Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-04-28 11:51:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Введение в палеоэнтомологию. 2008 (1)
В.В.Жерихин, А.Г. Пономаренко, А.П. Расницын.

Книга совершенно фантастическая и конечно станет редкостью недоставаемой. Это сделанное на новом уровне "Историческое развитие класса насекомых" - уникального проекта Родендорфа. Дело в том, что волею судеб и силою людей российская палеоэнтомологическая школа - сильнейшая в мире. Поэтому мировая наука рождается в этой области в Москве, на Полянке (сейчас они, правда, переехали). И вот - это первый том многотомного издания. Как и положено в лучших традициях "Введение..." - фундаментальная монография, но притом страшно интересная и написанная не чрезмерно тяжело.

Сначала идет несколько общих глав, написанных А.П. Расницыным. Глава 1 - "Теоретические основы эволюционной биологии". Здесь дан обзор современных теорий эволюции, основных теорий автор насчитывает две. Это синтетическая теория эволюции - наиболее признанная, и недавно появившаяся эпигенетическая теория эволюции (Шишкин и Раутиан), которой придерживается автор. Дана критика СТЭ - какие факты ей противоречат, потом - изложение ЭТЭ. Это теория эпегенетического ландшафта, основные понятия там - не мутация-популяция, а метафора эпигенетического ландшафта, то есть пути, по которому идет развитие организма. Приведены данные, которые подтвержают ЭТЭ (например, ссылка на опыты Шапошникова по быстрой эволюции), отмечено несколько пока не решенных вопросов (ненаблюдаемость эпигенетического ландшафта, трудности предсказания результатов, неполное объяснение скоростей эваолюции - тех самых быстрых слонов, эволюирующих быстрее мышей). Выход на теорию ценотической регуляции эволюционного процесса.

Далее - раздел о методологии филогенетики, таксономии и номенклатуры. Дана схема исследования: постановка задачи, наблюдения и эксперимент, поиск аналогий, создание гипотез, попытки фальсификации, оценка результата (это - видоизмененная и упрощенная схема естественнонаучного познания, предложенная А.С. Раутианом). Затем следует собственная разработка Расницына - тн. презумпции филогенетики и таксономии. Презумпция - это типовое решение некоторого класса задач. Это решение принимается по умолчанию, независимо от того, есть ли серьезные доказательства в его пользу - но при условии, что надежные свидетельства против такого решения отсутствуют. Тем самым это очень ценный набор эвристик, которыми пользуются палеонтологи, выясняющие ход эволюционного процесса. Для примера - первая и центральная презумпция: любое сходство считается унаследованным, пока и поскольку не доказано обратное. Ну и далее - древнее та группа, чьи остатки в более древних отложениях, ряд форм выстраивается в соответствии с палеонтологической последовательностью, найденную поляризацию признака считаем верной для всех аналогичных случаев, из двух состояний признака то, что более функционально, считаем более поздним и продвинутым, закон необратимости эволюции, метод парсимонии (из двух кладограмм выбирать ту, в которой меньше параллелизмов и конвергенций) - и проч. К каждой презумпции - примеры и разъяснения, в частности - разбор случаев, когда под давлением фактов принимается объяснение против презумпции. Так что это именно установка по умолчанию, а не аксиома, которой нельзя противоречить.

Далее раздел о таксономических теориях. Их автор насчитывает три основных - кладизм, фенетика и филетика. Фенетика занимается подсчетом признаков, затрудняясь с их разным весом, направлена на количественную меру сходства. Кладизм хорошо совместим со СТЭ, изучает родство, не обращая внимание на уровни организации и сходство. Филетика - придуманное автором название для "традиционной систематики", эту теорию Расницын считает совместимой с эпигенетической теорией эволюции, она учитывает и родство, и сходство. Призвана исправлять однобокость двух других подходов. Изложение основ каждой теории - различая "ручной" кладизм и компьютерный, близкий к фенетике. Интересно: утверждается. что все хорошо изученные таксоны оказываются полифилетическими (полифилия здесь - с точки зрения строгой монофилии, принятой в кладизме). Достоинтсвом филетики автор считает опру на сходство (не родство), но с использованием данных по родству. Затруднения, возникающие из двуосновности теории - применение противоречащих принципов. Но это и делает, по мнению автора, ее более полной.

Потом большой раздел по таксономической номенклатуре. Расницын излагает разработанную им схему принципов номенклатуры. Это таксономические независимые принципы (невмешательство в таксономические решения, ограниченность приложения, гомонимии, приоритета, стандартизации, верховенства Комиссии по номенклатуре) и таксономически зависимые принципы - принцип типа, иерархии, синонимии. Независимые - те принципы, которые не влияют на построение таксономических теорий, зависимые - которые влияют.

в заключении говорится о противостоянии эоементаристской и холистской парадигмы в современной биологии. С точки зрения автора, сейчас больше соответствует холистская - в лице ЭТЭ. Но более популярна элементаристская (СТЭ, кладизм).

Далее большой раздел книги "Палеоэнтомология - методы и подходы". Тут - специфика исследований в палеоэнтомологии, особенности работы с ископаемыми, история палеоэнтомологии (благо во многом это история той самой лаборатории, в которой работает и долгое время руководил автор раздела А.П. Расницын). "Наука - это прежде всего интерпретация наблюдаемого, а не просто наблюдение... Палеонтология особенно интерпретативна, поскольку источики возможных ошибок здесь гораздо более разнообразны, чем в неонтологии... Палеонтология располагает собственной теорией ошибок, именуемой тафономией. Об этом дальше. а основной вывод из истории науки - там спасла специализация. Палеоэнтомологи очень редки, раньше каждый исследователь занимался всеми ископаемыми насекомыми - и это было непосильно трудно. Мартынов создал лабораторию, где собрал несколько специалистов по разным группам - теперь интереснейшие находки, сделанные одним исследователем, могли поступать на обработку к специалисту - и был получен значительный выигрыш. Тут подтекст: ясно, что такие расходы на сомнительные инновации в далеких от практического выхода сферах может нести... не всяким образом организованная наука. В 30-е годы, когда Мартынов создавал лабораторию, это было дело государственных научных программ. А сейчас это принятый способ исследования, наука уже встала на ноги, прошли конгрессы, получены удивительные результаты... Которых не было бы, если б не полученная организационная поддержка.

Далее большой раздел "Тафономия: закономерности захоронения насекомых и их сохранности", написанный В.В. Жерихиным. Это посмертно изданная работа Владимира Васильевича. Детальнейший обзор можества факторов, влияющих на сохранность остатков. Центральная схема: исходное сообщество - экологические факторы - танатоценоз (совокупность трупов) - экологические и тафономические факторы - тафоценоз (комплекс захороненных трупов) - постбуриальные и автотафономические факторы - ориктоценоз (комплекс ископаемых) - технические и автотафономические факторы - коллекция.

Это - путь ошибок и утрат: как и почему может быть утрачено то или иное ископаемое. самый общий смысл тафономии вот в чем6 предположим. в древних слоях не находится некоего животного. Его там нет? Не известно. Это зависит от того, как жило животное - потому что есть условия. способствующие захоронению останков, и есть - не способствующие. Так что появляющиеся на время в палеонтологической летописи ископаемые, а потом пропадающие - нормальное явление. Стоит группе перейти к другому образу жизни - и она выпадает из летописи. отсюда можно делать предсказания - если такая-то группа пропала - это скорее всего вымирание, а эта вот - нет, почти ничего не значит, просто перешли в иные местообитания. Тафономия - целая наука с богатой терминологией (например, мероценоз - комплекс частей тела, или ихноценоз - комплекс следов). Представлен обзор этой науки - с полным разворотом теоретических средств и массой примеров. Ну вот, скажем, актуапалеонтология. Это область знаний, которая изучает современные захоронения насекомых. наблюдая муравья в капле смолы, мы можем начать понимать, как происходило захоронение насекомых в янтаре 20 млн. лет назад. Итак, по тафономии - большой раздел, с массой подразделений - о факторах смертности, о закономерностях утраты частей тела, о том, какие группы в каких условиях лучше сохраняются. Замечательны, конечно, названия разделов - "посмертные экологические факторы"... Очень занятен раздел об окраске. Жерихин рассказывает о том. как наблюдал еще цветных ископаемых насекомых - они через несколько часов или недель выцветали (окисление под светом), но поначалу еще можно видеть металлическую окраску надкрыльев ископаемых жуков... Скажем, - металлически-синяя жужелица из мелового периода. Металлически зеленая окраска халтицид - такая же, как у современных... Отдельные разделы об ископаемых янтарях разных месторождений, о сохранении насекомых в погадках птерозавров... Всего не перечесть.

Далее идут не менее интересные разделы книги, пусть уж - в следующем посте.


(Читать комментарии)

Добавить комментарий:

Как:
(комментарий будет скрыт)
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Имя пользователя:
Пароль:
Тема:
HTML нельзя использовать в теме сообщения
Сообщение:



Обратите внимание! Этот пользователь включил опцию сохранения IP-адресов пишущих комментарии к его дневнику.