но я благоразумно решил этим не заниматься, полагая что полученный результат вполне может ужасом цифр доконать мой и без того изрядно подточенный наблюдениями за этими муравьями рассудок.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-27 17:53 (ссылка)
ну, значит. они умели считать и строго держались 3:1. Бывает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]del_vecchio@lj
2008-01-27 18:13 (ссылка)
Вот именно этот факт меня и потряс, и заставил вести за ними наблюдение. А то б можно было и дихлофосом каким... Правда, будучи астматиком, не люблю я всю эту химию куда больше чем насекомых, да и за все время этой миграции никакого мародерства с их стороны, хотя, повторюсь, кухня буквально рядом.

(Ответить) (Уровень выше)

Благодарствую
[info]wvoldo@lj
2010-05-25 23:47 (ссылка)
Поразительно просто...На ум приходят словосочетания "скамейка запасных" и "горячий резерв". Довольно мудрое отношение к собственным ресурсам. После наблюдений за шестиногим миром, я уверился в том, что насекомые не просто "машинки с набором функций".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Благодарствую
[info]ivanov_petrov@lj
2010-05-26 01:27 (ссылка)
да, конечно, это не машинки. Как собака - не машина, так и они

(Ответить) (Уровень выше)



3-я страница из 3
<<[1] [2] [3] >>