КультУрюк-2,5 - Стучите с силой и охотой // Пусть не страшит Вас смрад и пыль
[Recent Entries][Archive][Friends][User Info]
02:35 pm
[Link] |
Стучите с силой и охотой // Пусть не страшит Вас смрад и пыль Главная страница по-прежнему изуродована, а я в последний месяц по заданию редакции хожу в местный госархив общественно-политической истории и ищу материалы по истории газеты: "Коммуна" в мае отмечает 95-летие. Увяз где-то в 1921 году (пару раз попав в начало тридцатых), тем более собственно редакционного фонда нет. Есть, например, фонд, где собраны протоколы первичной парторганизации типографии газеты "Коммуна" с 1923 года. Там про газету мало. Однако некоторые бумаги очень интересные, особенно когда случайно обнаруживаешь связь между документами из разных папок, случайно оказавшимися рядом на моём столе. Например, в папке материалов о приёме в партию за 1930 год наткнулся на заявление некоего рабочего Бушнева о приёме в кандидаты ВКП (б), поручительство за него и т.д., а в одном из протоколов партсобраний первой половины 1931-го увидел: "Слушали: об антипартийном поведении Бушнева, выражавшемся в том, что, будучи командирован в подшефный Панинский колхоз, приехал туда пьяным, не вёл никакой там работы, занимался вымогательством денег из средств колхоза". Или, например, переписка местного Губкома РКП (с подписью Литвина-Молотова, того самого, который открыл Андрея Платонова) по поводу выпуска в 1918 году первого номера газеты "Воронежская беднота": "Губ.Ком.Р.К.П. предлагает Вам 1/ Отчислить в Редакцию "Бедноты" одну из Ваших экспедиторш, 2/ Одолжить Редакции пять тюков газетной бумаги". А вот стихи из сотого номера "Воронежской бедноты" (суббота, 10 мая 1919 года).
Накануне Международного дня трудящихся, мне кажется, весьма уместно их разместить. Пунктуацию я постарался сохранить. Смысл второго стихотворения для меня несколько тёмен; вероятно, оно посвящено какому-то нововведению в рабочей неделе (и стоит таким образом в том же ряду, что и написанное десять лет спустя стихотворение Хармса "Разрушение", не менее зашифрованное). Тем любопытнее ВНЕЗАПНЫЙ призыв раздуть мести пламя. Надо будет поискать стихи к Восьмому марта: не удивлюсь, если и этот день в первые годы Советской власти кому-то из воронежских самодеятельных поэтов виделся хорошим поводом для массовых расстрелов.
РАБОЧИМ. Стучите громче молотками Пылает старый мир огнём Дружней работайте! Мы с Вами Дорогой новою идём. Пусть с Вас струится пот кровавый, Струится ночью и днём Мы труд Вам увенчаем славой И песни новые споём. Стучите с силой и охотой Пусть не страшит Вас смрад и пыль Вы этой дружною работой Куёте сказочную быль Вы храбро рвёте рабства сети, Превозвеличивая труд И Вам спасибо скажут дети, Когда счастливо заживут Пётр Алдошкин
ДЕНЬ СВОБОДНЫЙ Над головой народной Над царством тьмы насилья Раскинул день свободный Серебряные крылья - О, люди! братья - люди! Конец кнуту, бесславью. Вы грезили о чуде И чудо стало явью. Ужели снова будем Склонять у трона знамя? Нет никогда! Разбудим, Раздуем мести пламя! Вперёд! бесповоротно За новой горькой чашей... Знамён святых полотна Окрасим кровью нашей Да грянет гнев народный На тёмных слуг насилья! Раскинул <день свободный> * Серебряные крылья Пётр Бунаков Такое ощущение, что авторы (особенно второй, конечно) механически соединяют в своих стихах революционные образы, вычитанные из каких-то других стихов в предыдущих номерах "Воронежской бедноты", при этом сами смысла воспроизводимых образов не очень-то понимают.
* Здесь бумага была протёрта, но по смыслу эта строка, скорее всего, повторяет третью.
|
|