Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kroopkin ([info]kroopkin)
@ 2010-01-15 22:23:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Россия: Политика - итоги 2009-го
web stats script

Подготовил тут в конце декабря текст по итогам 2009-го. Не стали его публиковать - выложу его тут:


Меня 2009-й год порадовал прежде всего своим потоком сигналов о постепенном возврате Современности в головы нашего политикума. Конечно, это происходит пока еще не в полном формате, и не все высокие головы задеты, однако, как говорил один из наших великих реформаторов недавнего времени, «процессы пошли».


Очень ярко полыхнуло созвездие мемов, зажженых Президентом. Здесь и «предприниматели, которые ничего не предпринимают», и «чиновники, которые сами себе СМИ», и «невидимая рука рынка» в роли активной бездельницы, от которой пятнадцать лет все чего-то ждали, но почему-то так ничего и не дождались, и многое другое подобное. Здесь же маленькой частностью светятся и «отливки из гранита», которые видимо научились делать по вновь освоенным древнеегипетским технологиям, пропагандируемым Носовским и Фоменко.


Самым же ярким впечатлением в этом потоке был съезд «Единой России», где в центр будущей идеологии партии власти была поставлена концепция нации. Здесь впечатлили и сроки осознания политикумом проблемы, и решительность производимого идейного поворота. Ведь почти двадцать лет потребовалось российскому политическому классу, чтобы осознать нежизненность и бесперспективность «многонационалии», бездумно унаследованной от периода, когда мысли в головах людей должны были ходить только строем определенного образца, и только по линии, предначертанной им в ЦК. И наконец-то до широких масс правящей бюрократии во всей своей очевидности дошел тот факт, что в развитом мире нет иных форм государственности, которые бы сильно отличались от того, что там обозначают термином «nation-state».


И действительно, если иметь в виду снижение уровня общественного насилия, то в плане сохранения целостности общества необходимо озаботиться возможностью людей разрешать свои конфликты компромиссами, договариваться друг с другом. Это сразу же выводит вперед проблематику общего культурного и коммуникационного пространства – ведь люди должны понимать друг друга, доверять друг другу. Становится важной как единая ценностная база общества, так и общепонятность и однозначность используемых слов и понятий. Приобретает важность и нацеленность индивидов на переговоры, а также поведенческие паттерны, обусловливающие их успех. В общем все то, что напоняет конкретным смыслом понятие «национальный консенсус».


Кажется начинает получать свое признание и идея Б.Г. Капустина о том, что модернизация – это не что иное, как искусство жить в Современности. Начав свой забег, которому дал старт наш Президент взмахом вымпела «Россия, вперед!», среди тысячи других трактовок слова «модернизация» указанное понимание постепенно расширяет зону своего охвата. И это радует.


Потихоньку устаканивается в головах и понимание о субъекте современного развития в развитых странах. Обнаружив таковым то, что Дж. Гэлбрейт в свое время обозначил термином «техноструктура», люди стали оглядываться по сторонам в поисках героя. И тут их встретило очередное неприятное открытие: субъект развития – это именно тот социальный слой, который обильно уничтожался в стране последние двадцать лет. Потому у нас в итоге и начали летать гидротурбины, в то время, как надо бы летать ракетам. Здесь же их ждет очередной прикол – на воссоздание техноструктуры среди прочих брошена и уцелевшая половинка того тяни-толкая, которая в прежнем десятилетии данный слой всячески изничтожала. Такова вот ирония рыжей судьбы.


Соглашусь, что все вышесказанное – это лишь слабые проблески в нашей социальной ночи. Однако следует отметить то, что свободное скольжение страны в архаику наконец-то прекратилось. Теперь мы скользим туда, всячески пытаясь остановиться, цепляясь за стенки ледового желоба, делая попытки «зарубиться»... И именно резким возрастанием активности правящего слоя страны в плане остановки постсоветского срыва в архаику для меня был характерен уходящий 2009-й год.