Нет, дядя Алексей. Не согласен. Раз "свой" - то уже лучше, чем "чужой", то есть как бы "выше". Хотя это слово не вполне отражает то, что есть.
Живое существо в центре бытия ставит своё "я". Потом - "своих". Их всех противопоставляют "чужим". Раз "свой", то как бы уже выше. чем другие, чужие.
Это взаимосвязанные вещи, но всё это идёт на таком глубинном, нутряном уровне, что наши слова здесь не вполне адекватны.
Но упрощая, всё равно можно сказать, что связь между "свой" и чувством превосходства (то есть, что "я лучше") однозначно есть.
Смотри. Если они "чужие", то в борьбе за существование я имею право с ними сделать то, что мне надо. Убить, поработить, съесть, использовать. Потому что я лучше. Имею право. Этот феномен в принципе равен чувству превосходства, но не является точно им.
Вот тебе пример. Давным-давно я рассматривал рекламную видеозапись (она шла по кругу). Как сейчас помню - это был видеомагнитофон и телевизор "Philips Matchline" в корпусе из красного дерева. Я не мог оторваться, стоял чуть не целый час. Анализировал все детали картины. Снимали со штатива с большим увеличением.
Медведица где-то на Севере, на льду, и рядом совсем маленький медвежонок. Медвежонку скучно, он играет вокруг мамы, хулиганит. А мама устала, просто хочет полежать в покое. И вот, он ползает вокруг неё, залезает на спину, подлезает под брюхо, пытается укусить за нос, в общем - провоцирует на игру, а она ласково так отмахивается.
И по тому, как она это делала, было видно, что на его любит. По жестам было видно, по морде, по всему. Согласись, отмахиваться можно по разному, в этом обязательно проявляется наше чувство? В смысле - то, что мы сейчас испытываем?Так вот, она отмахивалась, и было видно, что в каждом жесте сквозит любовь. Было видно, что она это чувствует. Чувствует это. Каждый её жест, каждый поворот головы, каждое действие, даже каждая линия тела - и мне казалось, даже выражение морды - показывал, что её движения сглажены любовью. Ибо любовь сглаживает наши жесты, и сглаживает вполне определённым образом. Делает их менее резкими, в них сквозит желание погадить, такой виртуальный довесок поглада в каждом жесте.
Ибо любовь (вообще, любое сильное чувство) всегда хочет выразить себя. Любовь выражается в погладе (который у зверей проявляется через лизание и ещё ласковое кусание - я тоже иногда подкусываю Мурза, так его люблю:)), а у нас развилось до поглада).
Так вот, если чувство любви есть, то даже в отмахивании будет сквозить поглад. Его можно разглядеть при внимательном всматривании. Тот, кто любил, знает, о чём я говорю. Эти вещи нельзя ни подделать, ни спутать с другими. Любовь есть любовь.
Медведица любила. Она испытывала любовь к своему медвежонку. Или, вернее будет так сказать: то, что она испытывала, у нас называется любовью.
Для меня это было как озарение. Звери чувствуют любовь? Я совсем недавно снова вернулся к философии, и я начал думать, чем это чувство отличается от нашей материнской любви? Чем вообще наши чувства отличаются орт звериных, если они тоже могут любить? Чем мы отличаемся от зверей вообще? И вот что сформулировал (тогда, в 1996 году).