Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет leonid_b ([info]leonid_b)
@ 2008-06-30 19:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
К знатокам послевоенной истории Польши
Кто знает историю и обстоятельства высылки польских евреев из Польши после войны, в 60-е годы? 

Кого высылали, как, на каких условиях, куда и т.д. 

Много ли выслали, много ли осталось и т.п.


(Добавить комментарий)


[info]pigbig@lj
2008-06-30 12:37 (ссылка)
В 60-е годы формально не высылали. "Выдавливали," но уезжали сами.

(Ответить)


[info]serduszek@lj
2008-06-30 13:20 (ссылка)
Вопрос довольно сложный, серьезно.
В двух словах:
В марте 1968 г. начались студенческие волнения в Варшаве и Вроцлаве, в основном в Варшавском Университетете (фактически дело все началось уже в январе, когда цензура запретила постановку "Дзядов" Адама Мицкевича). Основные демонстрации планировались на 8 марта, а власти в тот день арестовали шестерых "зачинщиков", в том числе Яцека Куроня, Кароля Модзелевского и Адама Михника. Сложно сказать, почему все потом вылилось в выступления именно антисемитские. Сначала критика обрушилась на "банановую молодежь" (типа "мажоров"), но быстро дело кончилось лозунгами типа "Студенты к науке, писатели к перу, а сионисты к Сиону". Действительно, некоторые из деятелей тогдашней студенческой (да и внутрипартийной тоже) оппозиции имели еврейские фамилии и даже еврейские корни. Коренной перелом наступил 19 марта, когда тогдашний шеф партии Владислав Гомулка на вошедшем в историю митинге в Зале Конгресссов обвинил студентов в антисоциалистической деятельности и в том, что они "враги народной Польши", при этом особо подчеркивая их именно еврейское происхождение. Подчеркнул правда при этом, что борьба с сионизмом ничего общего не имеет с антисемитизмом. Но уже на следующий день в Катовицах прошел партийный митинг организованный тогдашним председателем воеводского комитета партии (позднее - генсека ПОРП) Эдвардом Герэком, который был уже откровенно антисемитским. Вызвало это волну протестов студентов и забастовок в варшавских ВУЗах. Дело кончилось увольнением некоторых профессоров, закрытием кафедр и даже целых факультетов (например философии Варшавского Университета).
Чистка в партии началась в апреле. В общей сложности из партии исключили более 8 тысяч человек, чистки коснулись также милиции и служб безопасности. В какой-то мере можно это сравнить с тем, что было при Сталине - одни коммунисты выгрызали других, в данном случае по национальному признаку в рамках "борьбы с сионизмом". Только не расстреливали и не сажали. Но все равно - в той реальности быть исключенным из партии (причем по такому поводу) практически означало гражданскую смерть.
Результат:
после войны в Польше осталось примерно 40 тысяч евреев (по официальным данным);
в 1968-1970 гг. эмигрировало примерно 20 тысяч;
до 1989 г. выехало еще примерно 15 тысяч;
в 1989 г. в Польше проживало 5 тысяч евреев по официальным данным, по данным еврейских обществ в общей сложности 10 тысяч человек "еврейского происхождения", но большей частью не признающих в себе евреев.
Условия высылки - получаешь паспорт на выезд, который забирают на границе и езжай куда хочешь. Основной поток шел через Вену, а дальше кто куда. Сложно это назвать высылкой - ведь никого формально не высылали. Просто создали условия, когда фактически другого выхода не было.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-06-30 13:30 (ссылка)
ни фига себе. То есть в самом деле "почти все" уехали... Вот это выдавили так выдавили

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nihao_62@lj
2008-06-30 14:10 (ссылка)
Окончательное решение вопроса получилось.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leonid_b@lj
2008-06-30 16:32 (ссылка)
Значит, дело Гитлера всё-таки побеждало? Только у нас в конце 40-х, а в польше попозже.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serduszek@lj
2008-07-01 05:46 (ссылка)
Одна большая разница - у нас так легко не отпускали. А там в то время только евреи и немцы могли спокойно получать паспорта и уезжать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alicebrown@lj
2008-06-30 14:37 (ссылка)
Мда! Однако же история проехалась не абы чем, а танком...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]wwwhobo@lj
2008-06-30 16:25 (ссылка)
интересно, а руководители нынешней Польши извинялись за "окончательное решение" еврейского вопроса при коммунистах?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]serduszek@lj
2008-07-01 05:44 (ссылка)
Да вроде нет. А за что извинятся, кому за кого и перед кем? Вопрос, кстати, не праздный. Во первых, за что? Формально ничего ведь страшного не произошло - одни коммунисты исключили из партии других коммунистов. Вот собственно говоря и все! Никто никого за "сионизм" не сажал, не расстреливал, даже не высылал насильно из страны. Да, сажали, но не "сионистов", а оппозиционеров, причем уже без разницы кто еврей, а кто нет. Люди выезжали совершенно добровольно, причем еще государство им "помогало" - без проблем давали паспорта, другим такое счастье тогда не снилось, выпускали без препятствий. Во вторых, за кого? Кому извиняться? Антикоммунистическому президенту и антикоммунистическому премьеру за то, что 40 лет назад коммунисты исключили из партии других коммунистов? В третьих, перед кем? Тут тоже не все ясно. Кроме того, что из партии исключали интеллигентов, то также проведена была мощная чистка в рядах Службы Безопасности и милиции. Было бы довольно странно, если бы сегодняшние польские власти вдруг начали бы извиняться перед бывшими "СБ-ками". Вот ведь проблема...
Вобщем пока так вопрос выглядит - поскольку сами евреи извинений не требуют, то их и нет. Несколько лет назад приняли только закон - кто тогда потерял польское гражданство, теперь может его получить обратно. Некоторые воспользовались. И дело закрыли.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lapot@lj
2008-06-30 13:26 (ссылка)
Если Вы читаете по-английски - я сейчас нашёл статью о евреях послевоенной Польши в Википедии. Я достаточно регулярно пользуюсь англоязычной Википедией, фактической части по истории имеет смысл доверять, на враньё пока не нарывался. Интерпретации и комментарии, разумеется, политизированы в зависимости от взглядов автора, но фактология достаточно точная.

Пишут (в главке "1967-1987"), что по итогам израильско-арабской 6-и-дневной войны в Польше по команде Первого секретаря ЦК КП Польши Гомулки началась настоящая организованая антисемитская "антисионистская" вакханалия, по результатам которой остатки польских совершенно ассимилированых евреев выгнали с работы, подвергли остракизму и выдавили из страны к 70-му года (порядка 40 тыс. человек). В главке "Postwar" рассказывается о послевоенной Польше, о том, что в 1944-46 гг поляки организовали погромы выживших во 2-й мировой польских евреев и порядка 100-120 тыс. выживших польских евреев бежали из страны. Вторая волна бежавших из страны евреев, как написано в статье, во время смягчения послесталинского режима в 1957-59 гг, когда ещё 50 тыс. евреев уехало в Израиль - по польским законам (как написано в статье) Израиль был единственной страной, куда разрешался выезд евреев.

В главке "1967-1989" в последнем предложении сказано, что к 1989 году в Польше по разным подсчётам жило от 5 до 10 тыс. евреев.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lapot@lj
2008-06-30 13:27 (ссылка)
Ссылку забыл дать:

http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Poland#Communist_rule:_1945.E2.80.9389

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paul_kovnik@lj
2008-06-30 13:40 (ссылка)
Знатно поляки попересматривали итоги Второй мировой..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lapot@lj
2008-06-30 13:42 (ссылка)
О да, отчего-то предпочитают об этом не говорить, когда жалуются на чужое людоедство.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paul_kovnik@lj
2008-06-30 13:48 (ссылка)
Дык свое ж - оно и не людоедство. Гастрономические эксперименты.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lapot@lj
2008-06-30 14:22 (ссылка)
Конечно.

(Ответить) (Уровень выше)

Кстати с этого началась Solidarność
[info]hauptpostamt@lj
2008-06-30 16:46 (ссылка)
Вернее, с рабочих митингов в Гданьске, проходивших под лозунгами: «Студенты — к науке, писатели — к перу, сионисты — в Сион!» началось формирование неформальных рабочих дружин, бивших "бананов", по-нашему стиляг. Лех Валенса был в одной из таких бригад.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Кстати с этого началась Solidarność
[info]serduszek@lj
2008-07-01 05:33 (ссылка)
Извините, но это полная чушь. "Солидарность" это явление позднее, ничего общего не имевшее с "рабочим активом", принимавшем участие в партийных митингах против сионистов, "бананов" и пр. Да, действительно, были всякого рода боевые ячейки "рабочего класса", организуемые агентами и провокаторами Службы Безопасности, которые например громили (физически, т.е. били по морде) т.н. "летучие университеты" и разные другие подпольные оппозиционные группы. Но ничего общего с "Солидарностью" это не имело.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vitali_kowaliow@lj
2008-06-30 17:29 (ссылка)
Конечно, реально лиц еврейского происхождения больше, но это, как правило, уже католики (пусть и формальные). Нынешние борцы за "польскость" периодически указывают на того или другого Żyda или Żydówkę. У того нос не такой, у того ухо... (У Парандовского, кстати, в воспоминаниях о периоде оккупации рассказывается, как народ в Варшаве в сорок втором гадал, зачем на фото для Kennkarte должно быть открытым левое ухо; предполагали, что "какие-то их расистские штуки"). Не буду говорить на кого теперь указывают.

(Ответить)