Чувство превосходства | May. 7th, 2014 @ 02:26 am  |
|---|
Хотел прибавить, что "свой - чужой" относится к природе человека и вообще любого живого существа, и к превосходству отношения не имеет. Это противопоставление, кстати, очень многое даёт для познания себя, своей "свойности" и потому является одной из основ самопознания.
Но ты уже прописал это. Негодник! Ничего не даёшь читателю возразить и дополнить! Как же тебя после этого комментить? )))))
Нет, дядя Алексей. Не согласен. Раз "свой" - то уже лучше, чем "чужой", то есть как бы "выше". Хотя это слово не вполне отражает то, что есть.
Живое существо в центре бытия ставит своё "я". Потом - "своих". Их всех противопоставляют "чужим". Раз "свой", то как бы уже выше. чем другие, чужие.
Это взаимосвязанные вещи, но всё это идёт на таком глубинном, нутряном уровне, что наши слова здесь не вполне адекватны.
Но упрощая, всё равно можно сказать, что связь между "свой" и чувством превосходства (то есть, что "я лучше") однозначно есть.
Смотри. Если они "чужие", то в борьбе за существование я имею право с ними сделать то, что мне надо. Убить, поработить, съесть, использовать. Потому что я лучше. Имею право. Этот феномен в принципе равен чувству превосходства, но не является точно им.
Вот тебе пример. Давным-давно я рассматривал рекламную видеозапись (она шла по кругу). Как сейчас помню - это был видеомагнитофон и телевизор "Philips Matchline" в корпусе из красного дерева. Я не мог оторваться, стоял чуть не целый час. Анализировал все детали картины. Снимали со штатива с большим увеличением.
Медведица где-то на Севере, на льду, и рядом совсем маленький медвежонок. Медвежонку скучно, он играет вокруг мамы, хулиганит. А мама устала, просто хочет полежать в покое. И вот, он ползает вокруг неё, залезает на спину, подлезает под брюхо, пытается укусить за нос, в общем - провоцирует на игру, а она ласково так отмахивается.
И по тому, как она это делала, было видно, что на его любит. По жестам было видно, по морде, по всему. Согласись, отмахиваться можно по разному, в этом обязательно проявляется наше чувство? В смысле - то, что мы сейчас испытываем?Так вот, она отмахивалась, и было видно, что в каждом жесте сквозит любовь. Было видно, что она это чувствует. Чувствует это. Каждый её жест, каждый поворот головы, каждое действие, даже каждая линия тела - и мне казалось, даже выражение морды - показывал, что её движения сглажены любовью. Ибо любовь сглаживает наши жесты, и сглаживает вполне определённым образом. Делает их менее резкими, в них сквозит желание погадить, такой виртуальный довесок поглада в каждом жесте.
Ибо любовь (вообще, любое сильное чувство) всегда хочет выразить себя. Любовь выражается в погладе (который у зверей проявляется через лизание и ещё ласковое кусание - я тоже иногда подкусываю Мурза, так его люблю:)), а у нас развилось до поглада).
Так вот, если чувство любви есть, то даже в отмахивании будет сквозить поглад. Его можно разглядеть при внимательном всматривании. Тот, кто любил, знает, о чём я говорю. Эти вещи нельзя ни подделать, ни спутать с другими. Любовь есть любовь.
Медведица любила. Она испытывала любовь к своему медвежонку. Или, вернее будет так сказать: то, что она испытывала, у нас называется любовью.
Для меня это было как озарение. Звери чувствуют любовь? Я совсем недавно снова вернулся к философии, и я начал думать, чем это чувство отличается от нашей материнской любви? Чем вообще наши чувства отличаются орт звериных, если они тоже могут любить? Чем мы отличаемся от зверей вообще? И вот что сформулировал (тогда, в 1996 году).
То, что внутри медведицы, чувственно переживается как наша любовь. Чувственно, на физиологическом уровне, это равно любви. Обслуживается теми же самыми гормонами. Но есть некоторая разница - оно не может назвать себя любовью, так как не имеет сознания и языка. Это как бы тёмная любовь, смутное чувство, не освящённое сознанием. Я называю это "как бы любовь", поскольку как мы иначе это назовём? Переживается же оно точно так же. Самая любовь и есть. С другой стороны, это слово не вполне применимо к животному. В философии есть такое понятие, "определение через указание". Так вот, то, на что я показываю, я называю "как бы любовь".
То же самое и с чувством превосходства. Любой зверь, я уверен, чувствует своё превосходство над другими. Если выпустить зверя из клетки, то он не будет чувствовать благодарности. Он будет чувствовать, что "он этого достоин", то он такой крутой, что выбрался. Это он достиг, а не ему сделали. Он не понимает такого: "мне сделали". Всё, что происходит, делает он.
У него не будет даже чувства "охуеть, как повезло". Возможно, он будет испытывать также чувство восторга освобождения, эдакой эйфории - важное чувство, я не раз останавливался на нём в текстах, в частности, советские люди переживали его в 1990 году, а майдановцы переживают на Майдане - но здесь я не могу говорить наверняка, есть ли оно у него. Этого я не знаю. А вот чувство любви - и следовательно, чувства вообще - есть.
Мы говорим о чувстве превосходства. Так вот, что, что чувствует зверь - он выше тех, кто его выпустил. И каждый зверь считает себя "как бы выше" других. Это позволяет ему сохранять уверенность в борьбе с другими зверями. Вот эта чувственная сторона. Она тоже есть у зверя, он не бесчувственная машина. Звери чувствуют, они переживают наши чувства. И пример с медведицей подтверждает это.
Но это чувство тёмное, оно не просвещено сознанием, не выражает себя в языке, в символах и образах. Тем не менее, оно чувственно переживается как наше чувство превосходства, поэтому я называю его так. Подразумевая именно чувство как таковое, его чувственную сторону. Комплект гормонов, выделяемых корой надпочечников.
Разумеется, самый факт освещения чувства сознанием, возможностью осознать его, выразить его в слове (возможно, наоборот - сначала выразить в слове, а потом осознать, учитывая концепцию интериоризации Гальперина: сознание вторично от вербалики), в корне меняет дело, как бы даёт ему простор, выносит из тёмной и узкой комнаты. Позволяет ему развиваться из центрального чувственного ядра, обрастать нюансами. Однако чувственное ядро у нас и у зверей одно и то же.
У нас есть более сложные чувства, самое существование которых связано с сознанием напрямую (например, чувство благодарности или радость открытия). Однако основные наши чувства, в самой чувственной их составляющей, ничем не отличаются от животных. У нас точно такое же чувство превосходства, как и у них. Не следует переоценивать человечность человека. Всё это уже философские тонкости, я просто имел их в виду при написании текста.
Так вот, общий вывод: чувство уверенности в себе у нас и у животных переживается внутри именно как превосходство над другими. "Свой" - значит, лучше других, выше их, не тварь дрожащая, но имеющая право. Не было бы этого чувство превосходства - не было бы уверенности в себе. Раз есть "другие" то я уже превосхожу их, по факту их наличия. Раз есть "другой", то "я" - выше. "Я" всегда ставит себя выше, оно так устроено.
Скажу более - уверенность в себе и есть чувство превосходства над другими. Ибо наше "я" - всегда связано с другими, но также и противопоставлено им. Человеческое сознание имеет общественную природу, а наши чувства коренятся в животном мире. "Я" - это "другие". Сартр неправ, другие это не ад, они есть часть меня, часть моего сознания. Наше сознание находится не только в единстве с другими (и с нашим телом), но и в той самой гегелевской борьбе противоположностей. Возникнув, как неразрывно связанное с другими, с социумом, обществом, с языком, со словом (и со Словом), оно приобретает самостоятельное значение. И это за счёт нашего тела. Именно тело противопоставляет нас другим. Ибо оно досталось нам от животного мира. Чувство превосходства над "другим" по сути дела равно чувству уверенности в себе. Это одно и то же. Раз есть "другой", "другие", "иные", "не-я", то, чтобы жить в этом, среди этого, мы должны испытывать уверенность в себе, быть выше. Мы равны другим в чувстве превосходства над ними. Или вот так: у нас у всех есть чувство превосходства, и в этом мы равны))) Уверенность в себе - это животное чувство превосходства, сглаженное, просвещённое сознанием. Мы просто именуем чувство превосходства уверенностью в себе, на самом деле оно связано не столько с нами, как к нашему отношению к другим. Потому что сознание индивида произошло от "других". В этом выражается амбивалентность нашего к ним отношения. Дело не во мне, дело в тебе других. Фразу "ад - это другие" не мог сказать человек, так могло сказать лишь животное. Человек является человеком потому, что у него есть общество и Слово. Отредактировал, дописал и вынес в виде отдельной записи: http://kot-begemott.livejournal.com/1867434.html. Если надумаешь, комментируй там.
|
|