Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-04-03 12:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Веб 3.0 - деньги за ваш вкус
http://www.polit.ru/research/2008/04/02/web3.html
ссылка от [info]avvas@lj

Кажется, продают идею: будьте культурными, интеллигентными, соберите компанию таких же культурных друзей - и получайте за это деньгм.

Александр Борисович Долгин
"В России сейчас сложилась благоприятная экономическая конъюнктура, благоприятная настолько, что возникают опасения, не грозит ли нам «голландская болезнь»... Существуют способы использовать манну небесную во благо общества. В частности, заняться тем, чего больше всего не хватает России, – строительством новых институтов. Одному из таких институтов в сфере электронных коммуникаций и Интернета и посвящено это выступление.

...web 3.0 ... – речь о т.н. семантическом web’е, когда ставка делается на компьютерный семантический анализ (машинное распознавания смыслов).... Рекомендательный сервис – это социальная сеть самообслуживания, в которой пользователи оставляют свои суждения (в первую очередь, потребительских актах), обмениваясь тем самым потребительским опытом, и делая его доступным другим людям. Чтобы получать рекомендации, человек должен оценить некоторое количество объектов, создав свой профиль предпочтений.

...На заре возникновения интернета, он представлял собой, главным образом, поисковую систему. Это была инфрастуктура, благодаря которой каждый мог обнаружить то, что его интересует. ...Примерно 3-4 года назад, когда поисковые системы полностью сложились, поднялась следующая волна – web 2.0. Что это такое? До появления web 2.0 весь контент производили и размещали в сети профессионалы, получавшие за это плату, а потребляли простые пользователи. Отличие web 2.0 состоит в том, что контент в самом широком смысле (тексты, фотографии, ролики, мелодии и т.п.) стали производить непрофессиональные пользователи, которые сами же его и потребляют.

...Исторически сложилось так, что изначально интернет был бесплатным, почти благотворительным. Но поддерживающая его инфраструктура стоит дорого, а если еще платить за контент, то обеспечение жизнедеятельности сети становится и вовсе проблематичным. Поэтому идея получать контент бесплатно понравилась всем – и владельцам интернет-компаний, и простым людям, которые обрели замечательную площадку для самовыражения.

...Итак, web 2.0 – это пользовательское самообслуживание, если не сказать самодеятельность. Но наряду с преимуществами, имеются вполне понятные изъяны. Эфир сильно зашумлен – крайне трудоемко посматривать миллионы роликов, дневниковых записей, самописных текстов и находить среди них что-то, стоящее и интересное для себя...

Сегодня все очевиднее, что будущее за web 3.0, то есть, за социальной рекомендательной институцией. Web 3.0 отличается от web 2.0 тем, что пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его сертифицируют: отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, их референтных групп, сообществ, в которых они состоят. Система позволяет делать это автоматически. Любой, кто зайдет на сайт imhonet.ru, сможет в этом убедиться.

...Web 3.0 – это стадия, на которой непрофессионалы будут получать деньги за интернет-активность и сертификацию контента. Это колоссальный прорыв. Раньше бытовало устойчивое мнение, что сначала контент надо отфильтровать, а потом публиковать. Теперь схема перевернулась: контент сначала публикуют, потому что это очень дешево, а потом подвергают экспертизе, сертифицируют в соответствии со всеми ступенями вертикали вкуса – каждому легко найти в этом случае что-то свое.

...У России есть шанс оказаться в этой области впереди планеты всей. Так иногда случается, что догоняющие опережают первопроходцев потому, что могут учесть ошибки предшественников.

...Стоит упомянуть еще б одном побочном эффекте рекомендательных систем. Пока подобные сайты заняты своим прямым делом – рекомендациями, они попутно генерируют различные данные, в том числе о человеческих предпочтениях. Этот информационный продукт может быть очень важен для ученых и исследователей. Уже сегодня на imhonet.ru накоплено без малого 15 миллионов оценок фильмов, книг, музеев, театральных постановок, критиков, телерадиоведущих и так далее. Это колоссальный массив сведений, которые раньше добывались с огромными издержками и никогда не были доступны культурологам и социологам в таком объеме. Это такой же революционный переворот, каким в свое время для экономики было введение бухгалтерского учета или статистики по экономике разных государств, что положило начало исследованиям и сравнению благосостояния стран.

...Наше ноу-хау состоит в том, что мы придумали, как зарабатывать деньги самостоятельно, оставаясь независимыми от продавцов и дистрибуторов контента. Существует ряд способов монетизации такого рода проектов. Приведу в пример лишь несколько из них. Первый и самый простой – это традиционная рекламная модель, такая как на общественном телевидении. Второй – небольшая абонентская плата, как на телевидении платном. Те, кто хочет пользоваться порталом бесплатно, смогут работать «смотрителями» рекламы. (Сейчас ее нет и в скором времени не предвидится.) Тем, у кого цена времени высока, и они не готовы расходовать его на просмотр рекламы, будет предоставлена возможность заплатить небольшую абонентскую плату. Еще одна возможность для заработков – система высвечивает неудовлетворенный спрос, и эта информация может продаваться издателям или дистрибуторам, или использоваться самим сервисом. Самая сложная и тонкая бизнес-схема – это благодарственная постфактумная оплата. Людям будет предоставлено право (именно право, а не обязанность) заплатить за полученное удовольствие от произведения. Автору – за его творческий труд, сервису – за навигацию и подсказку. Фактически создается система массового патроната. Ее прообразами можно считать оплату уличных музыкантов, чаевые в ресторанах, постфактумную оплату за программное обеспечение.

...web 3.0 – это центральный институт современности: публичная потребительская экспертиза решает главную проблему культурного поля – отсутствие обратной связи между потребителем культуры и производителем. Никогда раньше производитель не знал, что думает покупатель о его товаре с такой ясностью, точностью, быстротой и полнотой."


(Добавить комментарий)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 05:09 (ссылка)
Боюсь, в Рунете рекомендательными системами почти что никто не интересуется. Я создал [info]ru_preference@lj, но "пациент скорее мертв, чем жив"...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pathfinder_lj@lj
2008-04-03 05:37 (ссылка)
а мне кажется, что интерес наоборот есть — ЖЖ как раз и есть пример такой рекомендательной системы (привет "тысячникам" :), просто выражается это в других формах...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 05:56 (ссылка)
Блоги - вырожденный случай, поскольку рекомендатель всегда один. Настоящая система суммирует: допустим, пользователь А, чьи вкусы коррелируют с вашими на 0.8 дал некоему фильму оценку 10, Б, у которого корреляция 0.5, поставил "кол". Следовательно, ваша прогнозируемая оценка будет 8 или 9. Реально, разумеется, учитываются десятки отметок и корреляций, а не две.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pathfinder_lj@lj
2008-04-03 06:14 (ссылка)
Это уже просто детали техническое реализации, сколько и каких коэффициентов учитывать. Я хочу отметить, что "рекомендательные системы" уже есть, они уже здесь и более навороченным системам придется вначале пройти через сито "вырожденных случаев".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 06:19 (ссылка)
Я не слышал о блоггерском сервисе, который затем перерос в рекомендательный. Вот совмещение того и другого бывает - так, например, устроен StumbleUpon.

(Ответить) (Уровень выше)

http://barglass.info
[info]reklamkin@lj
2008-04-03 11:02 (ссылка)
не доросли мы ещё))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mike67@lj
2008-04-03 05:20 (ссылка)
По-моему, это просто пиар имхонета. Ведь самый известный пример, где воплощается этот принцип - Википедия.
Гораздо интереснее web 4.0 - это когда компьютеры будут полностью сами генерировать контент. Я не утверждаю, что для этого нужен искусственный интеллект: ведь процесс встречный, и общение на уровне "привет, чуваки, как дела?" компьтер вполне способен осилить. И вот тогда, именно тогда возникнет мода на естественное мышление, на человеческую мысль. Богатые бездельники будут платить большие деньги, чтобы услышать живое суждение о погоде, лучших местах для отдыха и т.д.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vagonsky@lj
2008-04-03 05:41 (ссылка)
Вроде идея у имхонета другая: на основании оценок посетителя по поводу, например, просмотренных им фильмов ему даются рекомендации по просмотру других фильмов

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 05:49 (ссылка)
Совершенно верно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vagonsky@lj
2008-04-03 06:02 (ссылка)
Меня это наводит на безрезультатные пока размышления - подобен ли человек многомерному вектору.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 06:06 (ссылка)
Не только вас. На Last.Fm есть функция "послушать то, что нравится соседям", причем соседство подразумевается не географическое, а именно то, в многомерном пространстве возможных вкусов.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fregimus@lj
2008-04-03 10:23 (ссылка)
Можно даже сказать просто неотличим. Все дело в размерности. :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]scau@lj
2008-04-03 06:13 (ссылка)
Так ведь уже кучу лет существуют last.fm и другие подобные сервисы? В чем преимущество и новизна подхода? Почему это называют web 3.0?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rednyrg721@lj
2008-04-03 06:20 (ссылка)
На last.fm нельзя ставить оценки, если что-то послушал - сервис уже делает вывод, что тебе это нравится.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 06:23 (ссылка)
Роль оценки может играть число прослушиваний одного и того же трека, правда, не факт, что алгоритм подбора его учитывает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 06:22 (ссылка)
Принципиальной новизны нет, подход всего лишь захватывает все новые и новые области: книги, фильмы, фотографии, веб-страницы, товары.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]scau@lj
2008-04-03 06:29 (ссылка)
А imdb.com? flickr? На многих интернет-магазинах есть возможность оценить товар.

Или имеется в виду, что преимущество в том, что все эти возможности будут объединены в одном сервисе?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 06:40 (ссылка)
IMDB - совершенно из другой оперы, там имеется только рейтинг, т.е. структура, навязывающая всем вкусы большинства. Со Фликром аналогично (хотя для него имеется полезная надстройка Photoree). Вся соль рекомендательной системы в том, что вам предлагаются объекты, высоко оцененные людьми, похожими на вас.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]scau@lj
2008-04-03 06:48 (ссылка)
Не факт, база оценок же там тоже есть, и я так понимаю, что все оценки в их базе данных хранятся. Значит, в любой момент тот же ИМДБ может создать такую систему: все необходимые данные для оценки степени корреляции вкусов пользователей у них есть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 06:52 (ссылка)
Я уже согласился чуть раньше, что принципиальной новизны нет. Точнее, новая информация состоит в том, что эти корреляции стоит высчитывать, поскольку полученный таким образом результат востребован.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 06:42 (ссылка)
Насчет объединения - не уверен, что в этом есть смысл. Совпадение с кем-то, допустим, музыкальных вкусов вовсе не означает, что совпадут также литературные, и наоборот.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pathfinder_lj@lj
2008-04-03 06:29 (ссылка)
Сейчас в сети очень много "мусора", "шума", то есть нагенерированного роботами контента и т.п., и его становиться все больше. Пока еще поисковики справляются, но наступит момент когда полезную информацию можно будет найти только "по рекомендации", вот тогда и наступит эра last.fm и web 3.0. Так что, ждем фазового перехода...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mike67@lj
2008-04-03 19:57 (ссылка)
Так идеи разные могут быть. Но сам принцип посетителей-экспертов в Википедии задействован более полно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]109@lj
2008-04-03 06:02 (ссылка)
кстати, да!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]faceted_jacinth@lj
2008-04-03 06:23 (ссылка)
Фантастика...
Digg, reddit, metafilter, slashdot, del.icio.us, stumbleupon и прочая, и прочая, тысячи их, работают уже фиг знает сколько времени; на любом уважающем себя сайте типа imdb или ютуба есть развесистая система рейтингов и кармы, а тут, блин, чувак Совершает Открытие -- это, оказывается, будущее, у него, "догоняющего", оказывается, есть шанс опередить первопроходцев. Веб 3.0, ха ха ха.

Не идею он продаёт, а свой сайт, причём не людям, а инвесторам, причём даже это он делает на редкость коряво.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vagonsky@lj
2008-04-03 07:25 (ссылка)
Разве на имдб можно получить рекомендацию исходя из просмотренных и оцененных фильмов?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]faceted_jacinth@lj
2008-04-03 07:35 (ссылка)
Нет, там только сумма оценок.
А на ластфм есть рекомендации, только оценивать-то как раз нельзя.

Я к тому, что дядька так говорит, как будто он придумал что-то совершенно новое и революционное, "веб 3.0", а на деле это всё уже есть давным давно, во всевозможных формах. На самом деле во всевозможных.

Разве что идея объединения рейтингования вообще всего, и ссылок, и фильмов, и заметок в одном месте обладает хоть какой-то новизной.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 07:42 (ссылка)
Скажем так, он первым успешно реализовал идею в Рунете. Ранее существовавшие сервисы для рекомендации книг охватывали очень небольшую аудиторию и постепенно загибались.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vagonsky@lj
2008-04-03 07:53 (ссылка)
Вполне может статься, что новизной обладает как раз идея объединения рейтингования с рекомендациями, учитывающими профиль собственных оценок. Лично меня терзают смутные сомненья, но кому-то это очень даже может оказаться полезным.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fregimus@lj
2008-04-03 07:54 (ссылка)
Netflix. Много лет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vagonsky@lj
2008-04-03 08:15 (ссылка)
Спасибо! Глянул в Википедии - они еще и миллион долларов обещают тому, кто придумает алгоритм лучше, чем у них. Так что все серьезно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fregimus@lj
2008-04-03 07:53 (ссылка)
Пеарицца, жестяно пеарицца. Прям Тим О'Рейли 2.0.

А Web 3.0 тоже не новость — только раньше он был в форме кроссовок Adadas и плееров Panascanic китайского производства.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-03 09:32 (ссылка)
понял

(Ответить) (Уровень выше)


[info]paul_kovnik@lj
2008-04-03 08:11 (ссылка)
Тысяча гоблинов "перерекомендуют" десятку умников для всех. кроме полутора десятков таких же умников.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]grey_horse@lj
2008-04-03 08:14 (ссылка)
А там нельзя "перерекомендовать". Если оценки другого человека не коррелируют с вашими, на выдачу рекомендаций вам они не влияют. И еще предусмотрен фильтр по банальности.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]poli_kolozaridi@lj
2008-04-03 10:24 (ссылка)
всё это интересно и вполне живо, мне кажется.
только такой web 3.0 совершенно не подразумевает генерации контента. И
это не списать на постмодернизм, рано или поздно вопрос всё равно встанет, иначе это однодневка.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-03 12:08 (ссылка)
видимо. подразумевается, что все вебы работают одновременно. второ контент создает, третий оценивает. четвертый... Как говорилось в знаменитом фильме - "и все одна. тяжело!"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]poli_kolozaridi@lj
2008-04-03 12:24 (ссылка)
а что сейчас второй создаёт?
по-моему, второй как раз сейчас плавно стареет, чтобы уйти в разряд легенд-контентосоздателей. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-03 12:49 (ссылка)
второй? ну, во классификации этого господина - мы с Вами вот прям сейчас и создаем

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]poli_kolozaridi@lj
2008-04-03 13:11 (ссылка)
мы-то создаём :)
только насколько он может стать пространством диалога для третьего? сомнительно, по-моему...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]snorkelstein@lj
2008-04-03 14:11 (ссылка)
В тексте есть целый ряд мелких неточностей касательно Интернета. Сам текст имеет явно рекламный характер.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-03 14:17 (ссылка)
да, похоже на то... А логика "сайт профи - контент пользователей - отбор пользователей" - что? Старо? или неверно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]snorkelstein@lj
2008-04-03 14:36 (ссылка)
Там выше народ уже высказался.

(Ответить) (Уровень выше)

(Комментарий удалён)

[info]kpymo@lj
2008-04-04 09:34 (ссылка)
вах, сколько патетики

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_ra_md846@lj
2008-04-08 06:12 (ссылка)
человек ищет инвестора. этож понятно на второй фразе.
на самом деле появление в цикле бабла сразу вексь цикл делает баблообразующим со всем вытекающим. монетизация трафика тяжелдо начинается а дальше УУУУУУУУ

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-08 06:27 (ссылка)
Вторая фраза по ссылке: "Они не лишены оснований. " Вторая фраза в моем конспекте: "Существуют способы использовать манну небесную во благо общества. "

Буду знать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_ra_md846@lj
2008-04-08 07:02 (ссылка)
манна небесная полученная один раз влечет тут же рост храма на 1 метр, амбара при храме на 10 метров, охрану при амбаре на 100 человек, ну и так далее. Потом приходит парень с гор и говорит - разве вас не за-бали эти жирные священослужители в толстых одеяниях?
Хамурапи. всемирная история Банк Империал.

(Ответить) (Уровень выше)