Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет leonid_b ([info]leonid_b)
@ 2005-02-06 23:09:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Давно дело было
Когда-то, лет тридцать назад, я очень интересовался опросами методологии истории: как можно, и можно ли вообще, узнать, что же было, и как было, и почему и зачем. Времени прошло с тех пор много, и с тех пор я практически все забыл. Кроме известной фразы Ранке и некоего рассуждения, которое я сейчас попробую воспроизвести.

От кого я его услышал, или где прочел, я не помню. Я его с тех пор столько раз повторял и думал, что иногда воображаю, что я его сам изобрел.

Речь в нем шла о трех задачах историка , или точнее – о трех пространствах исторических изысканий.

Первое – это пространство фактов и вещей. В нем целью историка является установление того, что, где и когда произошло, при каких обстоятельствах и аксессуарах. Какие пушки стреляли, какой документ был подписан, что кто сказал и в каком порядке. Это пространство имеет наибольшее отношение к объективности (независимости от воли), насколько она возможна в мире людей.

Второе – это пространство мыслей, желаний, целей, мотивов и прочих представлений участников исторических событий. Т.е., описание того, что делалось в головах участников исторических событий и вообще истории. Это пространство описывается, скажем, у А.Я.Гуревича во многих его книгах. Мне лично, по складу ума и по обстоятельствам жизни, решение именно этой задачи наиболее интересно.

Третье пространство – это пространство смыслов того, что происходило. Это пространство отличается тем, что в нем живет только историк. В первых двух пространствах его присутствие не так уж необходимо, за него могут все сказать участники и очевидцы. Здесь же хозяйничает только он, историк.

Из этого деления много чего следует. Например, необходимость определенного рода дисциплины, правил перехода из одного пространства в другое. Или тот факт, что цель действия принадлежит второму пространству, а результат - третьему. А поскольку степень идеальности возрастает от первого пространства к третьему, то результат действия – более идеален, воздушен, чем цель его. Ну да, понятно, средства, обстоятельства, мотивы и цели фиксированы и не могут измениться, они принадлежат самому пространству (физическому и ментальному) действия, а вот результат только начинает существовать в то время, а потом он живет и живет до... До...

До чего? Покуда мы о нем можем что-то сказать?

Особенно меня поражает, что по мере уменьшения материальности растет реальность событий.

Я особенно симпатизирую тем историкам, которые сознательно или интуитивно, но четно разделяют эти пространства. Их легко читать и понимать.

В общем, такая фигня получается.


(Добавить комментарий)


[info]be_it_so@lj
2005-02-06 17:18 (ссылка)
++ такая фигня получается

Да не фигня, а очень даже интересное рассуждение.

(Ответить)


[info]ex_ex_alexa@lj
2005-02-06 18:03 (ссылка)
мне только не очень понятно, почему степень идеальности возрастает от первого к третьему.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leonid_b@lj
2005-02-06 18:14 (ссылка)
А потому что результат - это то, что мы считаем результатом. Т.е., с ходом времени мы меняем это понятие, оно меньше всего зависит от участников действия, чем всё другое. Конструкт, так сказать. извините за выражение.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]donnerwort@lj
2005-02-06 19:04 (ссылка)
Просто так разделять не получится. Потому как чтобы знать что было, часто надо знать и понимать как люди мыслили.

Например, перед нами хроника.. если историк ее просто за факт примет - то с большой вероятностью наврет по фактам. Но если он знает как люди мыслили, что желали, как относились к докуменотам и вообще как представляли мир и историю, то с большей вероятностью восстановит реальные события.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-02-07 02:36 (ссылка)
Согласен, не получится. Факты не являются бессмысленными, а если являются - они невнятны, неразделимы и эту кашу мы фактами не назовем.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leonid_b@lj
2005-02-07 04:40 (ссылка)
Да, это понятно. Но речь идет именно о логике и задачах. Т.е., чем человек занимается, в чем видит по преимуществу атрибуты и обстоятельства.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anticuarius@lj
2005-02-06 21:39 (ссылка)

То, что делал Леопольд Ранке было, безусловно, прорывом для своего времени, но не является нормой представления об Истории сегодня.

http://www.livejournal.com/users/anticuarius/29224.html

(Ответить)


[info]maratguelman@lj
2005-02-07 00:52 (ссылка)
типа
знаток истории
аналитик истории
философ истории

есть еще и метапозиция - сопоставление6 исторических философий прошлого (типа история философии)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]anticuarius@lj
2005-02-07 06:46 (ссылка)
<типа
знаток истории
аналитик истории
философ истории

Осталось выбрать кого из них мы и назовем "историком"...

(Ответить) (Уровень выше)