Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mbla ([info]mbla)
@ 2005-07-25 14:44:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Как известно из «Гарри Поттера», у маглов вместо магии электричество...
В конце 19-го века образованные люди (в том числе гуманитарии) неплохо понимали, как устроена техника, с которой они имели дело – паровоз, телеграф.

В начале 21-го века образованные люди (в том числе, люди с техническим образованием) плохо понимают, как устроена техника, с которой они имеют дело –компьютеры, мобильники.

В конце 19-го века образованные люди верили в силу науки, не верили в чудеса и клеймили разнообразные предрассудки.

В начале 21-го века процент образованных людей, верящих в дурной глаз, в ходячие трупы, в руконаложение, в .... – определённо больше, чем сто лет назад.

Нет ли связи между постоянным пользованием предметами, устройство которых непонятно, и потребностью верить в заговорённую по телевизору воду?

Вот, говорят, лет 15 назад в Ленинграде из трампарка Леонова вышел трамвай без водителя. Ну, и отправился, вероятно, по своим трамвайным делам.


(Добавить комментарий)


[info]konstantinna@lj
2005-07-25 10:40 (ссылка)
Верят-то не только те, кто не разбирается в устройстве предметов.
Ну говорят же, что всё по спирали развивается. Сейчас опять тот самый виток, на котором люди верят во что-то сверхъестественное, а что будет потом?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-25 10:53 (ссылка)
Но вот реально во всём не разбирается совсем никто. Никакого возрожденческого способа жизни с попыткой узнать про всё быть не может. Человек окружён и пользуется непрерывно всяким непонятным. И вот как же отличить чушь заведомую от сложно-непонятного? На самом деле, требуется некая культура мышления, которая отсутствует. В школе этому не учат? И как может непрофессионал отличить рассказы про квантовую механику от рассказов про телекинез?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]konstantinna@lj
2005-07-25 11:54 (ссылка)
Да нет, конечно, всего никто не знает, но не уверена, что с этим связаны всяческие предрассудки. Может, это всё-таки в людей заложено как бы генетически и никаким образованием не лечится? А в школе вообще не очень понятно чему учат...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-25 12:56 (ссылка)
Не знаю. Безусловно есть цикличность - времена цветущих предрассудков, тёмные времена - времена реакции. И мы в такие и живём. В школе, вроде как, кроме как учить думать (во всех смыслах), ничему особенному учить и не надо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]konstantinna@lj
2005-07-25 13:03 (ссылка)
На мой взгляд в школе надо учить находить информацию, осмысливать и применять её. Ну а уж в идеале и уметь ставить вопросы и формулировать задачи. Это, наверное, и есть - думать. А про подавляющую необразованность, в широком смысле этого слова, наших выпускников я уже много писала.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-25 13:14 (ссылка)
Абсолютно согласна. Кстати, в институте желательно этому же учить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]konstantinna@lj
2005-07-25 14:22 (ссылка)
Конечно!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cema@lj
2005-07-25 11:54 (ссылка)
Да и во время Возрождения не было никого, кто бы знал всё. Например, Леонардо не знал белорусского языка.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-25 12:56 (ссылка)
А он, кстати, тогда был?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tarzanissimo@lj
2005-07-25 13:17 (ссылка)
Советская власть придумала Янку Купалу, а он придумал, что смоленский диалект есть язык ...Так что ему лет 80-90этому языку. как языку....

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bgmt@lj
2005-07-25 16:23 (ссылка)
Виток называется время реакции. Про него нам объясняли когда-то в учебниках. А потом оно пришло, несколько иное, чем во второй половине 19 века, но системного сходства много. Существенно, что время реакции имеет привычку длиться долго.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fima@lj
2005-07-25 10:53 (ссылка)
Неужели гуманитарии 19-го века представляли себе устройство паровой машины?
Про телеграф я даже и не говорю.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-25 11:00 (ссылка)
Ну, наверно, про гуманитариев я загнула, но было же понятие общего естественно-научного образования. значительная часть образованного класса его и имела.

Ну, хоть инженер Сайрус Смит, сумевший на необитаемом острове достичь технического уровня своего времени.

А современный человек что знает про окружающие приборы?

Вот я а всё-таки математике+информатике я худо-бедно училась - почти ничего.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ksl_aka_serg@lj
2005-07-25 11:36 (ссылка)
Лен, во-первых, Сайрус Смит - фантастический персонаж. во-вторых, во времена Жюля нашего Верна слово инженер имело другой смысл.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-25 13:00 (ссылка)
Фантастический-то фантастический, и инженер совсем не тот смысл имел (кстати, во Франции до сих пор в некотором роде тот старый смысл сохранился), но всё же, мне кажется, в меньшей мере человек был окружён совершенно непонятно как работающими "волшебными" предметами.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fima@lj
2005-07-25 11:51 (ссылка)
Я вот, например, гораздо лучше представляю себе устройство мобилы, чем устройство телеграфа. :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-25 13:05 (ссылка)
Боюсь, что с телеграфом я провралась. Но вот устройство паровоза даже я в общих чертах себе представляю. Ну, серьёзно, для скольких вполне образованных людей мир полон предметов, которыми они пользуются и про которые ничего не знают.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bgmt@lj
2005-07-25 15:49 (ссылка)
На самом деле, хоть ты этого и не знаешь, ты представляешь себе устройство телеграфа куда лучше, чем паровоза.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-25 16:02 (ссылка)
Да, паровоз - это ж попросту разновидность дракона!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fima@lj
2005-07-25 17:32 (ссылка)
Я вспомнил, как лет 10 назад читал статью о том, что за 10 лет до
того пользователям ibm pc было очень важно знать когда убогий msdos
пишет на дискету и контролировать процесс, например, чтобы не вытащить её невовремя или определить зависание системы, а вот сейчас многие даже и не знают, что такое disk access (речь шла о unix'е, насколько я помню).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-26 06:48 (ссылка)
О да - иногда слышу я стенания о когдатошних истинных программистах, умевших всё на кретинском досе, вставлявших как нефиг делать куски ассемблера в программы, отходивших от компа только пописать. "были люди в наше время..."

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fima@lj
2005-07-26 15:56 (ссылка)
Стенания от кого?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-27 10:24 (ссылка)
Ну как же есть ещё такие лохматые с уже пегими хвостиками истинные программисты - они и плачут, что не выросло достойной смены

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fima@lj
2005-07-27 13:36 (ссылка)
Я, видно, не встречал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-28 05:01 (ссылка)
Они звери не очень частые, дневного света боятся...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]greenadine@lj
2005-07-28 08:30 (ссылка)
Не встречал достойной смены? Я тоже... Не те сейчас люди, не те. Вот в наше время!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fima@lj
2005-07-28 08:46 (ссылка)
Да, с интернетом каждый дурак программу написать может!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cema@lj
2005-07-25 11:52 (ссылка)
В начале 21-го века процент образованных людей, верящих в дурной глаз, в ходячие трупы, в руконаложение, в .... – определённо больше, чем сто лет назад.

Не больше, наверняка. Все эти магнетизмы и телепатии с астрологиями...

Нет ли связи между постоянным пользованием предметами, устройство которых непонятно, и потребностью верить в заговорённую по телевизору воду?

Сто лет назад в заговорённую по телевизору воду не верили за отсутствием телевизора, а не за отсустсвием предрассудков.

Кстати, any sufficiently advanced technology is indistinguishable from magic.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-25 13:11 (ссылка)
Да, но сто лет назад люди, верящие в астрологию и пр., были довольно резко отделены - трудно себе представить профессора-медика или математика, верившего в астрологию. Честно сказать, и филолог обычно в астрологию не верил.

А сейчас в очень даже образованных кругах общества найдётся сколько хочешь во что хочешь верящих.

Ну, а с тем, что any sufficiently advanced technology is indistinguishable from magic, естественно, нельзя не согласиться.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bgmt@lj
2005-07-25 15:57 (ссылка)
По моим наблюдниям их много. Кстати, особенно много - верящих в Фоменко, в каббалу, в мировой заговор, в пришельцев в древнем мире, и т.п. Что до науки, то сейчас гораздо легче иметь бредовые представления об оной: процент людей, занимающихся "устройством мира" и понимающих его как-то, стал куда меньше, потому что ни математика, ни информатика, ни даже экспериментальные hard sciences на уровне нормального инженера/физика-химика-биолога экспериментатора не требуют более понимания общей картины мира. Неясно, почему человек, знающий логику и, скажем, компайлеры, застрахован от веры в телепатию или магическую воду: какие базовые сведения, известные ему, придут в противоречие с такой верой?
Сто лет назад "общие знания" включали представления об устройстве мира. Это была довольно устойчивая система взглядов, ее было нелегко опрокинуть - и фактов такого опрокидывания (уверования-вдруг) я не знаю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]starushka_su@lj
2005-07-25 14:14 (ссылка)
Интересно все-таки - где же сейчас трамвай? :))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-25 15:22 (ссылка)
И правда - где? Может, он заблудился давно, бедняга?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]greenadine@lj
2005-07-28 08:34 (ссылка)
Не помню, где я это видел (Лем?), как с усложнением системы полный детерминизм превращается в неопределенность. Пример был с компьютером, каждая из операций которого всегда дает один и тот же результат при одинаковых входных сигналах, а при выходе на уровень современных программ человек упрощает картину до такой степени, что "одни и те же" входные данные начинают приводить к непредсказумемому поведению.

Это к части понимания "что у него внутри". А связи с мистикой лично я не вижу :-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-07-29 07:23 (ссылка)
Ну, так и мне мистика предельно чужда. Меня просто заинтересовало, нет ли связи между взлётом интереса к мистике, который сейчас имеет место, и жизнью в непонятном мире.

(Ответить) (Уровень выше)