Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-01-23 14:39:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Бравые подземные жители
(фотографии термитов)

рабочие


лезут крылатые




просто солдат


касты: солдат в центре, среди рабочих


неполный метаморфоз - вместе со взрослыми по термитнику ходят и личинки (нимфы)


знаменитые "носачи" Trinervitermes из Африки. Плюются ядовитым клеем: этот ляпник - весьма совершенное оружие




при этом солдаты меньше рабочих - а те плювала не имеют


а у других солдаты челюстястые


строят замки




(Добавить комментарий)


[info]amarao_san@lj
2008-01-23 08:56 (ссылка)
эх, кто бы их же, да при хорошем свете снял...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 08:59 (ссылка)
фото не нравятся?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]amarao_san@lj
2008-01-23 11:33 (ссылка)
нет. Свет плохой. Пыхают прямо в лоб - яркие участки пересвета... Этих термитов надо в софт-бокс и под свет юпитера - тады будет супер.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sachse@lj
2008-01-23 09:08 (ссылка)
Солдаты и рабочие - разные виды? Вероятно, нет? Отчего же они отличаются?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 09:11 (ссылка)
умное слово "полиморфизм". Такса и дог тоже отличаются, хоть и один вид. По тем же причинам - разные функции. Солдаты дерутся, защищают гнездо, а рабочие пищу добывают и оное гнездо строят

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kottus@lj
2008-01-23 09:14 (ссылка)
мне кажется, корректнее сравнивать с половым диморфизмом: все-таки, дог и такса - разные породы, имитация разных видов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kryakva_marga@lj
2008-01-23 09:24 (ссылка)
скорее уж подвидов

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kryakva_marga@lj
2008-01-23 09:24 (ссылка)
безумно красивые твари
огромное спасибо

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 09:40 (ссылка)
да. недооцененные. муравьев все знают-любят, а у этих такая организация семьи - просто чума. Баланс между кастами, сложнейшая сигнализация, очень специальная строительная деятельность, изощренные виды работ, защиты... При этом, если попросту - социальные тараканы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kryakva_marga@lj
2008-01-23 10:14 (ссылка)
да и тараканы тоже твари достойные уважения
хотя такого эстетического восторга всетки не вызывают:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 10:16 (ссылка)
вот. Грамфодорин я всячески уважаю, за звуки их чудные, но эстетика не та.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kryakva_marga@lj
2008-01-23 10:21 (ссылка)
ойактоэто? (я лох?)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 10:28 (ссылка)
Image

Image

Gromphadorrhina с Мадагаскара. Шипят, когда недовольны. Из дыхалец воздух выпускают. получается шип

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kryakva_marga@lj
2008-01-23 10:36 (ссылка)
думаю если их столь же красиво сняьт тоже ниче будут:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tarakanita@lj
2008-01-23 11:02 (ссылка)
просто восхитительны.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]otgovorki@lj
2008-01-23 20:54 (ссылка)
О! Термитов никогда еще не видела,
но эти - шипящие тараканы - просто слов нет как хороши... (это ведь они в зоомагазинах у нас продаются?)
Спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-24 01:23 (ссылка)
я не знаю, что продается в магазинах. Но, надо полагать, - да.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rustam@lj
2008-01-23 09:55 (ссылка)
красота!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 10:01 (ссылка)
вот до чего можно зашугать процесом эволюции простого таракана...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]amypp@lj
2008-01-23 10:06 (ссылка)
экстаз!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 10:12 (ссылка)
интересно разбирать, как некоторыми небольшими вариациями одного плана строения достигается... По сути богомолы - это хищные тараканы, а термиты - тараканы социальные. И вот на таракана смотришь - совсем одно впечатленье, а на этих вот ребятушек - со-овсем другое

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]noctu_vigilus@lj
2008-01-23 10:36 (ссылка)
кстати, давно хотел у вас спросить, а что энтомологи думают про - было много недавно постов в ЖЖ - таинственное исчезновение тараканов из русских квартир? Вроде: http://maccolit.livejournal.com/581603.html

Это конечно баян, но ваших высказываний по поводу, я, кажется, не читал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 11:13 (ссылка)
да, меня спрашивали вот так же, в комментах... Ничего внятного я не говорил. Бывают колебания численности. ЖЭКи могут применять новые инсектициды - стали травить в подвалах. Помойки в городах могут стать чище - все в пакетах, например, легко не добраться. И знаю случаи, где вроде года три назад исчезли. а в 2007 опять появились, ну хозяева опять стали травить, китайские ловушки ставить - и снова полегче. не думаю, чтобы это было чем-то предапокалиптическим

(Ответить) (Уровень выше)


[info]noctu_vigilus@lj
2008-01-23 10:10 (ссылка)
в детстве у Жюль Верна читал про ночевки в термитниках, очень хотел посмотреть тогда, жаль не было ЖЖ. А правда они съедают людей?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 10:15 (ссылка)
Бряхня. Небось, спутали с легендами о бродячих муравьях. Те хоть в теории могут. А термиты ж - вегетарианцы. Жрут целлюлозу, которую им помогают переваривать кишечные симбионты - жгутиконосцы. То есть могут есть промокашку, высохшие стебли и всяку древесину, а человек... Ну разве что для Буратино они представляли бы опасность. Кстати. да - отличный сюжет: приключения Буратино в Африке. Как он смеется над леопардом и в панике бежит от термитов...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Пятнадцатилетний Капитан:
[info]noctu_vigilus@lj
2008-01-23 10:26 (ссылка)
Тут прямо таки неприкрытое вранье(именно этот пассаж придавал живости сюжету):

Быть может, они предвидели, что мы вторгнемся в их жилище? --
смеясь, сказал Геркулес.
-- Вот как? -- воскликнул кузен Бенедикт, которого задела за живое
шутка славного негра. -- Неужели вы считаете себя сильнее этих храбрых
насекомых? Несколько тысяч термитов быстро превратили бы вас в обглоданный
скелет, если бы нашли ваш труп на своем пути.
-- Велика хитрость -- обглодать мертвеца! -- ответил Геркулес, не
желавший сдаваться. -- А живого Геркулеса им не съесть! Я легко раздавлю
сотню тысяч термитов!..
-- Вы раздавите сто тысяч, двести тысяч, пятьсот тысяч, миллион, --
живо возразил кузен Бенедикт, -- но не миллиард! А миллиард термитов съест
вас, живого или мертвого, обгложет до последней косточки!

То есть, если засунуть человека в термитник, он останется жив?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Пятнадцатилетний Капитан:
[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 10:30 (ссылка)
вранье, конечно. Там влажно... Душно... Ну и ползать будут, щекоча. А так-то что... Кузен Бенедикт опять запутался, как со своим шестиногом...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Пятнадцатилетний Капитан:
[info]noctu_vigilus@lj
2008-01-23 10:39 (ссылка)
Cпасибо. Вот так, мое естественнонаучное развитие остановилось вместе с чтением Ж.Верна, еще Брема, в том же самом пятнадцатилетнем возрасте. Жаль, что они не едят людей, это добавляло им блеска.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nickolas_basile@lj
2008-01-23 12:32 (ссылка)
В одной серии "Доктора Хауса" парень отравился нафталином, к-рый выделяют термиты. Правда, выделяют?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 12:39 (ссылка)
я такого не слышал. Так. с налету, не верится, но мало ли, какая у них химия... Странно, однако. Вроде они им не пахнут...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]snorkelstein@lj
2008-01-23 20:03 (ссылка)
Брехня...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-26 11:36 (ссылка)
http://ivanov-petrov.livejournal.com/847460.html?thread=34765924#t34765924

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-26 11:35 (ссылка)
Как было установлено относительно недавно, в состав стенок гнезда термитов Coptotermes formosanus входят не только частички почвы, пережеванной древесины, слюны и экскрементов, но и... крохотные шарики нафталина! От 50 до 200 мкг этого вещества на каждый килограмм гнездового материала.

Термиты используют это вещество, подобно тому, как использует его человек, предохраняя шерстяные изделия от личинок моли. Нанюхавшись нафталина, заклятые враги этих термитов, огненные муравьи Solenopsis invicta, оказываются просто парализованными.
http://bio.1september.ru/2000/36/1.htm

то есть не у всех, а у этого вида нашли. не знал

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]snorkelstein@lj
2008-01-26 12:29 (ссылка)
Могу только повторить вопрос, заданный в статье: где они его берут? Крайне маловероятно, что выделяют сами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-26 13:04 (ссылка)
не знаю. вот только наткнулся...

http://209.85.135.104/search?q=cache:GQzIecMajrUJ:paginas.terra.com.br/servicos/mgarcia/Wilcke%2520et%2520al%25202000.pdf+Coptotermes+formosanus+naphthalin&hl=ru&ct=clnk&cd=1&gl=ru

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]snorkelstein@lj
2008-01-26 14:32 (ссылка)
Да-а-а... Синтез токсичной полиароматики... Может, и впрямь бактерии, а не сами термиты?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-26 16:57 (ссылка)
хитры на выдумку. Не сами. но используют. Я - такого не ожидал. Но, однако...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vasily_sergeev@lj
2008-01-23 13:21 (ссылка)
Спасибо! Жаль, что без развернутого текста, он у вас всегда такой вкусный. Жду этих выкладок, чтобы в очередной раз поменять картинку на десктопе.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 15:04 (ссылка)
а, вот как это используется... Добро.
тексты были...
http://ivanov-petrov.livejournal.com/166695.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/125401.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aka_b_m@lj
2008-01-23 16:56 (ссылка)
О! Вы в одном из этих текстов пишете, что у термитов, в отличие от перепочатокрылых, нет одиночных видов. А у муравьёв разве есть? И, кстати, какой систематический ранг муравьёв как группы?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 17:20 (ссылка)
Перепончатокрылые, как и термиты - отряд. Муравьи - семейство. Среди отряда перепонов куча одиночных. Собственно, общественных только муравьи. некот. пчелы-шмели. нек. осы. Масса одиночных пчел и ос, наездники - пилильщики - все одинчоные. Сотни тысяч видов одиночных. А термиты - социальные. Все. То есть их план организации требует социальности, по сути - социальные тараканы. Среди муравьев одиночные... ну, как сказать. Есть виды без рабочих. только самцы-самки. паразитируют в гнездах муравьев других ивдов. То есть формально они одиночные, но живут в чужом социуме

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aka_b_m@lj
2008-01-23 17:32 (ссылка)
То, что среди перепонов масса одиночных - я хорошо представляю, но, получается, муравьи всё же отделены (паразитизм их явно вторичный), некие ряды к полной социальности мы можем выстраивать только у летающих. Т.е. термиты не уникальны - план организации муравьёв тоже, выходит, требует социальности, хотя морфологически - соглашусь - это не так выражено, как у термитов, но те же игры с распределённым пищеварением и т.д? А то, что они отряд, а не семейство - ну так на параллельных ветвях такая разница в ранге не так значима (как на одной и той же ветви), всё равно ведь термиты и богомолы - развитие тараканов, как перепоны - развитие пилильщиков.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 17:40 (ссылка)
да, у муравьев многое зашито на социальность... Но еще больше на наземность. Летающие перепоны перешли к наземному существованию - и тут посыпались перестройки, в том числе - социальное житие. Впрочем. это наверняка очень примитивно сказано, в точности причина возникновения социальности у муравьев - огромная научная тема, и не решена не то что до конца - и до первой трети. Так что - мои грубые прикидки. Насчет распределенного пищеварения - да, конечно. Это важная лоснова социальности. Когда одиночка способен помереть с голоду среди куч еды.
Ну, пилильщики тоже перепоны... Но не настаиваю. Сравнивать ранги не так легко, а обосновывать - мука мученическая. Про термитов я имел в виду только одно - вот отряд весь эусоциальный, и другого такого отряда нет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lemming_drover@lj
2008-01-23 17:59 (ссылка)
Спасибо. А нельзя ли посвятить отдельный пост медовым муравьям? А то я только и знаю, что их любят поедать бушмены и что среди них (не бушменов) есть некие муравьи-резервуары. Хочется подробностей.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-23 18:22 (ссылка)
Хорошо, попробую поискать. Без поиска я помню лишь довольно банальную штуку - имеются рабочие особи, которых раскармливают. поскольку запасы семьи сливают в них. Брюхо сильно растягивается. Висят на потолке камеры, коли сорвется - при всей невеликой высоте помещения может разбиться. Вроде бы не особая морфология - обычный рабочий, у которого брюхо растянуто по самое не могу уже. Ну и в сухой сезон весь муравейник питается. Может быть. если поискать, еще чего-то найдется.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lemming_drover@lj
2008-01-23 18:52 (ссылка)
Хотя бы почему они медовые? Грабят пчел или сами вроде меда на вкус?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-24 01:22 (ссылка)
Нет... Вот обычные наши древоточцы кампонотусы собирают падь у тлей
Image
сироп, по сути. Это и запасают.
Другие виды - и живущие в Америке, и африканские, астралийские - переваривают сообща добытый углеводородный корм, получается "сироп", который и хранят в желудке эти самые "медовые бочки". Ну а раз это "сироп", углеводороды - то сладкое на вкус, хотя не мед (не пчелиный мед).

(Ответить) (Уровень выше)