Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Леонид Каганов ([info]lleokaganov)
@ 2015-05-20 20:46:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:радиация

Чернобыль часть 5: Чернобыль, Славутич, Дитятки и другие окрестности
это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2015/05/20.html

Продолжаю рассказывать вам о поездке в Чернобыль. Сегодня речь пойдет об окрестностях Чернобыльской атомной станции.

Одно из самых грязных мест станции — пруд-охладитель. Если землю вокруг станции снимали, то пруд как был так и остался. Это сейчас проблема — как только пруд высыхает, ветер начинает гонять радиоактивную пыль с краев пруда. Тем не менее, в пруду живут огромные сомы — до двух метров, а уж карасей немеряно:


Но оставим станцию и познакомимся с окрестностями. Основной населенный пункт в этой области взамен замершего города Припять — это город Славутич.


Славутич

Если кто-то подумает, будто Славутич знаменит своим одноименным пивоваренным заводом — он ошибается. Пиво «Славутич» не имеет к городу никакого отношения, Славутич вообще древнее название Днепра. Город Славутич — это новый город, появившийся после аварии. Куда-то надо было отселить атомщиков и ликвидаторов из Припяти. От Славутича до атомной станции километров 60, и проехать их можно только на электричке, причем какое-то время электричка идет по территории Белоруссии. Есть пара автомашин начальства станции, которые пропустит белорусская таможня, но фактически можно считать, что автомобильного сообщения нет. Город Славутич строили всем Союзом: ЦК КПСС выдало разнарядку — каждая республика обязана помочь трагедии на ЧАЭС. И каждая помогла. Вот квартал, построенный республикой Азербайджан. Говорят, там стены в метр толщиной — летом прохладно, зимой тепло. Почему такие стены? Типовой проект, в Азербайджане высокая сейсмическая нагрузка.

Рядом с ним квартал от республики Армения. Республики везли сюда все вплоть до стройматериалов. Розовый туф — фирменный стиль Армении, больше его нигде и нет:

Во дворах добрые армяне даже построили ликвидаторам шикарные мангалы. Какой же двор без мангала?

А это, если не ошибаюсь, строила Грузия:

Транспорт, как я уже говорил, здесь один — электричка. У нее есть четкое расписание, один маршрут, и (грубо говоря) всего две настоящие остановки — в Славутиче и на Чернобыльской станции. Между ними электричка и ходит. Утром жители Славутича выходят на платформу и ждут ее, электричка отвезет их на работу:

Электричка Славутич-АЭС ходит несколько раз в день. И приходит прямо на станцию, прямо в тупик с проходной. На проходной система охраны, пропуска и дозиметрический контроль при выходе. Посторонний человек без пропуска даже не сможет сойти с платформы, только уехать обратно в Славутич.

Обратно с работы все тоже едут на этой электричке. Здесь все знают всех. Чтобы занять место, выйти подышать воздухом и покурить, здесь принято бросить на сидение какой-то свой предмет: сумку, ключи, кошелек.

Чернобыль

Совсем по другую сторону от Чернобыльской станции, на противоположном конце Зоны находится город Чернобыль. Не имеющий, как известно, никакого отношения к станции, кроме имени. Просто в момент строительства это был ближайший населенный пункт. Он находится на краю 30-километровой зоны от станции, но в пределах ее — а это рубеж. Если в Славутич въезд свободный, то в 30-километровую зону, включая Чернобыль, — только по спецпропускам. Ну или на «гробки» — раз в год весной есть день, когда дозволяется бывшим жителям приехать почтить могилы предков, в этот день никто документы спрашивать не будет. Сегодня Чернобыль жив, в нем есть пара кафе, пара банкоматов, магазинчики, дома, где живут люди. Хотя городок режимный — ведь он находится в режимной 30-километровой зоне.

Ниже на фото — граница режимной зоны. Рядом пропускной пункт с дозиметрическими проходными, но его снимать нельзя. На выезде из Зоны — дозиметрическая проверка. Люди проходят аппарат, прикладывая руки и ноги, а дозиметрист с прибором осматривает колеса автомобиля. Саша Сирота, который водит экскурсии, рассказывал, что на его памяти только однажды турист, побывавший в зоне с экскурсией, не прошел обратный контроль — слишком фонил. Оказалось, он болен раком щитовидной железы и проходит лечение препаратами радиоактивного йода.

Напротив пожарной части города Чернобыля стоит памятник ликвидаторам. Именно эти люди были брошены тушить пожар первыми, и все погибли. Дольше всех (несколько лет) прожил начальник пожарной команды — тревога застала его в последний день отпуска за праздничным столом, и был сильно пьян. Но начальник пожарных был человеком бывалым, поэтому это не помешало ему умело руководить тушением пожара и работать наравне с подчиненными. А вот от действия радиации это его сильно защитило — есть такое свойство у алкоголя, наполнившего кровь в момент облучения.

Когда едешь по дороге, вроде бы дома вдоль дорог есть, но вроде бы в зарослях. Это нежилые дома, за тридцать лет они зарастают кустарником:

Дитятки

Село Дитятки — одно из тех сел, что находятся уже за территорией Зона. Здесь живет наш друг журналист и краевед Саша Сирота — бывший житель Припяти, откуда уехал в 9 лет, когда случилась авария. Его мать — автор известной книги «Припятский синдром». Сам Саша — журналист, автор статей, общественный деятель и самый известный из Чернобыльских экскурсоводов. Село Дитятки живет своей жизнью — роются куры, пасутся козы. Радиация? Нет, не слышали. Фон меньше, чем в Москве. До АЭС 30 км.

Саша Сирота обзавелся двумя лошадками Пржевальского. Лошадки дикие, родились и выросли в Зоне, пришли к людям в гости к черному коню, да остались на огородах ржать и грызть морковку, чем вызывали недовольство местных жителей, некоторые грозились лошшадок грохнуть, чтоб не жрали посевы. Саша сделал героическую попытку отвести лошадок обратно в Зону. Для этого даже использовал того местного черного коня (обычной породы), что так понравился лошадками. Но лошади вернулись. Пришлось им построить загон и ухаживать. Заповедники, занимающиеся лошадьми Пржевальского, брать их отказались. Теперь у лошадок будут жеребята от черного коня.

Лошадь Пржевальского удивительно красива. Как зебра, только желтая. Ездить на них нельзя — они не поддаются дрессировке и с презрением смотрят на черного коня, когда его запрягают.

Саша Дает интервью американскому телеканалу, рассказывает историю лошадок, да и вообще рассказывает про Зону. Его почему-то называют «самоселом», хотя он просто совершенно легально купил дом в селе Дитятки под Чернобылем и живет с семьей. Отсюда ему недалеко ездить водить экскурсии по Зоне.

Сам 7-минутный сюжет на американо-украинском канале RTVI, кстати, вышел:

Там много неточностей, но много интересного и про Зону и про лошадок. А на 4:20 появляюсь проездом даже я с кучей дозиметров и что-то рассказываю. А вот Ильина с его «кацукометром» почему-то вырезали. Но про него я расскажу отдельно — все времени нет сделать отдельный пост про дозиметры и дозиметрию.

Спасибо Виталию Медведю и другим организаторам с ЧАЭС за эту увлекательную поездку.

http://chnpp.gov.ua/ru/ — сайт чернобыльской АЭС

http://chnpp.gov.ua/ru/chnpp-visiting — как можно посетить чернобыльскую АЭС

http://pripyat.com — проект о Чернобыльской Зоне (Александр Сирота).

Продолжение следует.



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2015/05/20.html