Маркузе - критический конспект (критика «критической теории») - I.3. 3.Победа над несчастным сознанием: репрессивная десублимация
Разве бытие не всегда «побеждало» сознание?
(долгие рассуждения об искусстве и вывод):
В ритуальном или ином виде искусство содержало в себе рациональность отрицания, которое в наиболее развитой форме становится Великим Отказом - протестом против существующего.
Еще одно понятие с больших букв. Разве протест против существующего – это «Отказ», а не борьба и ниспровержение старого порядка? Можно ли сказать о «Что делать?» Чернышевского, «Матери» Горького или «Они сражались за Родину» Шолохова, что они проповедуют «Великий Отказ»?!
Формы искусства, представляющие людей и вещи, их пение, звучание и речь, суть формы опровержения, разрушения и преображения их фактического существования. Однако, будучи связанными с антагонистическим обществом, они вынуждены платить ему определенную дань. Отделенный от сферы труда, в которой общество воспроизводит себя и свою увечность, мир искусства, несмотря на свою истинность, остается иллюзией и привилегией немногих.
Искусство, отделенное от сферы труда? Не знаю, что в данном случае подразумевал Маркузе под высоким искусством, но связь русской классической литературы и революционного движения общеизвестна. Хотя далеко не все ее представители придерживались революционных взглядов, даже и нереволюционеры отражали устремления угнетенных – см. «Лев Толстой как зеркало русской революции».
Разве мечтой лучших представителей высокого искусства не было «то времечко, когда мужик (…) Белинского и Гоголя с базара понесет»? Уже Пушкин в своем поэтическом завещании, «Памятнике», предрекал, что его читателями станут даже потомки «ныне диких» тунгусов.
В нашей стране высокая литература родилась вместе с революционным движением, Пушкин взялся за перо, а декабристы – за оружие из-за одних и тех же обстоятельств.
И всё это – не специфическая особенность России, Маркса и Гейне также никак нельзя назвать не связанными между собой.
( Read more... )