Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kouzdra ([info]kouzdra)
@ 2010-04-18 11:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Дело Петрашевского, Занимательное людоведение, История

О бедном Липранди замолвите слово
На улице какая-то совсем мокрая гадость (вулкан, наверное, закончил извергаться и зафонтанировал), потому продолжу вчерашнюю тему:



По ознакомлении с деталями дела Петрашевского у меня возникла гипотеза, что источником вдохновения авторов "О бедном гусаре" является именно оно: параллелей много - и фарсовость и откровенная высосанность из пальца, и история с фальшивым расстрелом etc. Прототип графа Мерзляева тоже вроде ясен - Липранди - чиновник по особым поручениям министерства внутренних дел, который собственно это дело и раскрутил. Судьба его тоже весьма напоминает судьбу Мерзляева: петербургское общество ему роли в этом деле не простило и его после смерти его шефа и протеже - министра внутренних дел Перовского, его задвинут в удельное ведомство и в отставку (а до этого ему придется смешно оправдываться от обвинений во взяточничестве).

(Деталь с выпавшей из фамилии буковкой вероятно позаимствована из истории другого известного шпиона - Шервуда-Верного, превратившегося в Шервуда-Скверного).

Попытки поискать обоснования гипотезы вывели на рязановские мемуары - отчасти гипотеза подтверждается [Upd: историю с "расстрелом" петрашевцев Рязанов тоже упоминает], но о Липранди он пишет между делом - "агент «третьего отделения» Липранди и его шеф, сам Александр Христофорович Бенкендорф" - причем допускает ошибку: агентом III отделения Липранди не был. Опять же - роль его в деле Петрашевского и проч. не упоминается. Более того - Рязанов пишет:

Если в первоначальном варианте сценария действовал жандармский майор Мерзляев, то в новой версии он сменил военный мундир на штатский сюртук и превратился из профессионального блюстителя порядка в любителя этого дела, в добровольца, в стукача по вдохновению. Однако этой метаморфозы оказалось мало, чтобы привести в действие фабулу — ведь те услуги, что оказывались офицеру-жандарму из-за одной только принадлежности его к специальным войскам, для штатского никто бы делать не стал. Поэтому мы наделили нашего Мерзляева графским титулом и дали ему чин действительного тайного советника. Мы дали ему и должность «чиновника по особым поручениям»

Что любопытно - как я уже говорил, Липранди как раз служил по линии не по линии III отделения, а по линии министерства внутренних дел - и именно чиновником по особым поручениям, и действительно был действительным тайным советником (вот насчет его титула у меня ясности нет).

Вероятных гипотезы две: первая - смешная случайность, вторая - что Горин был в курсе всех этих подробностей: и потерпев неудачу в попытке провести Мерзляева по жандармскому ведомству (для "усиления драматического политического эффекта"), просто вернулся к историческому прототипу - благо это могло бы помочь и в борьбе с цензорами. Но тогда непонятно, почему Рязанов не в курсе этого.

Но все равно забавно.