Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kommari ([info]kommari)
@ 2007-08-23 20:18:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
о хороших людях, или Петр Петрович Шмидт
устал писать о Путиных, Гитлерах, Ельциных и прочих
напишу о хорошем человеке

15 августа мост лейтенанта Шмидта в Петербурге был переименован в Благовещенский. Что бы там не врали чиновники Матвиенко (более известной в Питере как Валька-Полстакана) (вот, все-таки приходится писать о дряни), это отнюдь не историческое название этого моста. До своего переименования в 1918 году мост назывался Николаевским. И имя Шмидта он носил, кстати, дольше, чем предыдущие имена. Так что и тут путиноиды не обошлись без лжи.

Итак.

Сначала очень актуальные слова Шмидта:
"Отношения сложились так, что нужно пользоваться услугами закабаленного труда или самому закабалиться в тот же труд... Окружающая жизнь напоминает веревку, на одном конце которой пляшут сытые, а другой - петлею накинут на шеи голодных. И каждое веселое выплясывание душит людей на другом конце веревки".

Имя Шмидта вошло в историю русской революции как пример человека высочайшей нравственности и образец подлинного русского интеллигента.



После знаменитой речи на кладбище, когда Шмидт сидел уже под арестом на броненосце "Три святителя", рабочие Севастополя избрали его пожизненным депутатом Совета.

"Я - пожизненный депутат севастопольских рабочих. Понимаете ли, сколько счастливой гордости у меня от этого звания. "Пожизненный". Этим они хотели, значит, меня выделить из своих депутатов, подчеркнуть мне свое доверие на всю мою жизнь. Показать мне, что они знают, что я всю жизнь положу за интересы рабочих и никогда им не изменю до гроба... 

Я должен это ценить вдвое, потому что может быть более чуждым, как офицер для рабочих? А они сумели своими чуткими душами снять с меня ненавистную мне офицерскую оболочку и признать во мне их товарища, друга и носителя их нужд на всю жизнь. Не знаю, есть ли еще кто-нибудь с таким званием, но мне кажется, что выше этого звания нет на свете. Меня преступное правительство может лишить всего, всех их глупых ярлыков: дворянства, чинов, состояния, но не во власти правительства лишить меня моего единственного звания отныне: пожизненный депутат рабочих" . 

В мае 1917 года Одесса была разбужена ревом пароходных сирен. Вскоре к ним присоединились гудки заводов. Трижды ударили залпы артиллерийского салюта. Десятки тысяч людей потянулись в порт, неся знамена и транспаранты. В гавань вошел пароход с приспущенным флагом. С него на руках сняли четыре увитых кумачом гроба и вынесли их на берег. Многотысячная траурная процессия, которая прошла по улицам города и вернулась в порт, продолжалась четыре часа. Потом гробы снова были водружены на пароход, и он под вой сирен ушел в Севастополь,

Так моряки, портовики, рабочие Одессы отдали последний долг героям восстания на крейсере "Очаков" - лейтенанту Шмидту, матросам Частнику, Антоненко, Гладкову, расстрелянным царскими палачами 6 марта 1906 года. 

Приговор над лейтенантом Петром Шмидтом исполняли 48 молодых матросов с канонерской лодки "Терец". Сзади них стояли солдаты, готовые стрелять в матросов. А на солдат были наведены орудия  "Терца". Даже осужденных, связанных, поставленных под дула винтовок, боялось царское правительство Шмидта и его товарищей.

Шмидт не был организатором восстания,  он не был даже его сторонником. Он поехал на "Очаков" только по настоятельной просьбе матросов. Экзальтированный, пораженный величием открывающихся перед ним целей, Шмидт не столько руководил событиями, сколько вдохновлялся ими. И вот уже отправлена в Петербург телеграмма царю, подписанная "Командующий Черноморским флотом гражданин Шмидт", и на стеньге "Очакова" поднят сигнал: "Командую флотом. Шмидт". И он ждет, что вся эскадра немедленно выбросит красные флаги, арестует офицеров во главе с ненавистным адмиралом Чухниным и присоединится к "Очакову". А эскадра зловеще молчала... 

Потом каземат, суд. Было время обдумать все происходящее, покаяться, попросить прощения и тем вымолить себе жизнь. Но тут Шмидт непоколебим: "Лучше погибнуть, чем изменить долгу", - пишет он в завещании сыну. (Сын, Евгений Шмидт, окончил школу подготовки прапорщиков инженерных войск. Он обратился во Временное правительство с просьбой разрешить ему присоединить к фамилии слово "Очаковский", мотивируя желанием сохранить у потомков память о трагической смерти его отца. Ему разрешили. Октябрьскую революцию Евгений не принял. Участвовал в Белом движении в частях генерала Врангеля, бежал в Стамбул, бедствовал в лагерях. Перебрался в Чехословакию и выпустил там книгу воспоминаний об отце. Умер в бедности в Париже... Сложна русская история.)

"...Тверда моя вера, что в России социалистический строй уже не за горами, и, может быть, мы еще доживем до всех признаков переворота, последнего переворота, после которого человечество выйдет на путь бесконечного мирного совершенства, свободы, благосостояния, счастья и любви! Да здравствует же грядущая молодая, счастливая, свободная, социалистическая Россия!" . 



(Добавить комментарий)

Хочу перепостить...
[info]beobaxter@lj
2007-08-23 15:18 (ссылка)
Вот это правильно, а то весьма немногие вообще имеют представление о Шмидте, а ОЧЕНЬ многие их имеющих - толко по "детям" Ильфа и Петрова... :(((

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Хочу перепостить...
[info]kommari@lj
2007-08-23 15:30 (ссылка)
спасибо!
когда вот такие посты пишешь - всегда сомневаешься, нужно ли это кому-то
пусть я и пишу в ЖЖ в сущности в первую очередь для себя
и если даже один человек прочел и похвалил - приятно, потому что тогда не зря - и не только для себя

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eibgeb@lj
2007-08-23 16:52 (ссылка)
и даже не один! я, например, тоже читаю Вас с удовольствием, просвещаюсь помаленьку;
исторических бы экскурсов, да побольше. :)

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Хочу перепостить...
[info]ex_blau_kra@lj
2007-08-23 17:18 (ссылка)
Конечно, нужно!
(хотя каментов это особенно много не соберет. Молча прочитают и пойдут дальше).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Хочу перепостить...
[info]kommari@lj
2007-08-23 17:47 (ссылка)
да не то что комментариев хочется
тут другое
нам, выросшим в СССР, в общем-то все это известно - разве что иногда стоит освежить память - и история с переименованием моста хороший повод
а вот молодежь - даже читающая и умная, не поколение "Пепси" - ведь не знает, что за этими мостами, памятниками, городами, названными в честь каких-то смутных людей из прошлого - стоят живые люди - и очень даже иногда неплохие люди
ведь история Шмидта очень интересная - его письма входят в золотой русский эпистолярный фонд
об этом даже был в СССР художественный фильм снят - действие шло параллельно в 1905 и в 1919 году
я названия ни фига не помню, а фильм не из тех, которые показывают по нынешнему ТВ
письма Шмидта жене публиковались в советское время, это очень сильный документ - и в то же время лиричный и эмоциональный

в общем - я не то что выполняю какие-то культрегерские функции - Боже упаси! - но когда перевирают историю страны - я просто не могу спокойно смотреть - и хочется хоть так если не повлиять, то хотя бы сказать: нельзя вот так, за здорово живешь, вымарывать из истории людей, которых несколько поколений считало святыми - ошибались эти люди или нет (в случае со Шмидтом считаю, что не ошибались)
хотя бы из уважения к своим предкам

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Хочу перепостить...
[info]ex_blau_kra@lj
2007-08-24 02:50 (ссылка)
Да конечно, вы правы. И не только молодежи, я так тоже и забыла многое, а кое-чего и не знала - например, про письма. Очень интересно, действительно.
Но если бы не глянула на остальные комменты, скорее всего, никакого отзыва бы не оставила - прочитала, ну и хорошо. Так уж человек устроен.

(Ответить) (Уровень выше)

Если не мы, то кто же? ;)
[info]beobaxter@lj
2007-08-24 15:50 (ссылка)
Вижу по комментам - читают же! Значит, нужно!
И надо, имхо, как можно больше множить, дабы повышать вероятность наткнуться случайным образом для тех, кого это может заинтересовать...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]intatin@lj
2007-08-23 16:22 (ссылка)
Нужно. Спасибо вам.

(Ответить)


[info]zalizyaka@lj
2007-08-23 16:55 (ссылка)
К сожалению, большинство лучше знает "детей лейтенанта Шмидта", чем настоящего героя.
Но и раньше народ был еще тот:
"- Простите, а как ваше имя?
- Николай... Николай Шмидт.
- А по батюшке?
- Ах, как нехорошо!" - подумал посетитель, который и сам не знал имени своего отца"...

(Ответить)


[info]rexy_craxy@lj
2007-08-23 17:26 (ссылка)
Очень хорошо

(Ответить)


[info]newlander@lj
2007-08-23 20:50 (ссылка)
Тут, извините, излишне приглаженная версия с обходом острых углов.
Альтернативный взгляд:

В конце концов, весной 1905 г. Шмидт был сплавлен на Черноморский флот в Измаил командовать старым, как говно мамонта, миноносцем №253. В августе миноносец пришёл на переборку машин в Севастополь… Вместе со своим латаным-перелатаным корабликом в главную базу Черноморского флота попал и Пётр Петрович – человек нервный, экзальтированный, с несложившейся карьерой и личной жизнью. Естественно, что при таком раскладе революционные события в России стали для Шмидта всем. Не подлежит сомнению, что Шмидт искренне желал счастья своему народу, но при этом патологически плохо разбирался как в политике, так и в военном деле… (http://u-96.livejournal.com/1086502.html)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kommari@lj
2007-08-24 02:53 (ссылка)
абсолютно сознательно я не стал упоминать статью про Шмидта, опубликованную в "Нашем современнике" в 2001 и аналогичные ей
это все из той же оперы, что и "Зои Космодемьянской (28 панифиловцев, Александра Матросова, Гастелло) не было"

при этом, как принято еще у журнала "НС" - пропитанная вонючейшим антисемитизмом

источник, на который опирался автор упомянутого поста, черпал оттуда же

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]simmur@lj
2007-08-24 10:03 (ссылка)
Хе-хе, об этом еще Витте писал в своих мемуарах. Что Шмидт был просто ненормальным.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]newlander@lj
2007-08-26 10:22 (ссылка)
Про женитьбу на проститутке "с целью ее морального исправления" читал в нескольких источниках.
ИМХО, человек в здравом уме такого не сделает НИКОГДА.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]atrey@lj
2007-08-30 09:04 (ссылка)
Получается, что перые почести Шмидту воздавались буржуазным правитеотством Керенского. Тогда то, что его сын примкнул к белой армии противников монархии в России-вполне естественно.
После 1930 года, когда в СССР победила государственническая линия Сталина, Шмидт, как справедоливо пишут в этой статье, был представлен в не лучшем свете Ильфом и Петровым, по видимому с санкции руководства страны. Однако вот мост тогда не переименовали. Хотя именно тогда было возвращено историческое название многим улицам и проспектам Ленинграда- были убраны с карты города имена Урицкого, Нахимсона, и других. А вот имя шмидта почему-то отсалось.
Почему?
С одной стороны, для совесткого союза предыдущие названия моста-Благовещенский и Николаевский- были ещё более одиозны, так уж лучше пускай останется Шмидт.
С другой стороны.возможно были какое-то мнение Балтфлота против переименования.

Кстати, никакого антизметизма в статье по ссылке нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kommari@lj
2007-08-30 09:14 (ссылка)
в статье в "Нашем Современнике" (2001 год) без евреев в деле Шмидта не обошлось
просто нет времени сейчас поднять всю литературу по теме

(Ответить) (Уровень выше)

Тем не менее...
[info]ex_palmira@lj
2007-08-24 04:57 (ссылка)
... первоначально мост все-таки назывался Благовещенским. "Николаевским" он стал потому же, почему и вокзалы в Петербурге и в Москве :))
Что же касается сути переименования, то, разумеется, это прежде всего не "возвращение исторического имени", а устранение советского. Это бесспорно.

Кстати, вот что написали в "Санкт-Петербургских ведомостях" (бывш. "Ленинградской правде"):

http://www.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10243821@SV_Articles

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Тем не менее...
[info]cleanvuoksa@lj
2007-08-24 06:20 (ссылка)
хм... почитаешь "правду" и реально задумаешься, а не лучше ли Благовещенский? Если бы не вечное подозрение в подтасовке и искажении фактов в современной прессе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Тем не менее...
[info]kommari@lj
2007-08-24 09:17 (ссылка)
вранье
я читал много о жизни Шмидта - поэтому не стал тратить место на опровержение того, что про Шмидта писали в постсоветской России либералы и националисты (в своем стремлении к ниспровержению советских мифов они были трогательно едины)
миф - кстати отнюдь не слово с отрицательным значением
история любого государства строится на некоторой мифологии
и Сусанина никогда не было, и толпа рабочих солдат матросов по Дворцовой не бежала
все было просто сложнее - но для государства как историко-культурно-политического образования нужны эти мифы
без них государству кирдык
потому их и уничтожали так старательно - и продолжают это делать сейчас - чтобы вытравить Большой Советский Миф

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cleanvuoksa@lj
2007-08-24 06:12 (ссылка)
Спасибо, просветился.

(Ответить)


[info]simmur@lj
2007-08-24 10:02 (ссылка)
Военный бунт, однако. Что же вы хотели, чтобы его на руках носили? Саблина помните?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kommari@lj
2007-08-24 10:17 (ссылка)
да, они похожи даже немного
Шмидта тоже упрекали в неадекватности

разница в том, что Шмидта ПОЗВАЛИ на восставший "Очаков" - а Саблин фактически обманул матросиков

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]simmur@lj
2007-08-24 12:00 (ссылка)
Ну так, и у Шмидта без обманутых матросов не обошлось, насколько я помню...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dr_xpeh@lj
2007-08-24 12:56 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить)


[info]blacmouse@lj
2007-08-24 13:37 (ссылка)
Не сомневайтесь... Вас читать очень интересно...

(Ответить)


[info]meshock86@lj
2007-08-31 05:29 (ссылка)
Да, о таких людях говорить и вспоминать никогда не лишне...
Спасибо.

(Ответить)