Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет KYKOLNIK ([info]kykolnik)
@ 2013-08-29 18:36:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Беньков Павел Петрович (Россия / Узбекистан, 1879-1949). Часть II «Узбекская»
В продолжении повествования появляется персонаж, сыгравший роковую роль в судьбе Павла Петровича - Ковалевская Зинаида Михайловна (Россия / Узбекистан, 1902-1979). Её отец - Ковалевский Михаил Осипович был педагогом, историком искусств и этнографом, и не удивительно, что после окончания школы Зина решила стать живописцем. В 1922 году, в возрасте 20 лет, она поступила в Казанское художественное училище в класс к другу семьи Павлу Петровичу Бенькову, которому на тот момент было 42 года. Когда между ученицей и преподавателем возникло то роковое чувство, нам неизвестно, но то, что оно перевернуло всю жизнь Павла Петровича, не приходится сомневаться.

Беньков Павел Петрович (Россия / Узбекистан, 1879-1949)



Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Автопортрет»

Узбекистан

Перед поездкой в июле 1928 года в Бухару Павел Петрович переживал период тяжелейшего личного и профессионального кризиса. В 1926 году умер его старший сын от первого брака с балериной Тарасевич, 17-ти летний Виктор; с женой были непростые отношения - живописец считал возможным жить одновременно с двумя женщинами, так как любил обеих. Наконец, тогда же он ушел из Русского драматического театра в Казани, разругавшись с главным режиссером и не сумев сделать декорации для спектакля «Принцесса Турандот» в той условной манере, как требовал постановщик...

Видимо, художнику было нас только плохо, что хотелось уехать куда глаза глядят. Какими неисповедимыми путями он выбрал именно Бухару – объяснения этому он не оставил. Но так или иначе первая встреча с Бухарой изменила всю его дальнейшую творческую жизнь. Он был опьянен красками юга, природой, яркостью солнца, красочностью народного быта, колоритностью типажей.



Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «У арыка» 1947




Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Подруги. Письмо с фронта» 1945




Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Подруги. Письмо с фронта» 1945 фрагмент


Его самаркандские, хивинские, бухарские полотна сияют не напыщенной экзотикой, а чувственным восприятием, мощной, ни на что и ни на кого не похожей манерой письма. Он основал в Ташкенте художественное училище, которое до недавнего времени носило его имя.

В Самарканд Павел Петрович привез лишь две-три работы, в том числе «Портрет татарки», который он захватил, чтобы убедить узбекских девушек и женщин в возможности позировать художнику.



Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Портрет татарки. Обрученная невеста» 1924-28


Обосновавшись на новом месте, Павел Петрович позвал к себе свою любимую ученицу. И Ковалевская, бросив все, поехала, устроившись работать художником на кафедру этнографии в Узбекском НИИ. Павел Петрович и
Зинаида Михайловна поселились по-соседству, в одном доме. Они часто вместе ходили на этюды.



Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Художники в Шахи-Зинда. Зинаида Ковалевская» 1943




П.П.Беньков и З.М.Ковалевская среди самаркандских художников.
Фотография 1930-х годов из альбома «Песочные часы»




Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Портрет живописца З.Ковалевской»




Ковалевская Зинаида Михайловна (Россия-Узбекистан, 1902-1979) «Павел Беньков на этюдах в Шахи-Занда» 1940-е



Он работал не покладая рук, не щадя себя, - и жил, повинуясь внутреннему неспешному ритму. Полюбил халаты, которых собрал целую коллекцию, разъезжал по Самарканду на видавшем виды тарантасе, запряженном в старую клячу, собирал у себя учеников и друзей «на картошку и пивцо», и они вели довольно смелые по тем временам беседы.

В 1938 году Павлу Петровичу было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Узбекистана. Один из лучших образов, созданных Бельковым в Узбекистане — «Портрет колхозника-ударника», отмеченный премией на республиканском конкурсе «Герои народных строек».



Беньков Павел Петрович (Россия-Узбекистан, 1879-1949) «Портрет колхозника-ударника» 1940


В суровые дни войны Беньков, которому было уже за 60 лет, не покидал Самарканда, жившего напряженным ритмом тылового города. В это время город дал приют тысячам эвакуированных, в том числе профессорам и педагогам Всероссийской художественной академии. Сюда были эвакуированы также художественные институты Москвы, Киева, Харькова. Павел Петрович в меру своих возможностей оказывал коллегам помощь, не жалея ни сил, ни времени.

Зинаида Михайловна Ковалевская поступила учиться в эвакуированный в Самарканд Ленинградский институт живописи. Окончив его экстерном, она получила право преподавать. В конце 1948 года Ковалевская вместе с художественным училищем, в котором преподавала, уезжает в Ташкент.

Павел Петрович очень тяжело переживал этот разрыв, и 16 января 1949 года его не стало. Его похоронили на «Центральном» кладбище Самарканда.




В мастерской художника осталось много незавершенных полотен. До последних дней Беньков не оставлял кисть, не переставал радоваться жизни, был полон замыслов, восхищался красотой столько раз виденного неба и окружающей природы. Он всегда сожалел лишь об одном: «Поздно приехал, не хватило времени, сил, здоровья воплотить все замыслы и мечты».


Ученики

После переезда в Самарканд Павел Петрович принял деятельное участие в формировании художественного техникума, вложив в это опыт, знания и любовь. Он быстро стал ведущим педагогом техникума, который не случайно стали называть «школой Бенькова». C 1930 года, в течение девятнадцати лет Павел Петрович руководил Самаркандским художественным училищем.

Павел Петрович требовал от воспитанников, чтобы они работали на больших холстах, на которых легче увидеть ошибки. При работе с натуры он учил целостному видению всей композиции. И лишь схватив главное, почувствовав и передав его, разрешал разрабатывать детали.

Учил строгости и верности рисунка: не срисовывать предмет, а строить его на листе или холсте. Он тренировал у учащихся зрительную память, заставлял делать сотни беглых набросков и зарисовок и придирчиво требовал, чтобы в этих набросках было отражено все самое характерное.


Сила педагогического таланта Павла Петровича состояла в том, что он преподносил ученикам не голословные истины, а показывал, как надо писать, разбирал ошибки, умел на глазах «оживлять» чужое творение. При этом он всегда находил деликатную форму, чтобы не ущемлять достоинство человека. Не случайно каждый воспитанник Павла Петровича не преминул вспомнить его удивительно тонкое понимание психологии молодого человека, его ранимость.



Самаркандское художественное училище во время практики П.П.Беньков и З.М.Ковалевская (в центре) в Ургуте. Фотография 1934 года


Его учениками были известные живописцы Узбекистана: народ­ный художник УзССР Л.Абдуллаев, заслуженный деятель искусств А.Абдуллаев, художники Ч.Ахмаров, Р. Тимуров, А.Разыков, Ш.Хасанова, Р.Ахмедов и другие.

продолжение следует....