Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет KYKOLNIK ([info]kykolnik)
@ 2014-02-17 21:28:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Разгадка на загадку.
Куколка, которую, увы, никто не признал - точная копия знаменитых «скелетцев» из Ясной Поляны, там же и подаренная мне много лет тому назад. Помните, в воспоминаниях Татьяны Львовны?
«...Потом одевались «скелетцы». Теперь этих кукол давно уже не делают. А в мое детство ни одна елка не обходилась без «скелетцев». Это были неодетые деревянные куклы, которые гнулись только в бедрах. <...> Этих «скелетцев» мама покупала целый ящик, штук в сто. Они стоили по 5 коп. и раздавались уже одетыми каждому приходящему на елку ребенку.

Вместе с ящиком «скелетцев» мама приносила огромный узел с разноцветными лоскутами. Все мы запасались иголками, нитками, ножницами и начинали мастерить платья для голых «скелетцев». Одевали мы их девочками, и мальчиками, и ангелами, и царями, и царицами, и наряжали в разные национальные костюмы: тут были и русские крестьянки, шотландцы, и итальянцы, и итальянки. И чего, чего мы с мама и Ханной не придумывали...

Наконец в сочельник все было готово...» ©

А вот как вспоминает об этом Илья Львович, близкий и лучший друг и брат Татьяны по детским играм:
«...Елка была годовым торжеством. За месяц до рождества мама ездила в Тулу и привозила целый короб деревянных куколок, скелетиков, как мы их называли, и начиналось одевание этих скелетиков мама, нами и девочками.

Для этого у нее в комнате целый год собираются остатки разных материй, обрезки лент, косячки бархата и ситца. Она торжественно приносит в залу большой черный узел, и все мы, сидя у круглого стола, с иголками в руках сосредоточенно шьем разные юбочки, рубашечки, панталончики и шапочки, украшаем их золотыми галунами и лентами и радуемся, когда из голых деревяшек с глупыми раскрашенными лицами делаются нарядные красивые мальчики и девочки, и кажется даже, что, когда они одеты, их лица делаются умнее и у каждого появляется свое, очень интересное выражение...»

Софья Андреевна даже выпустила книжку рассказов «Куколки-скелетцы» (читать, скачать). Она сама объясняет свой сюжет так:
«Лев Николаевич начал писать детский рассказ о том, как эти куколки-скелетцы лежали мертвыми, и ожили, и начали жить у ребят Ясной Поляны. Попыталась и я воспользоваться этой темой для детского, святочного рассказа, но описание деревенского быта мне совсем не удалось».
Скромность эта, впрочем, проистекает из того, что граф Толстой не одобрил сочинения своей жены.
Из письма Софьи Андреевны Льву Николаевичу 13 декабря 1909 года:
«Книжечка моя выйдет завтра, в 9 часов утра, и её развезет артельщик по магазинам. Мне говорили, что был уже о ней отзыв в «Русских Ведомостях», но я его не нашла, а очень, говорят, расхвалили. Но мне гораздо приятнее, например, то, что я сейчас прочла маленькому Серёже рассказ мой «Ваничка» вслух, и он умилялся и всё повторял: «как мило»; тоже умилялся и сын Стёпы, похожий ужасно на отца»



В фильме Сергея Герасимова «Лев Толстой» (1984) есть замечательная сцена святок, но почему-то нигде в кадр не попал скелетец... Жаль, учитывая, что почти всё воссоздавалось со скрупулёзной документальной точностью. Например, диалог между маленькой Таней и Микликсеечем воспроизведен по её воспоминаниям дословно:
«— Ну, Таня, покажись, — говорит он мне. — Что, у тебя талия все такая же, как яйцо, — в середине толще, чем кверху и книзу?
Я смеюсь шутке своего крестного отца, но несколько ею уколота. И немедленно я придумываю ему ядовитый ответ.
— А ты знаешь, Микликсеич, — бойко говорю я, — у меня недавно был нарыв на большом пальце, и мне положили припарку и завязали палец тряпкой, и он вышел такой толстый, что мы его прозвали Микликсеичем»
Танцевала рыба с раком /А петрушка – с пастернаком
А цибуля – с чесноком /Красна девка – с казаком
А морковка не хотела /Потому что не умела