Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет KYKOLNIK ([info]kykolnik)
@ 2011-11-17 17:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Маковские - династия в истории России. Часть III. Константин Егорович Маковский.
Нет смысла выкладывать сюда официальную биографию и общеизвестные работы мастера – их в сети великое множество.

Своё повествование о старшем сыне Егора Ивановича Маковского я выстроила на основе миниатюры В. С. Пикуля «Трагедия русского Макарта», воспоминаниях сына художника Сергея Константиновича Маковского «Портреты современников. New York, 1955», и книги Т. В. Лебедевой «Сергей Маковский. Страницы жизни и творчества».


Маковский Константин Егорович
2 июля 1839 - 30 сентября 1915

В детстве все интересно. Облезлая ворона смешно пила из лужи. На Ленивке чистоплотный мужик торговал вкусным малиновым квасом. В магазине на Тверской итальянец Джузеппе Артари раскладывал эстампы, выписанные из-за границы.

«Любуйся и запоминай!» внушал отец сыну, и требовал от Кости зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика «Не забыл ли мужика, что квасом тебя угощал? Да и ворона та была примечательна. Ну-ка, изобрази мне их... Искусство — это религия, искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей, делая их добрее и лучше»

Костя Маковский рисовал с четырехлетнего возраста всё, что попадалось на глаза, и сразу выказал способность легко «схватывать природу». Двенадцати лет он поступил в Школу живописи и ваяния, где первыми наставниками его были Скотти, Зарянко, Тропинин. Живописную манеру последнего он усвоил в совершенстве - копию Маковского с тропининского портрета не отличить было от оригинала. Еще находясь в «Школе» он получил от Академии малую серебряную медаль за карандашный этюд (1857).

В один из дней Егор Иванович расцеловал сына: «А поезжай-ка ты, Костенька, в Санкт-Питерсбурх...»

Маковский явился в столицу уже с профессиональной выучкой, привлекая к себе внимание легкостью кисти, декоративностью исполнения. Вскоре юный живописец со скандалом вышел из Академии, и примкнул к славной плеяде тех, кого позже стали называть передвижниками.

Но для него, баловня фортуны, задачи товарищества оказались тягостны. Разделять лишения и невзгоды Маковский, уже увенчанный лаврами и заваленный заказами петербургской знати, не пожелал - снял мастерскую на Дворцовой площади, занялся портретами, и дело сразу пошло. Успех был головокружительный. И отношения с артелью разладились.

Слава растет, деньги не переводятся, за картину «Славянские композиторы» он просит 25 000 рублей, но заказчики ахнули, и бедный Репин исполнил ее за 1 500 рублей.

«Свадебный боярский пир», который уехал в Америку, как утверждает американский владелец этой картины, ювелир Шуман, он купил у Константина Маковского за 60 тысяч рублей. Это в 1883 году! Он же заказал Константину Маковскому еще одно произведение - «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем». И холст этот теперь находится в Пуэрто-Рико.



Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Боярский свадебный пир в XVII веке» 1883

Он был дорогим художником. У Павла Михайловича Третьякова были определенные проблемы с приобретением произведений именно Константина Маковского. Он считал, что цены на работы неоправданно завышены, и поэтому в собрании Третьяковской галереи очень мало было работ Константина Маковского.

Из-за высоких цен, запрашиваемых живописцем, очень многие большие холсты еще при его жизни ушли за границу. Там были готовы платить деньги. Вечный удачник, уже привыкший к широкой жизни, он иногда бывал жесток, умея наказывать аристократию, вскормившую его в своих салонах.

Когда-то, еще в начале славы, Константин Егорович украсил плафонами особняк фон Дервизов, который потом перекупили бароны Аккурти, и Аккурти пригласил мастера в ресторан для беседы. Маковский, заядлый гурман и балованный сибарит, заранее предвкушал великолепный завтрак.

— Ваши дивные увражи, — завел речь новый домовладелец, — имеют лишь один недостаток: они анонимны. А что вам стоит подписать их своим именем, и пусть все мои гости знают, что у меня тоже имеется подлинный Маковский.

Ну что за труд подмахнуть три плафона? Маковский благодушно хотел поставить свою подпись бесплатно.

— В чем дело, барон? — отвечал он. — После завтрака поедем к вам домой, и я подпишу все три плафона.

— Прекрасно! — сказал Аккурти и велел лакею подать корюшку под хреном. — Ну, и хлеба нам, по ломтику...

Он великий маэстро, и ему корюшку? Это сразу изменило настроение.

— Пять тысяч рублей за каждую подпись, — сказал Маковский скупердяю.


Сколько требовалось чисто физических усилий, чтобы покрывать маслом необъятные полотна! Да, аристократия платила ему щедро, но она же и требовала от мастера шедевральных щедростей в живописи. Маковского спасало только железное здоровье и темперамент творца с уникальной фантазией.

А мода есть мода. Побывать в доме Маковского — уже дело общественного престижа, а залучить его в свой дом — великое счастье...



Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века» 1868

Маковского окружала сказочная роскошь, какая и не снилась никакому русскому художнику. Но титанический непрестанный труд ради заработка породил творческую всеядность, огульную неразборчивость в выборе темы. Талант — да! — бил ключом, но Маковский одинаково страстно выписывал пейзаж или жанровую сцену, портрет ученого или содержанку нувориша. Он любовался узорами древней жизни, писал вакхическое панно в духе Тьеполо, головки красоток, аллегории и декорации, соглашался расписывать ширмы для спален, выдумывая украшения для паланкина немощной аристократки, — и все это выполнял не как-нибудь, не между прочим, а с одинаковым блеском!

Очень часто Константин Егорович сумрачно признавался «Все некогда! Но знаете, меня давно ждет Минин!»



Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Минин на площади Нижнего Новгорода». Эскиз. 1890-е



Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е


Минин возник только в 1896 году, написанный для Нижегородской ярмарки, где для картины был устроен отдельный павильон. Официально холст назывался так: «Кузьма Минин на площади в Нижнем Новгороде призывает сограждан к пожертвованиям». Вот здесь Маковский и размахнулся перед народом во всю богатырскую ширь — это был уже эпос, подлинный! Даже странно, как Маковский, в его летах, уже погрузневший, уже пребывая в пессимизме, сумел справиться с таким колоссальным полотном, где все взволнованно, все археологически верно, все реально до последней нитки на рубахе мужика, до завязки на котомке нищего.


Константин Егорович скончался в сентябре 1915 года в Петрограде. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта, и рванули, перевернув коляску. Константин Егорович выпал из этой коляски, получив удар головой о мостовую, который вызвал очень серьёзное ранение, потребовавшее операции. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Константин Егорович умер, не приходя в сознание. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха.



Он мечтал устроить свою судьбу по примеру великих мастеров прошлого, и исполнил свою мечту. Но плата за нее оказалась немалой. На склоне лет, испытав определенное пресыщение, он признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству»



Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Трапеза паломников в Троице-Сергиевской лавре». Эскиз




Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Сад летом»




Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Вакханка» 1905 пастель




Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Боярышня»




Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Русалки» 1885




Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Девушка с корзинкой»




Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Старый казак»




Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Русская красавица с кошкой» 1865




Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Две дамы, рассматривающие рисунки»




Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Молодая невеста»
Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Портрет девушки в русском народном костюме»