Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-05-02 11:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Зачем высшее образование и скептицизм
В книге Майерса "Социальная психология" натолкнулся на забавную пользу. Речь об известных экспериментах Милграма - они подробно процитированы здесь http://wolf-kitses.livejournal.com/54271.html - кажется, это как раз цитата из Майерса, или у Майерса цитата из Милграма... не важно. Известное дело - испытуемых бьют током, все более сильным. На самом деле эксперимент - над тем, кто управляет рубильником - будет ли он подчиняться командам экспериментатора- "профессора", который говорит "увеличьте ток". Ну и жутковатые данные - как вполне благопристойные люди, уверенные в легальности операции, молотят током невинных до полного ататуя.

Основание всерьез усомниться в возможности стать людьми... Потому что и в Штатах, и в Германии, и в Австралии - везде очень высок (под 80) процент тех, кто соглашается бить током этого испытуемого.

Я тут поглядел на эти эксперименты с другой стороны - нет ли чего обнадеживающего. Там еще штука какая: Милграм (1974) говорит, что люди с низким статусом и без образования легче шли на повышение силы удара. Сварщик, дойдя до 450-ти вольт. почтительно осведомлялся "А что включить теперь, профессор?". А профессор богословия, дойдя до 150, остановился, сказал: "Я не понимаю, почему этот эксперимент нам дороже человеческой жизни" и замучил экспериментатора вопросами об этичности происходящего.

И еще приятная штука. В столь же известных опытах на конформность (все (подсадные) говорят на красный образец, что он оранжевый, все говорят что площадь такой-то фигуры больше другой - а на самом деле меньше, и т.п. - и единственный настоящий испытуемый уступает, говорит против того. что видит) даже один-единственный протестующий почти полностью снимал гипнотизирующий эффект группы. О двух протестантах и говорить нечего. Более того - протестующий может даже ошибаться. Отличный опыт: показывают ткань синего цвета. Испытуемые наблюдают действия предыдущей группы - а там все подсадные. Несколько называют ткань синей, а один - зеленой. Он врет, с точки зрения глядящего - ошибается, и тем не менее эта ошибка уменьшает скованность мнением группы и когда самому ранее наблюдающему опыт показывают кусок красной ткани, который вся его группа уверенно называет оранжевым. он стоит на том, что ткань - красная.

Попросту говоря, если кто-то даже ошибочно прет против согласованного и здравого мнения группы, и при этом злостно ошибается и огребает социальные санкции за неправильное поведение - его же считают дураком) - все равно это снижает порог, и прочие люди начинают судить независимее.

Важно только помнить, что общая для всех скептическая позиция больше не является скептической, а становится массовой. И нужны уже скептики наоборот



2-я страница из 2
<<[1] [2] >>

(Добавить комментарий)


[info]snake_d_ha@lj
2008-05-02 17:13 (ссылка)
Да, именно.
В свое время меня опыты Милграма сильно корежили, пока не пришел к определенным выводам - и успокоился.
Вывод был простой: Под авторитетом и давлением можно делать лишь что, что ты делал бы и без давления и влияния авторитета.

Кстати, я в свое время так и не нашел решение проблемы Милграма для армии, где прямые протесты невозможны.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2008-05-02 17:41 (ссылка)
По первому - непонятно. Вы имеете в виду себя? Тогда - почему бы нет, можно Вас только поздравить... Или Вы действительно думаете, что нет людей, которые именно "под давлением" окружения сделают именно то, чего не позволили бы себе без? Ох, хорошо бы так...

По второму - примеры известны. В самых разных армиях (в некоторых это всё-таки много проще). Хотя, конечно, само понятие-модель "армия" (в которую можно при желании и усердии превратить общество целиком) зиждется именно на преобладании конформизма... Я не уверен, что этот институт есть тот, без которого (конечно, не в реальности, а в некой идеальной модели) никак не обойтись. А вот армии без определённых людей приходится обходиться - или побыстрее двигать их в "верховные главнокомандующие":). Кстати, не секрет, что даже армия на войне - и в мирное время - "две разные сапоги".

Rainaldo

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]snake_d_ha@lj
2008-05-02 19:17 (ссылка)
Себя, конечно.

Да, и в армии похоже чистый естественный отбор, направленный на людей, слепо приказы исполняющих. И когда в определенный момент приказы приходится не только исполнять, но и придумывать, возникает интересная ситуация.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shean@lj
2008-05-04 02:28 (ссылка)
Какой бы негатив Милгрэмовские опыты не вызывали у нормального человека... А негатив вполне естествен, насколько я помню, его даже за аморальность откуда-то выгнать хотели (не помню точно). Так вот, опыты эти исключительно полезны тем, что ясно указывают на необходимость недоверия к собственной природе. "Человек и его автоматические позывы" вовсе не то, что "хороший человек". То есть - человек должен знать, что себя надо корректировать разумом, когнитивно. Профессор богословия тут очень кстати, потому что в христианстве это несовпадение человека-по-природе-своей и человека-должным-образом-себя-ведущего называется первородным грехом. Грамотное христианство такому самонедоверию учит.

Ну, а раз когнитивная коррекция, то само собой различия по образованию - насколько люди привыкли когнициями пользоваться...

Да, я слышала еще, что были гендерные различия - вроде как женщины в среднем или прекращали намного раньше - или уж подчинялись до последнего? Или это миф?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-05-04 02:42 (ссылка)
Грамотное христианство много чему учит. Да где ж грамотных набраться.

Про женщин - не слышал. Не поручусь. но скорее всего миф. С гендерными различиями другие несколько игры... Как-нибудь напишу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gaz_v_pol@lj
2008-05-04 04:41 (ссылка)
И один в поле воин...

Несколько смельчаков, вышедших 25 августа 1968 года на Красную Площадь на демонстрацию (http://ru.wikipedia.org/wiki/Демонстрация_25_августа_1968_года) против введения советских войск в Чехословакию, были в миллион раз слабее КГБ. Но этот шаг вызвал огромный общественный резонанс и в СССР, и в странах варшавского блока - и вся королевская конница и вся королевская рать не смогли заткнуть всем рты. Люди увидели, что иметь свое мнение можно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-05-04 04:45 (ссылка)
да... та еще была история

(Ответить) (Уровень выше)


[info]muh2@lj
2008-05-05 10:36 (ссылка)
Интересно. Выходит, что "недовольные" - тоже полезны? Честно говоря - противоречит наблюдаемому и внутренним ощущениям. "Протестующие идиоты" скорее вызывают желание присоединиться к "большинству". Чем, как я думаю, руководство и пользуется, а они не дураки. Перепроверил бы я эти эксперименты.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-05-05 13:20 (ссылка)
Нет проблем. Перепроверьте. Там было, как я понял, около десятка разных методик - соответственно. охвачены сотни людей. Но, конечно, можно сделать на тысячах

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]muh2@lj
2008-05-05 18:09 (ссылка)
А сколько грант?

(Ответить) (Уровень выше)



2-я страница из 2
<<[1] [2] >>