Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-02-23 15:04:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Андрена серая Andrena cineraria
Пчелиные - группа семейств, включающая тысячи видов. Пчелы буквально сделали современную растительность: большинство растений опыляются насекомыми, а самые обильные и специализированные опылители - пчелы. Жало пчелам служит только для защиты - функция парализации им утрачена. У некоторых пчел жало вообще исчезло - у мелипон, тригон. Предками пчелиных были сфекоидные осы.


Андрены - земляные пчелы из семейства Andrenidae, самки их роют норки в земле. Живут эти пчелы колониями, до сотни норок вместе. Потомство андрен, как и других пчелиных, питается не мясом, а смесью пыльцы с медом. Если такую смесь поместить в земляную норку, она либо разжижится чрезмерно, либо впитается в почву и пересохнет. Поэтому андрены, выкопав ход с несколькими камерами у его окончания, выстилают стенки особым секретом, который застывает в водонепроницаемую пленку. Затем на «батончик» пыльцы, пропитанный нектаром, откладывается яйцо. Закончив норку и отложив яйцо, андрена заделывает вход в эту камеру земляной пробкой и принимается обустраивать следующую камеру.







Среди пчел-галиктов можно найти весь диапазон от одиночных пчел до настоящих общественных. Гнезда у некоторых галиктов (Nomioides) расположены в почве. Они состоят из вертикального хода с ответвлениями: каждая «веточка» - ячейка (всего таких ячеек штук 20-25) с «медовым хлебцом» и развивающемся на нем личинкой. У нас обычны галикты Halictus quadricinctus, H. maculatus.



Галикты (Halictidae) - одно из самых больших семейств пчел, их насчитывается 5000 видов в мире. Семьи одних видов галиктов живут всего год, а затем оставшиеся в живых самки разлетаются зимовать и основывать новые гнезда, а у других видов самки живут вместе несколько лет. Самке-основательнице помогают ее дочери, которые у одних видов недоразвиты и не способны к полноценному размножению, а у других очень даже способны, но самка-мать доминирует над ними, заставляя выполнять обязанности рабочих в гнезде и препятствуя их размножению. Обычно эти «добавочные самки» - дочери самки-основательницы, которая живет довольно долго, так что ее «дочки» успевают вырасти и влиться в семью, но бывает и так, что несколько самок кооперируются и сообща основывают семью, и одну из них избирают «старшей по общежитию». Но внешне рабочие даже у те галиктов, у которых они есть, мало отличаются от размножающихся самок.

У некоторых видов галиктов кроме самок-рабочих есть еще модифицированные самцы, которые охраняют гнездо. Это тем более интересно, что из всех общественных насекомых только термиты научились использовать самцов - те у них работают наравне с самками и даже чаще становятся солдатами. А у перепончатокрылых самцы используются обычно только по прямому назначению и большой роли в жизни семьи не играют. А вот в самостоятельно возникающей общественной жизни пчел-галиктов самцы находят «военное» применение.

С возникновением никаких не модифицированных, а совсем обыкновенных плодовитых самцов семья галиктов распадается. Самцы галиктов могут индивидуально различать самок по запаху. При появлении самки самец бурно реагирует на нее, но затем его реакция угасает - самка прискучивает самцу. При появлении новой самки самец опять начинает ухаживание.














(Добавить комментарий)


[info]albiel@lj
2008-02-23 09:15 (ссылка)
Без пчёл не было бы и медведей. Что бы они тогда ведали?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2008-02-23 09:20 (ссылка)
Остались бы мишками, бедолаги. Эвфемизмы другие пришлось бы изобретать. Например "вциркепедалекрут" или "преведолюб"...

Rainaldo

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2008-02-23 09:36 (ссылка)
Они бы грезили о них, в тяжёлом зимнем забытьи, как о несбывшейся реальности. И звались бы пчелогрёзами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2008-02-23 09:49 (ссылка)
Реальность, о которой грезят, уже близка...
и сбились бы пчёлогрёзки в стаю, и погнали бы своих пчёлогрёзов ульи строить, навыбрали бы королев... пищали б, но лезли...
А уж какие цветы бы тогда...
"Если б мишки были пчёлами, то они бы нипочём..."

R.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2008-02-23 09:51 (ссылка)
А мёду бы сколько давали ... Только они бы не давали, кто б у них забрал?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2008-02-23 12:51 (ссылка)
Ну и ладно! С тех бы цветов мы б и сами набрали... Набрались... Дело привычное. Жаль, мужики-то не знают...

Rainaldo

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2008-02-23 09:17 (ссылка)
Предками были осы... А эти, сфекоидные, они из хищников или вегетарьянцев?
А сами пчёлы (современные, ископаемые...) - они все одинаковы по "кормовой базе" и методам? Всегда ж завораживают все эти вариации "про курицу и яйцо".

Rainaldo

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-23 13:40 (ссылка)
как сказать... http://ivanov-petrov.livejournal.com/837921.html
Взрослые осы обычно питаются нектаром цветов и сами мясное не едят - мясом они только выкармливают личинок.
взрослые - нектарчиком. дети - мясо ломтями

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2008-02-23 14:18 (ссылка)
Экий всё-таки гуманный у них путь эволюции...

R.

(Ответить) (Уровень выше)

misc btw
[info]nikanora@lj
2008-02-23 09:36 (ссылка)
российскую ярмарку меда посещаете? сейчас идет в Манеже

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: misc btw
[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-23 13:39 (ссылка)
нет, не ходок

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: misc beetw :-)
[info]nikanora@lj
2008-02-23 15:00 (ссылка)
жаль! все-таки событие из жизни людей и насекомых :-)
однажды среди разнообразной продукции - меда, забруса, перги, пыльцы, воска, маточного и трутнего молочка, пади и прополиса, с удивлением обнаружила пчелиное "мясо" - в некой-то медовой смеси из перечисленных выше инградиентов располагались пчелиные тельца и их фрагменты - забыла название сему продукту :-(
но от продавался тоже как съедобное и лечебное.
И вообще, где только пчелы не летают и с чего только не собирают всякое - от колючек в Средней Азии, до вереска почти у Полярного круга, и на сопках Приморья, и в горах Алтая, и в хвойных, и лиственных лесах - жуть! велика Россия :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leonid_t@lj
2008-02-23 10:07 (ссылка)
прекрасные и обаятельные с$ущества. "пчела - жывотное полезное" (с)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-23 13:41 (ссылка)
по мне. муравьи симпатичнее. Но пчелы тоже ничего

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lemming_drover@lj
2008-02-23 14:19 (ссылка)
А шмели? Вот уж насекомое так насекомое -- солидное, основательное...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-23 14:53 (ссылка)
да. басят...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hvac@lj
2008-02-23 12:12 (ссылка)
Интересно.Не знал, что жало только для защиты и функция парализации утрачена.Отчего же так болезнен пчелиный укус, ну и там лекарства всякие на базе пчелиного яда?
Вот эти модифицированные самцы -воины, какое у них органическое оружие?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-23 13:42 (ссылка)
Парализации - жертв, то есть пчлы не охотятся на насекомых, чтобы заготовить корм личинкам. Жало для защиты от врагов, и только

Самцы? Челюстястые

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hvac@lj
2008-02-23 17:02 (ссылка)
Спасибо.Ну да ясно, что пища у них нектар и пыльца.
Я раз обнаружил дикий пчелиный рой в железной трубе большого диаметра (Ду 400) на законсервированной стройке, с сотами и вероятно маткой и расплодом внутри.Жаль фотоаппарата не было с собой.
Вмешиваться в их жизнь не стал.Никогда ранее не думал, что в урбанизированной среде могут жить дикие пчелы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-23 17:24 (ссылка)
могут... ну, вряд ли дикие. с пасеки регулярно улетают рои - не успеет пчеловод, не уследит - и улетели. и устраиваются, где могут

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hvac@lj
2008-02-23 17:28 (ссылка)
Вот эти усики на головах -антенны?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-23 17:35 (ссылка)
да. обоняние-осязание

(Ответить) (Уровень выше)


[info]true_vil_ka@lj
2008-02-23 13:46 (ссылка)
рога! причём, что характерно, если рога ломаются об противника, то самец погибает. Новые рога не отрастают, у них там матриархат - самцов много, всем рога не поставишь.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mariasokolova@lj
2008-02-23 14:35 (ссылка)
Персонаж детской книги о приключениях Карика и Вали назвал ее "пчела Андреевна".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-23 16:47 (ссылка)
не слыхал... Домашнее название.

(Ответить) (Уровень выше)

немного офф
[info]nebotticelli_xl@lj
2008-02-23 17:58 (ссылка)
Давно хочу спросить - Ваше мнение как специалиста об энтомологических экзерсисах набоковской Ады?

(про бабочек самого ВВН, его работу в гарвардском музее я знаю).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: немного офф
[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-23 18:02 (ссылка)
да Вы знаете, глупость какая... аду читал, но не помню этих штук. На меня это ровно никакого впечатления не произвело. Так что я просто не знаю, к чему там относиться специалисту... Что. он что-то там яркое сфантазировал про бабочек? Об этом много говорят. статьи пишут... и некоторые я когда-то читал и забыл... Все эти бесчисленные Набоков-лепидоптеролог. Ну, делов-то... Любителей-бабочников пруд пруди, Набоков был из старых, солидных - но. в общем. примерно такой как прочие любитель. Это не оскорбление - любители много бабочек описали, уж такая группа.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: немного офф
[info]nebotticelli_xl@lj
2008-02-23 18:15 (ссылка)
Мне кажется, там интереснее. ВВН явно разделил свои увлечения между Адой и Ваном (после он лукаво отрицал это). Ада в юности занимается гусеницами. Гусеница - бабочка... Игра с читателем в игры, "правила которых не сообщаются". ВВН ва-аще любил многослойные аллюзии + игры со словами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: немного офф
[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-23 18:24 (ссылка)
да, я понимаю, но Вы же спросили - если не путаю - о профессиональном отношении.

(Ответить) (Уровень выше)