Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-07-19 08:02:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Про социальный интеллект
http://elementy.ru/news/430752

Люди не способны правильно оценивать впечатление, производимое ими на окружающих
Александр Марков
"Особенно много досадных «сбоев» дает наш мыслительный аппарат в процессе общения с другими людьми. Мы склонны переоценивать себя и недооценивать собеседника, мы систематически неверно судим о способностях, шансах на успех, перспективах карьерного роста и личных качествах — как чужих, так и своих собственных

Обычно мы судим о других «по себе», этот принцип лежит в основе нашего социального интеллекта. Во многих случаях такая стратегия неплохо работает, но в данной ситуации она оказывается малоэффективной. Основную причину психологи видят в том, что человек располагает разнокачественными наборами данных о себе и окружающих: себя он воспринимает изнутри, со всеми своими мыслями, желаниями, мотивами, воспоминаниями и фантазиями, а других видит только «снаружи», и судить о них может лишь по внешним проявлениям: поступкам, словам, манерам и т. п. И хотя мы прекрасно понимаем, что часть информации о нашей личности для собеседника закрыта, тем не менее учесть это понимание в оценке производимого нами впечатления нам удается, мягко говоря, не всегда. Мы невольно — и порой вопреки всякой логике и очевидности — «перекладываем» в голову стороннего наблюдателя свои собственные знания, которыми тот явно не располагает.
...
В первом эксперименте каждому испытуемому предлагали дважды сыграть в дартс: первый раз — потренироваться без свидетелей, второй — проделать то же самое в присутствии зрителей (незнакомых людей). Испытуемый затем должен был оценить по десятибалльной шкале, какое впечатление, по его мнению, он произвел на публику. Он должен был также оценить степень собственной удовлетворенности своим выступлением. Зрители, в свою очередь, должны были по той же десятибалльной шкале оценить мастерство выступавшего.

Статистическая обработка полученных данных показала, что оценка испытуемым произведенного им впечатления сильно коррелирует, во-первых, с тем, лучше или хуже он выступил перед публикой, чем во время тренировки, во-вторых, с его собственной субъективной оценкой своего выступления (выступил ли он лучше или хуже, чем сам ожидал). Участники, выступившие перед публикой лучше, чем во время приватной тренировки, ожидали от зрителей более высоких оценок независимо от показанного результата. Оценки зрителей, естественно, зависели только от показанного результата и не коррелировали ни с самооценкой выступавшего, ни с его результатом во время тренировки (которую никто из них не видел). Таким образом, испытуемый фактически ожидал от окружающих такой оценки, какую он сам себе вынес на основе информации, доступной только ему. В среднем испытуемые в этом эксперименте сильно недооценили то впечатление, которое они произвели на зрителей.

Второй эксперимент был призван показать, что ожидаемые оценки могут быть не только занижены, но и завышены в том случае, если во время публичного выступления испытуемый чувствует себя увереннее или находится в более благоприятных условиях, чем во время тренировки. На этот раз студентов просили дважды спеть фрагмент популярной песни «End Of The World As We Know It». Первое исполнение было «тренировочным», а второе записывалось. Участникам сказали, что запись потом дадут послушать другим людям, и те выставят свои оценки. При этом половине «певцов» выдали слова песни во время тренировки, а во время записи они должны были петь по памяти. Вторая половина, наоборот, тренировалась по памяти, а во время записи пользовалась бумажкой со словами. Это, несомненно, должно было прибавить певцам уверенности, потому что слов в этой песне очень много.

Выяснилось, что студенты из второй группы сами оценили свои выступления выше и ожидали более высоких слушательских оценок, хотя это вовсе не соответствовало действительности. Слушатели поставили в среднем примерно одинаковые (то есть статистически не различающиеся) оценки певцам из обеих групп. При этом слушательские оценки оказались значительно ниже тех, которые надеялись получить певцы из второй группы, и выше тех, на которые рассчитывали певцы из первой группы.

Третий эксперимент был особенно интересен, поскольку в нем испытуемые были четко проинформированы о том, что известно и что неизвестно людям, которые будут их оценивать. Испытуемые могли использовать это знание, прогнозируя оценки, но не сумели этого сделать. На этот раз студентов просили найти как можно больше слов в квадрате из 16 букв (популярная игра Boggle). Им удалось отыскать в среднем по 25 слов. Каждый студент работал над заданием в отдельной комнате, но знал, что кроме него такое же задание получили еще трое студентов. Затем испытуемому сообщали, что другие три человека справились с заданием гораздо лучше: нашли 80, 83 и 88 слов (это был обман, призванный принизить в глазах испытуемого его собственный результат). Цифры были подобраны так, чтобы производить сильное впечатление, но при этом не выглядеть неправдоподобными.

После этого испытуемый должен был предсказать, как, по его мнению, оценит незнакомый посторонний человек по результатам тестирования его (испытуемого) интеллект, сообразительность и умение играть в Boggle. При этом половине студентов сказали, что один и тот же человек будет оценивать результаты всех четырех членов группы, а другой — что результаты разных участников будут оцениваться разными людьми. Таким образом, половина студентов знала, что их будет оценивать человек, знающий, что они выступили «хуже всех». Вторая половина студентов, напротив, была уверена, что человек, который будет их оценивать, не получит информации о более высоких результатах других участников. Была еще третья, контрольная группа испытуемых, которым ничего не говорили о результатах других членов группы и которые поэтому не думали, что они выступили очень плохо.

Как и следовало ожидать, контрольная группа «предсказала» себе гораздо более высокие оценки, чем обе «обманутые» группы. Но самое интересное, что обе группы студентов, «знавших», что они хуже всех, ожидали получить одинаково низкие оценки. Между их предсказаниями не было никаких различий. Задумаемся, что это значит. Здесь речь не идет о пере- или недооценке сведений об информированности оценивающего (знает он или не знает, что испытуемый выступил хуже других). Речь идет о том, что люди вообще никак не отреагировали на эти сведения, не смогли их учесть, хоти они были сообщены им в явном виде. Для испытуемых было важно только одно — что они сами знают, что выступили плохо.

Последний, четвертый, эксперимент был поставлен для того, чтобы проверить, можно ли повлиять на представление о собственном образе в глазах окружающих одной лишь игрой воображения. Первую группу студентов попросили мысленно представить себе какую-нибудь ситуацию, в которой они выглядели бы выигрышно в глазах окружающих, производили бы хорошее впечатление. Второй группе предложили вообразить противоположную ситуацию, какой-нибудь свой поступок, который произвел бы на людей отрицательное впечатление. Третья, контрольная, группа ничего не воображала.

После этого каждый участник должен был в течение 6 минут побеседовать один на один с незнакомым студентом. Затем все участники должны были написать, какое впечатление они, по их мнению, произвели на собеседника (и какое впечатление собеседник произвел на них). Оценивалось общее впечатление по десятибалльной шкале (от 1 — «очень плохое» до 10 — «очень хорошее»); кроме того, нужно было предсказать, как оценит собеседник такие качества испытуемого, как чувство юмора, дружелюбие, очарование, грубость, скучность, ум, честность, скрытность, душевность и заботливость.

Выяснилось, что та игра воображения, которой занимались испытуемые перед беседой, оказала сильнейшее влияние на то впечатление, которое, по их мнению, они произвели на собеседника. Однако она не оказала ни малейшего влияния на реальное впечатление, которое они произвели. Воображавшие плохое думали, что произвели дурное впечатление, воображавшие хорошее были убеждены, что очень понравились своим собеседникам — и при этом как те, так и другие были весьма далеки от реальности."


(Добавить комментарий)


[info]drug_indejcev@lj
2008-07-19 02:17 (ссылка)
Врядли это что-то говорит о социальном интеллекте - скорее о социальном инстинкте. Если провести те же эксперименты, скажем, на милиционерах, бизнесменах и политиках, а не на студентах, то результаты, вероятно, будут совсем другие.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 03:51 (ссылка)
м-м... То есть у каждой группы свои способы и направления самооценки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]drug_indejcev@lj
2008-07-19 16:10 (ссылка)
Скорее разное влияние жизненного опыта на процесс самооценки (см. Медведя ниже)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ru_teacher@lj
2008-07-19 02:42 (ссылка)
да
:(

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 03:51 (ссылка)
увы

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leeuwis@lj
2008-07-19 02:57 (ссылка)
4-й эксперимент интересен. Не только с (.) зр. самооценки. При концентрации на одной мысли (факте, впечатлении) человек замечает малейшие подтверждения своему умонастроению и в упор не воспринимает то, что этой идее толсто противоречит.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 03:52 (ссылка)
то есть обычная моноидея, никакой специфики

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leeuwis@lj
2008-07-20 00:19 (ссылка)
Да нет, почему моно. Утром одна, вечером - другая.
И не только идея, оценка зависит и от настроения. Что эксперимент и показал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fregimus@lj
2008-07-19 03:27 (ссылка)
Человеком? Ну нет уж! Скажите лучше, где тут в тигры записывают?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 03:50 (ссылка)
да прямо тут. я записал Вас

(Ответить) (Уровень выше)


[info]termometr@lj
2008-07-19 04:02 (ссылка)
ниасилил, потому что слов в этой песне очень много.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 04:15 (ссылка)
и верно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]simonff@lj
2008-07-19 04:53 (ссылка)
И как вы думаете, какое впечатление произвел этот пост на ваших читателей?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 13:26 (ссылка)
что многабукф и нафиг

(Ответить) (Уровень выше)

Про социальный интеллект
[info]venkor@lj
2008-07-19 05:26 (ссылка)
Человек не телепат. Надо практиковаться. У некоторых людей я видел талант - предраспологать людей к себе.. Больше общения. Ведь впечатления о наших поступках со стороны близких людей мы можем угадать заранее

(Ответить)


[info]snake_d_ha@lj
2008-07-19 05:35 (ссылка)
Для меня самые ключевые и неожиданные слова оказались в последнем абзаце: "...ни оказала ни малейшего влияния на реальное впечатление...". Неужели действительно психологическая установка на удачное впечатление никак не повлияла? И все бизнес-тренеры, да и просто тренеры, лишь морочат голову?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 13:26 (ссылка)
да, странно. Могла б и оказать...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]050778@lj
2008-07-19 05:38 (ссылка)
спасибо, любопытно

(Ответить)


[info]flying_bear@lj
2008-07-19 05:38 (ссылка)
Элегантно. И, не знаю, как с точки зрения научной психологии, но с точки зрения обыденного здравого смысла, вполне ожидаемо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]050778@lj
2008-07-19 05:49 (ссылка)
вот сразу видно, что Вы не-гуманитарий :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2008-07-19 05:54 (ссылка)
У гуманитариев другой здравый смысл?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]050778@lj
2008-07-19 05:59 (ссылка)
:-) скажите, а вот если бы, например, в последнем эксперименте испытуемые, повысив/понизив воспоминаниями самооценку, произвели на незнакомого человека соответственно лучшее/худшее впечатление, это не укладывалось бы в здравый смысл?
у нас (увы?) всё так - за пределы common sence выходим в общем-то, нечасто...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2008-07-19 06:04 (ссылка)
Для меня - нет. Впрочем, возможно, это не "здравый смысл", а "жизненный опыт".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nadkathegreat@lj
2008-07-19 09:30 (ссылка)
то есть два противоречащих друг другу результата и оба уложились в здравый смысл :) какой гибкий смысл, однако.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2008-07-19 12:59 (ссылка)
Какие именно противоречащие друг другу результаты Вы имеете в виду?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fandaal@lj
2008-07-19 06:55 (ссылка)
задний ум, ахха)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dzyabnieff@lj
2008-07-19 06:03 (ссылка)
Чтобы оценить степень несоответствия "внешнего" и "внутреннего" образа человека, достаточно дать ему послушать запись собственного голоса. Впечатление, по крайней мере в первый раз, - ужасающее.

Я бы вот сильно поспорил с этим:
"Каждый человек объективно заинтересован в том, чтобы правильно оценивать впечатление, производимое им на окружающих. Возможно, это одна из главных мыслительных задач, стоявших перед нашими предками с древнейших времен. "
А уж утверждение "естественный отбор за миллионы лет так и не сумел «настроить» наши мозги на эффективное решение данной задачи" - и вовсе забавно. Для неподготовленного человека - несомненно, но этак можно сказать о чем угодно. Дать группе пятиклассников порешать что-нибудь из матанализа - и сделать вывод, что человеческий мозг ну совершенно к этому не приспособлен.
Впрочем даже и у суперпрофессионалов с этой объективной самооценкой большие проблемы - и гениальные, опытнейшие актеры спрашивают после спектакля: "ну как?".
В общем, человечество создало множество методик воздействия на мнение окружающих и почти проигнорировало объективную самооценку. Из этого я бы скорее сделал вывод вовсе не о том, что "Важнейшая часть нашего «софта», именуемая социальным интеллектом, явно представляет собой бета-версию.", а о том, что для успешного функционирования в социуме самооценка не особо и нужна.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 13:29 (ссылка)
да. замечал. про голос...

объективно заинтересован - ну это такой простоватый оптимизм...

я бы добавил - она нужна для другого. не для социума

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dzyabnieff@lj
2008-07-19 16:10 (ссылка)
Для социума даже, пожалуй, и вредна частенько...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alec101@lj
2008-07-20 17:31 (ссылка)
Насчет миллионов лет мне тоже понравилось:)
Особенно учитывая возраст нашей цивилизации и тем более современного (пост)индустриального общества. Которое не одно на планете;)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rssh@lj
2008-07-19 06:07 (ссылка)
Элиотт Аронсон (серия "общественное животное") -- у него два сборника с подобными экспериментами. (включая самый знаменитый с тюрьмой) и классический учебник по социальной психологии на этой основе.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 13:29 (ссылка)
спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]elegantchikova@lj
2008-07-19 06:10 (ссылка)
У меня простой рецепт: доброжелательность и внимание к любому человеку, с которым меня познакомили или который пришёл заниматься. И меня абсолютно не интересует, какое впечатление я произвожу. Тем более, что никакого- каждый занят только собой. Близкие меня любят за то, что в моём присутствии они продолжают заниматься собой :))))))))))))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]050778@lj
2008-07-19 06:12 (ссылка)
блин, счастливые люди Ваши близкие! пойду жене мораль прочитаю!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pinolla@lj
2008-07-19 09:11 (ссылка)
Люди не способны правильно оценивать впечатление, производимое ими на окружающих

Само собой разумеется. У человека нет способности читать чужие мысли.
Зачем доказывать очевидное экспериментами ?
Меня интересует обратный процесс. Способен ли некий Иван за счет завышенной самооценки улучшить впечатление, производимое собой на Петра ?
Вот в плане внешности это точно работает: посредственной внешности девушка, возомнившая себя красавицей, скорее всего, окружающими и будет почитаться, как красавица.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cmike@lj
2008-07-19 12:34 (ссылка)
Вот в плане внешности это точно работает: посредственной внешности девушка, возомнившая себя красавицей, скорее всего, окружающими и будет почитаться, как красавица.

Не всегда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eldhenn@lj
2008-07-19 18:23 (ссылка)
Но вероятность произвести впечатление на окружающих при положительной самооценке выше.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pinolla@lj
2008-07-21 05:57 (ссылка)
А что всегда ?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_str@lj
2008-07-19 09:58 (ссылка)
тут еще, мне кажется, сильно дожна играть роль собственного "хорошо-плохо" в смысле точных знаний о своих способностях.
я вот сегодня вписался в роликовый пробег по васильевскому, первый раз ездил по трассе и так долго.
последние полтора километра первого этапа ехал на автобусе.
встаем на передышку, тигра говорит: не жалеешь, что вписался? тяжело тебе?
я говорю: конечно, тяжело! но шесть километров, в один присест, не останавливаясь! а было-то раньше 2-3 и с передышками! и вообще я на роликах в шестой раз в жизни стою!
ну, в самом хвосте все-таки, говорит тигра. тебе точно не обидно?

а мне как-то даже в голову не пришло сравнивать, я был очень занят тем, чтобы двигаться.
и, что интересно, вторую часть откатался гораздо лучше.

когда хорошо знаешь, на что способен, по идее, меньше зависишь от мнения окружающих, сравниваешь только себя с собой.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 13:31 (ссылка)
_когда хорошо знаешь, на что способен_

да.

вот это знание поценнее будет...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sergepolar@lj
2008-07-19 11:10 (ссылка)
Пруст про это писал некоторое время назад :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 13:32 (ссылка)
Н-да, ну и сопоставление. Что я теперь могу? Только согласиться.

(Ответить) (Уровень выше)

похоже это всё придумано и притянуто за уши
[info]rusobalt@lj
2008-07-19 12:43 (ссылка)
Не было никаких таких экспериментов , кто-то это придумал за письменным столом.
а последний вообще не катит. Однозначно в последнем эксперименте должны были получиться другие результаты.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: похоже это всё придумано и притянуто за уши
[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-19 13:34 (ссылка)
ух ты!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]signamax@lj
2008-07-19 18:48 (ссылка)
есть несколько вопросов
собственно они сводятся в обработке и представлению данных - когда автор говорит что участники эксперимента делали то-то и то-то - хотелось бы видеть как распределялись эти участники

может быть удасться выделить вполне выделяемые подгруппы

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-20 02:51 (ссылка)
ну, это уж идти по ссылке и разыскивать первоисточник

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sachse@lj
2008-07-19 19:06 (ссылка)
Отвратительная песня, отвратительная группа. Вот что я скажу по данному вопросу.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-20 02:52 (ссылка)
не слушайте её, не слушайте её совсем, не слушайте её совсем никогда

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_free_surg457@lj
2008-07-20 00:17 (ссылка)
Мы невольно — и порой вопреки всякой логике и очевидности — «перекладываем» в голову стороннего наблюдателя свои собственные знания, которыми тот явно не располагает

Выходит все люди латентные солипсисты?
Здравый смысл мне так подсказывает:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-07-20 02:52 (ссылка)
что-то вроде

(Ответить) (Уровень выше)