Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-03-22 10:38:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Пустое место в мозгу
Вот уж кто редко говорил о пустых местах, бездонных провалах и прочих таких штуках, так это Гёте. Однако попалась мне цитата из «Изречений в прозе», совершенно, на мой взгляд, удивительная:

«Человек действительно помещен в центр действительного мира и наделен такими органами, что оказывается способным познавать и создавать действительное и наряду с ним возможное. Все здоровые люди имеют убежденность в своем бытии и в том, что существует вокруг них.
Между тем имеется также некое пустое место в мозгу, то есть место, где не отображается ни один предмет, подобно тому как в самом глазу также есть пятно, которое не видит. Если человек особенно обращает внимание на это место, углубляется в него, он попадает особого рода помешательству, заставляющему его подозревать здесь вещи некоего другого мира, которые, однако, на деле суть вздор и не имеют ни образа, ни предела, но пугают, как ночная пустота, и пуще кошмара преследуют того, кто не может от них избавиться»

Дальше следует знаменитый отрывок «Следует признать, что все фактическое уже есть теория…»

Обычно это место цитируют как противоромантическое, что, конечно, верно. Но я вдруг прочитал именно фразу о пустом месте в мозгу – и почему-то она соединилась у меня с тем памятником «Неведомому Богу».


(Добавить комментарий)


[info]leonid_b@lj
2005-03-22 04:54 (ссылка)
Потрясающе! Какая жуть! Что же это за человек был такой?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-03-22 05:16 (ссылка)
Смотрел...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leonid_b@lj
2005-03-22 05:19 (ссылка)
Однако видел.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]readership@lj
2005-03-22 07:50 (ссылка)
Между прочим, это не метафора, а теоретический факт :) Насчет центра мира.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-03-22 09:41 (ссылка)
Я и не думаю, что это метафора. Думаю, это и не теоретический факт. Я полагаю, что это - наблюдение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]readership@lj
2005-03-22 09:58 (ссылка)
Вероятно, наблюдение самое точное слово. Касательно Гёте, да и не только его. Но я то говорил о фактах, а факты наших нынешних представлений эти наблюдения подтверждают самым непосредственным образом, если центр мироздания трактовать как его центральный размер. Удивительно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dennett@lj
2005-03-22 08:59 (ссылка)
Да, Гете - человек полноты, однако говорить о том, что он редко писал о пустоте и точках сингулярности - мне кажется, слишком сильно. Подозреваю, об этом весь Фауст. Вот даже первую строчку прочесть... Да и сама концепция дьявола. И бога, как точки всемогущества. Это его крайне занимало.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-03-22 09:48 (ссылка)
Ну, тут можно долго спорить... Подозреваю, что это не "Фауст", а Деннет, читающий "Фауста" - что тоже не мало, но не то же самое. О "точках" он не говорил - это Вы себе представляете, что дьявол и Бог - точки чего-то. Нет уверенности. что так же мыслил Гёте - даже если Вам кажется, что эта мысль безальтернативна.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alwdis@lj
2005-03-22 13:15 (ссылка)
"Неведомому БОгу" - Вы имеете в виду гимн Ригведы?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-03-22 14:48 (ссылка)
Нет. Извините, что без ссылок - как помню. Ап. Павел проповедовал Афинянам и сказал: среди прочих богов, которым вы поклоняетесь, есть памятник неведомому богу. Его я и проповедую вам. Это очень известная история и весьма цитируемое место - я уверен, что Вы легко найдёте его.

(Ответить) (Уровень выше)