Черчилль, все-таки, язва:
Он [Кнут Могучий] строил церкви, заявлял о своей приверженности христианской вере и папской власти. Он почтил память святого Эдмунда и святого Альфега, убитых его соотечественниками и с большой торжественностью перенес их останки в Кентербери. Находясь в 1027 году с паломничеством в Рим Крут написал письмо своим подданым в котором в возвышенных выражениях обещает творить равное ко всем правосудие... Все эти замечательные достижения, благословенные богом и милостью судьбы стали в значительной степени возможны благодаря его личным качествам. В данном случаем мы снова видим как власть великого человека создает порядок из бесконечных конфликтов и образает себе нга службу гармонию и единство...
Некоторые из ранних свидительств о Кнуте проливают свет на его характер и склонности:
когда он входил в монастыри и встречал великое почтение, то шел смиренно, с удивительным благоговением опустив глаза и обильно проливая слезы... он искренне ждал вмешательства святых. Но когда дело доходило до королевских пожертвований - О! как часто его роняющие слезы глаза устремлялись на землю! Как часто бил он себя в грудь! Какие вздохи он издавал! Как часто он молился о том, чтобы быть достойным небесного милосердия!
Но вот эпизод из одной саги, написанной двумя столетиями позже и в совсем другом тоне:Когда Кнут конунг и Ульв ярл играли в шахматы, конунг сделал неверный ход, и ярл взял его коня. Конунг взял свой ход обратно и сказал, что сделает другой ход. Ярл рассердился, сбросил шахматную доску и пошел прочь. Конунг сказал:
— Ты бежишь, трусливый Ульв?
Ярл остановился в дверях, обернулся и сказал:
— Это ты бежал бы у Хельги Реки, если бы мог! Ты не называл меня трусливым Ульвом, когда я со своими кораблями пришел к тебе на помощь. Шведы избивали вас там, как собак!
Ярл вышел и пошел спать. Немного погодя конунг тоже отправился спать. На следующее утро, когда конунг одевался, он сказал своему слуге:
— Пойти к Ульву ярлу и убей его.
Слуга ушел и, когда он через некоторое время вернулся, конунг спросил его:
— Ты убил ярла?
Тот отвечает:
— Нет, я его не убил, потому что он ушел в церковь Лудиуса.
Одного человека звали Ивар Белый. Он был родом из Норвегии. Он был дружинником Кнута конунга и спал с ним в одном покое. Конунг сказал Ивару:
— Пойди и убей ярла.
Ивар пошел в церковь, взошел в алтарь и пронзил ярла мечом. Ярл сразу умер. Ивар вернулся к конунгу с окровавленным мечом в руке. Конунг спросил:
— Убил ты ярла?
Ивар отвечает:
— Да, убил.
— И хорошо сделал, — сказал конунг.
После убийства ярла монахи велели закрыть церковь. Об этом сказали конунгу. Тот послал своего человека к монахам, велел им открыть церковь и продолжать службу. Они сделали так, как просил конунг. Когда конунг пришел в эту церковь, он подарил ей большие земли, так что теперь церковь владеет там целой областью. Место это стало процветать. С тех пор эти земли всегда принадлежат церкви.
(c) У.Черчилль "Рождение Британии"