Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kirulya ([info]kirulya)
@ 2007-11-08 19:15:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Общество потребления
Впервые о том, что есть страны, в которых есть все и нет очередей, я узнала не из рассказов очевидцев, а из "17 мгновений весны". Помните отрывок, когда Штирлиц в нейтральной Швейцарии сидит в привокзальной кафешке и просит кофе со сметаной? Я еще удивилась выбору. А потом мне досталась книга Ю.Семенова. Там этот отрывок был расписан подробнее.

Штирлиц сидел в маленьком вокзальном кафе возле большого стеклянного окна - отсюда ему был виден весь состав.
- Мсье? - спросила толстая улыбчивая официантка.
- Сметаны, пожалуйста, и чашку кофе.
- С молоком?
- Нет, я бы выпил черный кофе.
Официантка принесла ему кофе и взбитую сметану.
- Знаете, - сказал Штирлиц, виновато улыбнувшись, - я не ем взбитую сметану. Это у меня с детства. Я просил обыкновенную сметану, просто полстакана сметаны.
Официантка сказала:
- О, простите, мсье...
Она открыла прейскурант и быстро полистала его.
- У нас сметана восьми сортов, есть и взбитая, и с вареньем, и с сыром, а вот просто сметаны у нас нет. Пожалуйста, простите меня. Я пойду к повару и попрошу его придумать что-нибудь для вас. У нас не едят простую сметану, но я постараюсь что-нибудь сделать...
"У них не едят простую сметану, - подумал Штирлиц. - А у нас мечтают о простой корке хлеба. А здесь нейтралитет: восемь сортов сметаны, предпочитают взбитую. Как, наверно, хорошо, когда нейтралитет. И для человека, и для государства... Только когда пройдут годы, вдруг до тебя дойдет, что, пока ты хранил нейтралитет и ел взбитую сметану, главное-то прошло мимо. Нет, это страшно - всегда хранить нейтралитет. Какой, к черту, нейтралитет? Если бы мы не сломили Гитлера под Сталинградом, он бы оккупировал эту Швейцарию - и тю-тю нейтралитет вместе со взбитой сметаной".
- Мсье, вот простая сметана. Она будет стоить несколько дороже, потому что такой нет в прейскуранте.
Штирлиц вдруг засмеялся.
- Хорошо, - сказал он, - это неважно. Спасибо вам.

А на закуску я похулиганю.
Был в борделе. Думал, со смеху не встанет.
Дом терпимости эпохи Интернета:
Тот к гетере, этот к гейше иль к путане...
Заказал простую блядь - сказали нету.

Г.Л. Олди "Шутиха"

Надеюсь, меня читает интеллигентная публика, которая знает, какой метр взят.

А что для вас является признаком общества потребления? Сто сортов колбасы? Такой же халатик, но с перламутровыми пуговицами?


(Добавить комментарий)


[info]flasher_t@lj
2007-11-08 14:51 (ссылка)
Ничего, что я снова с фотографиями? :) Напомнило, вот - в маленьком нидерландском городке кофе подали вот так:
Image
С взбитыми сливками в отдельном стаканчике. Можно ложкой выложить в кофе, можно съесть отдельно.

А в обществе непотребления я практически и не жил, хотя кое-что из самого раннего детства помню...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-08 15:05 (ссылка)
Я жила. Непристойное зрелище.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ruastren@lj
2007-11-08 15:03 (ссылка)
Пояс на джинсах, которые и так держаться. Телефон с кучей ненужных функций, а без них только что-то кирпичеобразное. 90% всего, что разложено на полочках возле касс супермаркетов. Кучи разнообразной упаковки, которые выбрасываешь ежедневно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-08 15:06 (ссылка)
Да, упаковка - это бич!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]serafimm@lj
2007-11-08 15:12 (ссылка)
Когда цены отпустили, со 2-го, кажется, января 1992-го, я с будущей благоверной, приехавшей ко мне в гости издалека, зашел по дороге в наш универсам и купил ДВЕ бутылки пива. Без очередей, без битвы за ящик и так далее.
Потому что я хотел бутылку пива и она хотела бутылку пива.
За еще неделю до того я бы хапнул ящик - ибо, тратить столько нервов и времени на покупку одной-двух бутылок я бы не решился (не знаю, как в столицах, а у нас с этим делом было крайне напряженно).
А тут - зашел, купил и пошел дальше.
Я очень отчетливо запомнил этот момент - хотелось хапнуть, сколько унесу, но убедил себя, что т е п е р ь не пропадет.
И не пропало.
Вот только "будущность" благоверной отложилась на последующие пять лет и сбылась эта самая будущность уже в 95-ом, в виде свадьбы.
Казалось бы, причем тут пиво..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-08 15:16 (ссылка)
Ой, я вспомнила!
Как-то мы с сестрой в мамино отсутствие решили сделать котлеты. Лет нам было по 10-11. Прокрутили мясо, лук, а хлеб замочили в воде и невыжатый прокрутили тоже. Фарш стал жидким и разваливался.
Пришла мама, увидела это безобразие, и послала нас вниз в магазин за мясом купить полкило на рубль. Купили, принесли, перемололи, пожарили котлеты.
А потом исчезло мясо. А потом масло.А потом все.
Я вспоминаю эти полкило мяса всю жизнь. При коммунизме мы уже жили. Но плохо и недолго.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]neiztvoegorebra@lj
2007-11-08 15:22 (ссылка)
Когда я поступила в институт и уехала в Ленинград, мы с соседками по комнате в общежитии раз в неделю покупали в гастрономе 100 грамм масла и 200 грамм сыра. Это было неслыханным развратом, потому что дома на Урале масло было по талонам (200 г на человека в месяц), а сыра не было вообще никакого.

Через год в гастрономе появились очереди. Стоять час за 100 г масла стало лень.

Через год и в Ленинграде ввели карточки на масло, сахар, водку, крупы, мыло, и т.д., и т.д.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-08 16:01 (ссылка)
Да. Не ценили своего счастья :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]serafimm@lj
2007-11-08 15:24 (ссылка)
О, а я, в контрпример, в смысле "общества потребления", могу вот молоко вспомнить.
После школы, прихватив бидончик, идёшь за молоком (двое младших, оба "свойское" не могут пить, только магазинное. А я - наоборот, кстати). Каждый день. Стоишь там 2-3 часа. Каждый день.
Вот потому те две бутылки пива мне потом казались Бродвеем, Монпарнасом и прочими блёстками капитализма.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-08 16:02 (ссылка)
Могу себе представить.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]however@lj
2007-11-09 07:30 (ссылка)
А у нас "после школы" молока было купить нельзя, т.к. оно уже заканчивалось. В магазине бутылки и пакеты с молоком "подвозили" к неопределенному времени, пакеты всегда текли, и вообще подвоз надо было караулить. Поэтому, чтобы гарантировано иметь дома молоко, покупать ходили то, которое привозили в бочке на разлив. Надо было встать очень рано, и придти не позже 7 утра, т.к. позже очередь становилась огромной. Магазин, от которого работала бочка, открывался в 8 утра, поэтому зимой было даже негде погреться. С некоторых пор обязанность покупать молоко лежала на мне, т.к. я училась во вторую смену. Я шла с бидоном на 4 литра, встречая по дороге бездомных дворовых кошек и уговаривала их подождать, пока я куплю молоко и пойду обратно. На обратном пути я отливала им молока в какие-то емкости, которые стояли под кустами в местах их постоянного проживания.

Так и запомнились мне эти молочные очереди первой половины 80х. А у противоположного конца магазина было небольшое окно, выходящее прямо на улицу, и огромная очередь у этого окна выстраивалась часов с 6-ти, а то и раньше. Это была очередь за так называемым "говяжьим рагу" - костями с небольшим количеством жилистого мяса. В советский период своего детства на Урале (город-миллионник) я ни разу не видела, чтобы мясо продавалось в магазинах. Оно там и не продавалось. Мои родители покупали мороженое мясо (по 2 рубля за кг) в командировках в Москву или Ленинград, отстаивая несколько раз в очереди. На рынке мясо было - по 7 рублей за кг, правда часам к 12 дня оно заканчивалось.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serafimm@lj
2007-11-09 10:20 (ссылка)
А у нас отродясь не было бутылочного - я его впервые увидел уже где-то на юге, в Минводах. Потому привозили разливное, в 32-литровых флягах, выгружали во время обеда (с 14 до 15), а когда толпа залетала в магазин, работники магазина начинали шкрябать днищами фляг по каменному полу и орать друг на друга. А очередь терпеливо ждала, погромыхивая бидончиками..
Мяса у нас вообще не продавали вообще никакого (благоверная с Урала - точно, было, говорит, это рагу) в магазинах, а рыночное было слишком дорого, как сливочное масло (по 9.50, по-моему).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sandeys@lj
2007-11-08 16:07 (ссылка)
Огромные по вместимости тележки в супер-гипер-маркетах. И сами супер-гипер-маркеты - тоже...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-08 16:11 (ссылка)
И менеджеры на роликовых коньках. Я в "Ашане" в Москве видела.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sandeys@lj
2007-11-08 16:31 (ссылка)
А у меня муж еще сказал недавно: о, надо ролики в супермаркет надевать, с тележкой прикольней ездить будет!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levkonoe@lj
2007-11-08 16:26 (ссылка)
А я не понимаю, что такое общество потребления. Есть страны, где все есть, есть где не все, и есть где ничего нету. Но тем, у которых ничего, тоже ведь только дай. Они не потребляют не потому, что возвышенные, а потому что нечего. И все время об этом думают: где бы потребить?

Вот я раньше, в идейном СССР, ежедневно думала: чем кормить семью, куда побежать - в большой гастроном, на базарчик или лучше в забитый магазинчик, вдруг там чего-то завалялось. И в руках всегда клумки, сумки, в кармане авоська, на коляске и под коляской тоже сетки. А теперь мы бодро идем в капитализм, в обществе царит чистоган и нажива, а я думаю о провизии раз в неделю.

Вот и не понимаю.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-08 16:39 (ссылка)
А чего тут понимать? Жить, чтобы есть или есть, чтобы жить. Вот и вся разница.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkonoe@lj
2007-11-08 16:50 (ссылка)
Да нет. И те и другие едят, чтобы жить, но у нас там на еду вся жизнь и уходила.

Тут с этим "обществом потребления" скорее другая аналогия, про старушку, которая села в церкви, а на замечание ответила, что лучше сидеть и думать о боге, чем стоять и думать о ногах.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-08 16:54 (ссылка)
Соглашусь.
Я не хочу думать о еде. Я хочу думать о возвышенном. А еду просто пойти и купить. И прокладки, и лекарства.
Хорошо, что я это могу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hanka@lj
2007-11-08 16:27 (ссылка)
ответила у себя
http://hanka.livejournal.com/120753.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-08 16:40 (ссылка)
Принимается :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zelik32@lj
2007-11-08 17:19 (ссылка)
"А здесь нейтралитет: восемь сортов сметаны... Мсье, вот простая сметана. Она будет стоить несколько дороже, потому что такой нет в прейскуранте."
"Тот к гетере, этот к гейше иль к путане...
Заказал простую блядь - сказали нету."

Вот эти цитаты как раз лучший ответ на твой вопрос.
В нашем маленьком городке в мясном ("русском") магазине висело объявление: "У нас есть всё".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-09 02:21 (ссылка)
Для того и написано.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tigra_polosatay@lj
2007-11-08 17:20 (ссылка)
Вспомнился очень старый пост:
http://tigra-polosatay.livejournal.com/29206.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-09 02:21 (ссылка)
Угу. Нефиг думать об обслуге.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]deadkittten@lj
2007-11-08 18:57 (ссылка)
Да, "Шутиха" -- великолепная вещь! Искренне завидую что вы читаете её в первый раз... :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-09 02:23 (ссылка)
Смакую!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kengurina_mama@lj
2007-11-08 19:22 (ссылка)
А я не знаю, что такое общество потребления. Но в Союзе нерушимом прожила так долго, что морозилка до сих пор набита. Не могу заставить себя купить 200г или полкило чего-то, обязательно еще немножко в запас. И до сих пор счастлива (уже 16 лет!), делая недельную закупку в супере, в деликатесном и т.д., покупая именно тот сорт, какой мне хочется, а не тот единственный, который есть. И в очередях больше 2-3 человек не стою. Я - бездуховный потребитель, да?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-09 02:23 (ссылка)
Нет, испуганный.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kengurina_mama@lj
2007-11-09 06:29 (ссылка)
Ага, раз и навсегда! И никакое общество потребления уже не излечит. Утешаюсь только тем, что я не одинока - у всех морозилки трещат.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jungehexe@lj
2007-11-08 19:57 (ссылка)
понятие "общество потребления" не связано с заполненностью полок магазинов..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-09 02:24 (ссылка)
Предложи свое.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]korolana@lj
2007-11-08 23:01 (ссылка)
Это, скорее, "там" и в те годы было общество потребления: разговоры крутились очень часто вокруг того "что где выбросили", талонов и прочего-такого-разного.
Здесь фирму и покрой джинсов как-то не обсуждают, да и несчет еды.. ну разве что дамы рецептами обмениваются. Ничего "доставать" не надо. О чем говорить-то??
Приходится о духовном...
Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще... Недавно стала жрица.
Жрица, Постум, и общается с богами.

Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.
Или сливами. Расскажешь мне известья.
Постелю тебе в саду под чистым небом
и скажу, как называются созвездья.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-09 02:24 (ссылка)
Песня. Люблю это стихотворение.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rickkinsky@lj
2007-11-09 06:36 (ссылка)
Времена меняются, да. Теперь знать Бродского необходимо, чтобы считаться интеллигентом. А не любить японскую кухню -- всё равно, что 25 лет назал не вступить в комсомол

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kirulya@lj
2007-11-09 06:42 (ссылка)
Не люблю их липкий рис.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rickkinsky@lj
2007-11-09 09:36 (ссылка)
На вкус и цвет :)
...
Я это к тому, что общество потребления -- это пропаганда потребления материальных благ на уровне государственной идеологии. Ешь суши, люби гламур, будь менеджером среднего звена.
...
Раньше не задумывался, думал, Постум -- имя такое. Оказалось, не вполне.

(Ответить) (Уровень выше)