Россиянско-ордынское: Два свидетельства об орде
Сегодня два исследователя, профессионально изучающих россиянскую элиту, выдали практически одинаковые свидетельства о величине элитного разрыва в обществе:
О. Крыштановская
Современная Россия до сих пор жестко разделена на классы. Как известно, классы – это большие группы людей, имеющих антагонистические интересы. В нашем обществе страты, которые противостоят друг другу, – это народ и политический класс.
Представители политического класса находятся внутри государственной машины, занимая различные позиции-должности. Все остальное население от политики отчуждено. Политический класс, стремясь сохранять свой привилегированный статус, остается закрытым. Эта закрытость – великая тайна нашего общества, которая отражает всю двойственность нашей социальной жизни, в которой всегда имеется зазор между положением de facto и положением de jure, между «кажимостью» и видимостью.
Р. Евстифеев
До чего нынешний этос, утвердившийся во властных структурах, негативен по отношению к мнению населения! И вообще к населению, к гражданам. Это стало еще более заметно в последнее время, почти неприлично.
Попадая во власть, прежний простой человек вроде как выпускает из себя все, что накопилось в нем во время нахождения (конечно, незаслуженного!) внутри простонародья. Он там молчал, терпел, копил, страдал. И ждал своего часа.
И вот - вырвавшись на свободу, прорвавшись, как ему кажется, наверх, он с наслаждением впитывает уже сложившийся этос и пополняет его новыми эмоциями, подпитывает новыми идеями, основанными на нелюбви к людям, к бывшим собратьям, по головам которых и взбираются на вершины власти.
Отсюда и пренебрежение мнением людей (только в рамках закона, только в рамках закона - повторяют люди во власти). Просто мнение, просто боль, высказанная, скажем, одним человеком, - не считается. В этой игре она не заслуживает внимания. Этос не позволяет людям во власти прислушаться ко многим вполне разумным предложениям, увидеть вполне рациональные решения. Этосу ведь надо соответствовать, этос не позволяет своевольничать, этос зовет в перед. Иначе вылетишь из властной корпорации, станешь чужим.
За последние 10 лет только один человек во власти пытался публично несколько раз выходить из данного этоса. Наверняка, в качестве игры. И этот человек - Владимир Путин. Но ему - можно. С него какой спрос.