Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kommari ([info]kommari)
@ 2007-03-25 10:27:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
утрешнее
А без меня, а без меня
И солнце б утром не вставало,
И солнце б утром не вставало,
Когда бы не было меня.
И солнце б утром не вставало,
Когда бы не было меня.
 

Это не какой-то солипсист и поклонник епископа Беркли написал. Как ни странно. То есть не человек, который верит, что, ежели он закроет глаза, мир вокруг его исчезает.

Это красочный образец советского пафоса, о котором я как-то спорил с одним антикоммунистом и либералом. 
Тут интересно вот что - с одной стороны, этот пафос, иногда производящий сейчас странное впечатление, играл огромную положительную роль в повышении самооценки и чувства достоинства советского человека.
С другой стороны, контраст между действительностью и громкими "Да здравствует Его Величество рабочий класс!" (когда трудящиеся зачастую чувствовали свое отчуждение от управления страной, от принятия решений и воспринимали правящий аппарат как ИХ) приводил к некоему раздражению, причем не диссидентского типа - особо рабочие и колохозники не страдали , что не могут прочитать "Доктор Живаго", а на каком-то другом уровне.

Отсюда всякие шуточки:

Стоят дворцы, стоят вокзалы
И заводские корпуса, и заводские корпуса -
Могу назвать вам адреса - песня агента американской разведки - и тому подобное.

А вот песенка целиком. Бернес ее здорово поет, на совмьюзик, наверное, есть она.

Песня моего друга
Слова: Лев Ошанин
Музыка: О. Фельцман
Исп.: Марк Бернес


Стоят дворцы, стоят вокзалы
И заводские корпуса, и заводские корпуса -
Могу назвать вам адреса.

А без меня, а без меня тут ничего бы не стояло,
Тут ничего бы не стояло, когда бы не было меня.
Тут ничего бы не стояло, когда бы не было меня.

Во всей красе плотина встала,
Помчится бешеный поток, помчится бешеный поток
И даст река весёлый ток.

А без меня, а без меня река бы току не давала,
Река бы току не давала, когда бы не было меня.

Прощай Земля, пора настала -
Летит ракета в небеса, летит ракета в небеса,
Несёт по свету чудеса.

А без меня, а без меня тут ничего бы не летало,
Тут ничего бы не летало, когда бы не было меня.
Тут ничего бы не летало, когда бы не было меня.

А кто я есть - рабочий малый,
Семейный добрый человек, семейный добрый человек,
Живу, как ты, в ракетный век.

А без меня, а без меня
И солнце б утром не вставало,
И солнце б утром не вставало,
Когда бы не было меня.
И солнце б утром не вставало,
Когда бы не было меня.

А без меня, а без меня
И солнце б утром не вставало,
И солнце б утром не вставало,
Когда бы не было меня.
И солнце б утром не вставало,
Когда бы не было меня.



(Добавить комментарий)


[info]ex_ex_espru@lj
2007-03-25 04:54 (ссылка)
Разве это весь текст? Если мне память не изменяет, там еще вот такое было:
""Ты да я - рабочая бригада.
Прямо скажем: с нами не шути.
Горы мы подвинем, если надо,
Если горы встанут на пути.""

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kommari@lj
2007-03-25 04:58 (ссылка)
это явно из другой песни - даже по размеру

другое дело, что таких песен было не просто много, а очень много

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_ex_espru@lj
2007-03-25 05:02 (ссылка)
Да, они у меня в одну слились по видовому признаку, как хвастовство подвыпивших работяг.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kommari@lj
2007-03-25 05:14 (ссылка)
Эти песни не работяги сочиняли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_palmira@lj
2007-03-26 08:09 (ссылка)
>Эти песни не работяги сочиняли

Соверщенно верно. Они их с удовольствием пели - но сочиняли эти песенки ...
В общем, известно кто. Кого мы сейчас видим на экранах из "старой", так сказать, "гвардии"...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]warlen@lj
2007-03-27 11:44 (ссылка)
> Они их с удовольствием пели - но сочиняли эти песенки...

Да неужели?!
Конечно, может я не застал...
Помню, "Пора-пора-порадуемся на своем веку..." пьяные компании часто орали во времена моего детства. Люди постарше пели народные песни или что-нибудь вроде "По полю танки грохотали..." Но чтобы такое пели - я никогда не слышал и даже представить себе не могу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kommari@lj
2007-03-25 05:22 (ссылка)
да, еще - без обид - оставьте про "подвыпившых работяг" для своего журнала

я сам 13 лет был рабочим, у меня были друзья и родственники, работавшие на заводах, делавшие уникальные вещи, и при этом занимающиеся спортом, изучающие иностранные языки, учащие вечерних вузов, читавшие книги

их было не так много, как хотелось бы - но они были всегда в советское время

и Ваша барская спесь: "хвастовство подвыпивших работяг" - это просто неприлично, в конце концов

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_ex_espru@lj
2007-03-26 10:27 (ссылка)
Тут Вы явно не уловили контекста! Вот Вы же и написали: "Эти песни не работяги сочиняли". Но не заметили, что барская спесь - вовсе не у меня, а у сочинителей таких текстов.
А рабочими у меня были не только друзья и родственники, но и родители. Сами же они родились в деревнях Тверской губернии.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_ex_espru@lj
2007-03-25 04:59 (ссылка)
Хотя , пардон! Песня другая, но из того же репертуара. Там еще:
"Где пройдем - разбегаются перепуганные сограждане
по стране огоньки.
Всё на свете сбывается
С нашей легкой руки.""

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_palmira@lj
2007-03-26 08:14 (ссылка)
Моей бабушке эта песня очень нравится. И не потому что пел Бернес - как раз Бернеса она любила не всегда, особенно когда он начинал уже слишком "говорить" вместо пения (бывали такие моменты).

Именно за слова.

Про солнце - это конечно, перебор. Но допустимый.

Это можно воспринимать примерно так: факт "солнце встает" не столь уж "объективен". Он важен именно тому, кто на это смотрит. Кто "на этой основе живет", так сказать.
Так могли бы сказать растения и животные - если б могли.
Но человек, который встает на рассвете, "по гудку", тоже имеет на это право.
Ощущение, что все в мире "не просто так", а "зачем-то" - очень важно для человека.

Относительно заводских корпусов, речного тока и ракет - совершенно правильно.
К этому терпимо относились те, кто действительно считал себя простыми советскими людьми. Вроде нашей семьи.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kommari@lj
2007-03-26 08:40 (ссылка)
А мне как раз она в интонациях Бернеса нравится. Его простой голос снимает пафосность, которая была бы у другого певца. Как и в случае с "С чего начинается Родина".

Что же касается "вообще" - я остаюсь при своем мнении, что, не забывая про поднятие гордости и самооценки советских людей, нужна была и некоторая скромность: да, мы не так богаты и зажиточны, как США и Европа, за которыми - сотни лет ограбления мировой периферии, но, в отличии от них, мы государство, где уважают труд, а не деньги - что-то такое

потому что в итоге контраст между словами и реальными делами - при этом искусственно подгреваемый - во многом и послужил причиной срыва страны и ее падения

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_palmira@lj
2007-03-26 09:13 (ссылка)
>А мне как раз она в интонациях Бернеса нравится. Его простой голос снимает пафосность, которая была бы у другого певца.

Так относительно этой песни я и не утверждал - она именно на Бернеса "скроена" (не удивлюсь, если выяснится, что БУКВАЛЬНО так - песни, романсы и даже оперы часто пишут под конкретных исполнителей).

Да и ритм у нее отнюдь не пафосный - размеренный, "простой", будто кто-то "между прочим". под гитару поет. Это же не "И вновь продолжается бой" в исполнении Кобзона.

>да, мы не так богаты и зажиточны, как США и Европа, за которыми - сотни лет ограбления мировой периферии, но, в отличии от них, мы государство, где уважают труд, а не деньги - что-то такое

Это все не для этой песни. Даже слова про солнце. Тут, собственно, даже СОВЕТСКОГО ничего нет. :%-))))) Это, по идее, мог бы и американец-работяга петь... Не согласны? :-))))))))))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_palmira@lj
2007-03-26 09:15 (ссылка)
>потому что в итоге контраст между словами и реальными делами - при этом искусственно подгреваемый - во многом и послужил причиной срыва страны и ее падения

Не знаю, поверите ли Вы мне или нет - не было у нас в семье НИКАКИХ разговоров на тему этого самого "контраста". И вообще его в "подсознании".
Почему - ответ здесь:

http://palmira.livejournal.com/304248.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_palmira@lj
2007-03-26 09:23 (ссылка)
Как бы это лучше сформулировать...
Ага, вот! В моей бабушке - именно она меня воспитывала - никогда не было зуда т. наз. "правдоискательства". "Не-могу-молчатьства", если так можно выразиться. И сомнений в каких-то "базовых" вещах - что есть хорошо, а что есть плохо.

По части песен она действительно - на 90-92% - любила именно то, что предлагала ей культурная жизнь СССР. То, что снималось, переводилось (и немало переводилось!), передавалось

Когда я уже потом заводил с ней споры по поводу каких-то обычаев на Западе, она раздражительно отвечала: "Пусть они там живут, как хотят - а мы хотим жить, как мы живем".
При этом то, что "мы" можем хотеть по-разному :-)))), она не очень воспринимала.
Т. е. она была примерно так же уверена в правоте "советского" жизнеустройства и обыкновений, как западный простой обыватель - в правоте "западного образа жизни". Внутри него можно, разумеется, выбирать, но решительно выходить за его пределы - это "идиотизм".

Это, наверное, редкость, но факт. Такой человек меня воспитывал, потому и я такой, как есть. :-))))))))

Когда СССР был разрушен, подобное восприятие всяких диссидентов плавно переросло в восприятие их уже как "сволочей", которых на самом-то деле "мало преследовали" - и в итоге "вот что вышло". Т. е. повторись СССР еще раз, она была бы лишь более непримиримой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]warlen@lj
2007-03-27 11:37 (ссылка)
По-моему, это не редкость, а как раз довольно типично именно для поколения бабушек. Не знаю, в каком году родилась Ваша бабушка, моя - в 1914. Сама она была горадо более политизированной, но большая часть ее ровесников и тех, кто лет на 10 - 20 моложе, примерно такими и были.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mikluha_maklai@lj
2007-03-25 05:33 (ссылка)
На эту песню была забавная пародия - помню частично:

А где живу, живу на даче,
В простом своем особняке,
В простом своем особняке,
Что на Москве стоит реке!

А с кем я сплю, а сплю с женою,
С простой советскою женой,
С простой советскою женой,
Артисткою заслуженной!

А кто мой тесть, простой сотрудник,
Простой сотрудник из ЦК,
Простой сотрудник из ЦК,
Там у меня своя рука!

А что я пью, простой напиток,
Простой коньяк Наполеон,
Простой коньяк Наполеон,
На днях прислали мне вагон!

А что я ем, парную осетрину,
Простую русскую еду,
Простую русскую еду -
Ее ловлю в своем пруду!

А кто я есть, простой советский парень,
Простой советский дипломат,
Простой советский дипломат,
И девятьсот рублей оклад!

А с кем дружу, дружу с Серегой,
С Серегой, маршалом простым,
С Серегой, маршалом простым,
Он за меня в огонь и в дым!

Ведь без меня, ведь без меня
Не быть бы маршалом Сереге,
Не быть бы маршалом Сереге,
Когда бы не было меня.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kommari@lj
2007-03-25 05:37 (ссылка)
Шикарно!
Я слышал только кусочек из этой пародии. Большущее спасибо!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mikluha_maklai@lj
2007-03-25 05:41 (ссылка)
Рад, что доставил удовольствие. Там, по-моему, больше было, но не помню. Впервые услышал, кажется, в конце 70х, на конференции, от коллег из Владивостока.

(Ответить) (Уровень выше)

солипсизм
[info]warlen@lj
2007-03-27 11:51 (ссылка)
> Это не какой-то солипсист и поклонник епископа Беркли написал.

Между прочим, епископ Беркли не был солипсистом. Он, как и подобает епископу, верил в бога. И считал, что все, воспринимаемое его органами чувств, посылается богом. Так что по крайней мере одна личность, кроме его собственной, для него существовала - личность бога.

(Ответить)


[info]helgi_mitchell@lj
2007-03-30 10:48 (ссылка)
а мне эта песня нравится

пятидесятые-шестидесятые года, Украина
я за этими словами вижу рабочего-строителя, который внёс свой конкретный ("могу назвать вам адреса!", не пустые слова в смысле.. и при чём тут агент?) вклад в восстановление разрушенного в оккупацию города: дворцы, вокзалы, заводы
про плотину - восстановлена ДнепроГЭС
"летит ракета в небеса" (КБ Южное!)
а солнце бы не вставало, если бы не Победа

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kommari@lj
2007-03-30 10:59 (ссылка)
а кто сказал, что это плохая песня?
очень хорошая песня, да еще в исполнении Бернеса

я и написал в своем постинге, что такие песни поднимали гордость человека труда

просто у любого явления есть обратная сторона - в данном случае обратной стороной было несоответствие, особенно во времена позднего СССР, риторики с действительностью, то есть отчуждение трудящихся от средств производства, проще выражаясь, человек переставал чувствовать себя хозяином своей страны

при всей моей симпатии и любви к СССР такое явление имело место быть, и оно во многом вызвало то равнодушие, с которым народ отнесся к тому, что его страна попала во владение кучки мерзавцев

(Ответить) (Уровень выше)