Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Леонид Каганов ([info]lleokaganov)
@ 2018-02-24 01:52:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
А теперь серьезно про спутниковый интернет
это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2018/02/23_mask.html

Я вижу, тема спутникового интернета Илона Маска живо интересует умы. Поэтому скажу, что сам думаю по этому поводу.

1. Халявы не будет.

Конечно интернет Илона Маска не будет бесплатным. По крайней мере, до тех пор, пока не окупятся изначальные затраты на весь проект и текущие — на поддержание его в рабочем состоянии. Возможно, будет бесплатным некоторый контент — например, Фейсбук проплатит, чтобы его сайт шел бесплатно.

2. Система коммерческая, потенциал её огромен.

Если вдуматься, речь идет о системе, которая способна в будущем смести с лица земли всю проволочную и сотовую телефонию и всех интернет-провайдеров. Потому что если на дворе 2028 год, у тебя в кармане телефон или модем, который дает заявленные 1 гигабит по цене 20$ в месяц, то зачем тебе платить 20$ за шнур от «Акадо» и 20$ за симку MTS с ее роумингом, геморроем и ежедневными попытками включить услугу «Гудок погоды» всего за 5 руб в день?

3. Нет, это не WiFi.

Стандарт связи, который предлагает проект спутниковой связи Маска, не является ни WiFi ни мобильной сетью типа LTE, ни чем-то другим, распространенным в нынешнем быту. Это новый стандарт, и на первом этапе речь идет о неком «клиентском оборудовании стоимостью до 200$» — некая коробочка, дающая доступ. Потом, разумеется, коробочка станет дешевле, потом ее будут впаривать бесплатно на каждом углу, лишь бы ты оформил контракт, и появится специальный радиомодуль во всех смартфонах, и на смартфоны без него станут смотреть как на архаичный шлак.

4. Да, это технология для карманных смартфонов.

В головах, где небольшие остатки критического мышления (похвальные по нашим временам) сочетаются с не менее похвальными зачатками школьной физики, часто возникает вопрос: а как это всё будет работать со спутниками без спутниковой тарелки? Мы не станем углубляться в физику широкополосной высокочастотной связи (последние наработки которой неизвестны и мне, несмотря на профильное образование). Достаточно просто вспомнить, что нынешние спутниковые мобильники типа Iridium вполне карманные, никакой тарелки на голове владельца не требуют, и обеспечивают двустороннюю связь (в том числе интернет, пусть дорогой и медленный) со спутниками, висящими на высоте 780 км:

Маск планирует держать низкоорбитальные 7.5 тыс спутников на высоте 340 километров, которые будут работать на высоких частотах (называют 40-75 ГГц). Нет ни одного закона физики, который утверждает, что для такой связи понадобятся тарелки, земные ретрансляторы, огромные антенны или сверхмощные аккумуляторы. Радиочип для такой связи будет в каждом мобильнике, иначе проект не имеет смысла. Земных ретрансляторов для клиентов не будет — по той же причине, это не соты. Тем же, кто сомневается в возможности держать связь из кармана со спутником, я напомню цитату одного радиолюбителя из конференции сотовой связи FIDO времен 1998 года: «Я поверю в преимущества мобильных телефонов без антенны только когда Останкинскую башню уберут внутрь телецентра».

5. Нет, проект Маска не единственный.

Идея создать свою космическую группировку спутников и продавать связь сейчас захлестнула умы, как в 90-х — идея сотовой связи. Кандидатов в провайдеры много, Илон Маск только один из них (и предлагает самое высокотехнологичное решение). Например, есть британский проект OneWeb, который пока не работает, но в России ему уже заранее официально отказали в регистрации частот. Мол, что запрашиваемые частоты (от 10 до 29 ГГц) используются для арктической группировки наших связи спутников, поэтому вам сюда никак.

6. Нет, в России глушить спутники никто не будет.

Все цитируют дурацкую новость про возможность глушения спутников, не обращая внимания, что она многолетней давности. Ребятки, вы дети. В мирное время никто не станет глушить спутники — это технология для войны, которой наш Генштаб отчитывается на бумаге: мол, если будет надо — заглушим. Наверно заглушим. Клянусь честью российского генерала.

Да, в СССР глушили «опасные» радиопередачи, и я в детстве это застал и вовсю наблюдал. Происходило это потому, что у населения на руках были неучтенные бытовые приемники, которые никак нельзя было запретить. А радиоволна «вражьих» станций шла далеко. И глушилось плохо. У нас в Чертаново глушилки стояли в воинской части за улицей Янгеля в лесу — считай, в пяти километрах от дома. И все равно приемник «Маяк» сквозь вой и треск нормально ловил и «Немецкую волну», и «Голос Америки» и «Би-Би-Си».

Глушить спутниковый интернет в 21 веке — полный абсурд. Во-первых, он полезен и удобен. Все наши чиновники со своими детьми, лошадьми и кумовьями сами побегут вприпрыжку за капиталистической диковинкой, а далеко впереди всех будут мелькать беговые кроссовки Д.Медведева. Никто не откажется от плодов прогресса и не примет аскезу ради ограничения своих холопов.

7. Нет, вам пользоваться спутниковой связью не дадут.

Все эти детские рассуждения «как они нам запретят», «качали и будем качать» — это детский сад. Я вам сейчас расскажу, как они запретят. Смотрим сюда:

Знаете, что это? Это мое разрешение на ношение мобильника. Нет, оно не из будущего, а из прошлого — в нашей стране история идет циклически. Этот документ был выдан мне осенью 1998 года за официальную взятку (через сотового оператора) в размере 50$. Кстати, первым же своим указом в 1999 году Путин отменил дурацкое разрешение, наверно это был его последний полезный указ.

Однако в СССР и до конца XX века в России действовал запрет на незарегистрированные передатчики — ведь ими могут пользоваться внедрившиеся шпионы. В особо древние годы был запрет и на пишмашинки — враг может напечатать на них антисоветские листовки. Если кто смотрел фильм «Время первых», там была сцена, когда радиолюбитель из далекой тайги (видимо, ссыльный) боится позвонить и сообщить, что он получил сигнал бедствия от приземлившихся в тайге космонавтов. Вы поняли смысл этой сцены? Знаете, почему он так боится и почему его жена отговаривает? Потому что компетентные органы потом могут зайти в гости и заодно попросят показать приемник — возможно, даже просто из любопытства. А приемник показывать нельзя, потому что у героя не приемник, а передатчик — для общения с радиолюбителями. И видимо, он у него там в тайге незарегистрированный. А незарегистрированный передатчик — это срок в среднем. Зависит от эпохи. В сталинские годы — ты сразу иностранный шпион, и расстрел. В годы хрущевской оттепели — за «незаконное изготовление и использование радиопередающих устройств» можно было отделаться и простым штрафом:

От этого суда и штрафа по неотмененной до 1999 статье и спасало выданное мне разрешение Госсвязьнадзора — его полагалось носить с собой вместе с мобильным телефоном и в случае чего показывать патрулям, объясняя, что передатчик у тебя в кармане законный.

Современная Россия максимально приблизилась к модели СССР: у нас опять единая партия власти, у нас опять свой Брежнев, сидящий на троне два десятилетия, у нас точно так же волокут в суд за политические анекдоты (сегодня это называется «экстремистский перепост»), у нас снова весь мир вокруг — наши идеологические враги, и мы точно так же кричим по внутренним телеканалам, что мы самая свободная в мире страна, хотя завинчены все свободы, какие только можно. Пока эта система существует, никто вам не даст бесконтрольно обмениваться информацией, платя за это абонентку кому-то за океан.

Но глушить спутниковый интернет не будут. Сперва с ним попробуют договориться. Мол, если вам нужен наш российский рынок (китайский, белорусский, северокорейский) — то будьте добры пройти сертификацию Минсвязи, купить частоту, создать российский филиал и взять нас в долю, ну и конечно поставить оборудование СОРМ, совершенно необходимое нашим органам по закону о тотальной прослушке трафика и абонентов во имя борьбы с педофилами и террористами... И вполне возможно, компания, управляющая проектом, согласится. Гугль же согласился присутствовать в России и Китае на условиях контроля, сотрудничества со спецслужбами и выполнения их постоянных требований? Вот и тут согласится. Деньги есть деньги, а филиал под контролем — лучше, чем никакого филиала. Тем более, основной торг идет не о деньгах, а о цензуре и доступе к личным данным, а это вообще не про деньги.

А вот если договорится не получится... Тоже будут пользоваться спутниковым интернетом. Но не все. Только ФСО, ФСБ, их друзья, партнеры, и все, кому они по знакомству или за деньги выпишут вот такое ламинированное разрешение. А для всех остальных допишут, например, в статью 222 УК, где речь про незаконное хранение оружия: «оружия или незаконного средства связи». До 3 лет.

Объяснят вам по телевизору доступно (если к тому году еще будет принято что-то объяснять народу): мол, то оборудование не сертифицировано в России, эти частоты используются нашими военными и спецслужбами, человек с мобильником американского образца представляет опасность, он террорист и может радиопомехой самолет уронить.

А далее начнутся вереницы мелких уголовных дел: одного на улице патруль остановил, попросил показать карманы, а там... У другого во время рейда в клубе нашли. На третьего сосед по даче настучал. И всё. Через неделю не останется желающих носить в кармане или хранить на балконе 3 года тюрьмы.

А вы как дети — ой, будут глушить, ой, нас не заглушишь...



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2018/02/23_mask.html