Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mbla ([info]mbla)
@ 2005-12-05 23:01:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
рыбы и евреи
Вчера у нас на рынке я купила совершеннейшую невидаль - пять небольших колючих окуньков.

Не филе огромного нильского окуня, который по слухам борется с крокодилами и побеждает их (время от времени), а скромных полосатых окуньков, таких я много раз видела в озёрах прямо с берега, но на рынок они обычно не попадают.

Я заметила окуньков, уже уходя, - пришла-то я за устрицами и мидиями - заметила и не удержалась.

Тётка-рыбница сказала, что это, конечно, случайность, не то чтоб теперь речные окуни стали часто попадать на прилавок.

Так что я купила всех пятерых, и сегодня мы поужинали жареными окунями с присланной [info]mrka@lj восхитительной кислой капустой.

Кислая капуста - это отдельная песня. Я не умею есть её, как цивилизованный человек, вилкой с тарелки - я её хватаю руками из миски м поедаю с громким чавканьем и хрюканьем.

Так вот я не о том собственно - я о том, что поедая окуней, я задалась вопросом - по какому принципу некоторые рыбы стали еврейскими фамилиями, а некоторые вовсе и нет.

Есть окуни, карпы и карасики, но щуки и щукины - не евреи. Однако ж фаршированная щука - национальная еврейская кулинарная гордость (я вот только её совсем не люблю). В чём же дело?

Можно согласиться с тем. что нет еврейской фамилии Акулин - не заплывали акулы в местечки, да и в деревнях скорее водились акулины, чем акулы.

Но вот щуки, щуки-то? Как же без них?


(Добавить комментарий)


[info]_ira_@lj
2005-12-05 19:05 (ссылка)
фаршированную щуку я ела однажды в Питере. не поняла я прелести... :(
а щуки как-нибудь по-немецки, к примеру, называются? или по-английски? может, там есть "родня"?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2005-12-05 19:22 (ссылка)
Плохая хозяйка, значит, готовила:)
Родни просто полно - очень распространенная еврейская фамилия Фишман. А также Фишер:))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_ira_@lj
2005-12-06 13:24 (ссылка)
про хозяйку и не верю - это уж кому что нравится, ну, сами знаете - кому поп, кому попадья, кому попова дочка :-) На мой вкус слишком пресно и-да,- ватно. Мне больше форшмак нравится.
а про переводных щук (на других языках) я правильно догадалась :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2005-12-06 13:35 (ссылка)
зря не веришь. Это блюдо хорошо приготовить очень трудно. Насчет "плохой" хозяйки, я пошутила, конечно. Но не ее, значит, штуковина. :)
Я ж говорю, что ты жутко умная:))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_ira_@lj
2005-12-06 15:20 (ссылка)
не, - дело не в хозяйке, а в индивидуальных вкусовых предпочтениях.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2005-12-05 19:44 (ссылка)
Не верь про плохую хозяйку. Наша бабушка хорошо готовила, а мне совершенно такая рыба безвкусной кажется.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lena_shagina@lj
2005-12-05 22:19 (ссылка)
Эта рыба -- начало и исток моих заморочек с in-laws. Когда я впервые присутствовала на каких-то торжественных гостях, и свекровь торжественно внесла ЕЕ, [info]kot_ivanovich@lj меня тихо спросил, положить ли мне, а я столь же тихо ответила "Терпеть не могу эти еврейские штучки", но как-то получилось, что именно в этот момент все молчали, и мое тихое слово прогремело громом на всю комнату...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]topsi@lj
2005-12-06 05:35 (ссылка)
Это Вы удачно.)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lena_shagina@lj
2005-12-06 21:11 (ссылка)
На том стоим, ага -- всегда правильно находим время, а главное -- место.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2005-12-06 08:38 (ссылка)
Да, я помню, Вы как-то рассказывали. А я эту дурацкую рыбу совсем не люблю - какая-то пресная и ватная.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bgmt@lj
2005-12-06 21:04 (ссылка)
Со мной было куда хуже.
Я как-то поехал в (не скажу на всякий случай, какой город) и заночевал у знакомых. Которые почти совсем настоящие евреи - по крайней мере, сильно в это играют. А дело было в пятницу. Вечером пришли гости на шабат - французские евреи. На меня надели шапочку. Сидят, разговаривают. Хозяйка подаёт карпа "по-польски по-еврейски". Кто-то из гостей осведомляется: а вот почему карп считается такой истинно еврейской рыбой, ведь он жрёт чего ни попадя? Тут я говорю: ну и что же такого, свинья вот тоже мало ли чего жрёт, а мы едим... и тут осознал, где сижу и что говорю. Ничего. Все сделали вид, что не услышали. Хорошо иметь дело с воспитанными людьми, особенно если ты грубый толстокожий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lena_shagina@lj
2005-12-06 21:10 (ссылка)
*грустно* одно дело знакомые, другое дело in-laws, даже если воспитанные. Они тоже притворились, что не заметили... Как будто от этого легче.:(

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mrka@lj
2005-12-06 13:36 (ссылка)
Ты-то просто нихрена в этом не понимаешь. К тому ж, мало ли что в детстве не нравилось.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-07 06:32 (ссылка)
Мне и взрослой не понравилось - когда я с Джейком приезжала. Ну, не нравится совсем - и по консистенции мне она как-то неприятна.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mrka@lj
2005-12-05 19:22 (ссылка)
Рада, что капуста удалась:) Хотелось бы и про мисочки узнать...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-05 19:40 (ссылка)
Слушай, эта идиотка их боится. Калитки, зонтики, мусорные баки, трактора, железные миски - много на свете страшного. Почему-то страшное - только неживое. живое страшным не бывает - хоть громадный ротвейлер, хоть огромная лошадь. Васька полдня сражался и добился только, что она в два приёма, дико голодная. вызватывая из миски куски и отбегая, съела завтрак. Ужин она съела из миски на полу. Питьевую миску я поставила на её пластмассовую - ей дико хотелось пить, она нервничала, ходила вокруг меня, вывалив язык, но не пила. пока я не сняла миску с палки и не поставила на пол. А как она подкрадывается к ним...
Но, согласись, и вправду не знаешь - вдруг железная миска, как умывальников начальник за тобой побежит? Нельзя же знать заранее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2005-12-06 06:24 (ссылка)
Ну, я думаю, что если они будут себе спокойной стоять - она к ним просто привыкнет. Как к зонтикам. Перестанет бояться, можно будет использовать. НАсиловать, конечно, не надо. А так, приучать постепенно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-06 08:40 (ссылка)
Наверно, привыкнет, куда денется, но самое страшное - это, что они на столбике - на полу ещё можно поесть, но со столбика - есть же предел.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2005-12-06 11:38 (ссылка)
Бедный зверь...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-07 06:35 (ссылка)
Вот бегемот вчера сказал, что он бы тоже испугался из такой блестящей миски есть.

С пола она уже ест, только подкрадывается всё равно, осталось привыкнуть к столбику.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2005-12-07 06:40 (ссылка)
Пирвыкнет, куда денется.
А мы вчера дома прыгали через палку от швабры. Вдвоем. Только минут через 10 занятий мне стало совсем плохо. Пришлось упасть на кровать и отпыхиваться.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-07 06:55 (ссылка)
То есть ты тоже прыгала? И высоко?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2005-12-07 18:02 (ссылка)
Ну да, прыгала! Палку положила поперек двух раздвинутых стульев.
А сегодня в парке она запрыгнула на пень, метра два высотой! Представляешь? Я даже не ожидала, что получится.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-07 20:17 (ссылка)
Я предложила Ваське прыгать через палку с Катей, но он сказал, что мы к соседям провалимся.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2005-12-08 06:12 (ссылка)
Такое вполне может случиться!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-08 11:42 (ссылка)
А соседи вполне могут огорчиться - вот в чём беда.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2005-12-07 08:42 (ссылка)
Только что Васька сказал - съела со столбика завтрак! Ура. Вот это отвага!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2005-12-07 18:02 (ссылка)
Ураааа!!!!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vash_pasha@lj
2005-12-06 07:20 (ссылка)
вас читать вообще радостно, а вот эта вот ваша реплика (про катю, я так понимаю) вкупе с юзерпиком очень почему-то насмешили, словно это она о себе в третьем лице - и в жж! - рассуждает, а не вы...:))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-06 08:41 (ссылка)
Про Катю, а как же. Дык я себя на её место и поставила, конечно.
Только вот на юзерпике предыдущая - Нюшенька - у них с Катей есть, конечно, общее ньюфство, но очень они разные.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shumilka2@lj
2005-12-05 19:38 (ссылка)
Уважающий себя еврей не будет носить фамилию, напоминающую шолоховского Щукаря!:))))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-05 19:45 (ссылка)
А и верно. Тут крыть нечем. Правда, про деда Щукаря - это единственное, что я прочитала в этом романе.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]noctu_vigilus@lj
2005-12-05 19:59 (ссылка)
А как еще есть капусту? Так и надо. Еще лука репчатого крупно нарубить, залить подсолнечным маслом, взять ломоть дарницкого хлеба (c коркой), круто посолить и смотреть при этом кэвээн по телевизору. Да. Должна еще быть железная миска c цветочками, эмалированная, ни в коем случае не тарелка, никакого фаянса.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-05 20:55 (ссылка)
Ну, кроме телевизора, который у нас почему-то стоит (В. для языка у кого-то прикупили), но не включается, с прочим согласна. И миска, конечно, с цветочками. Только ещё я не во всякую масло лью и лук кладу - иногда и так замечательно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]noctu_vigilus@lj
2005-12-06 02:53 (ссылка)
Это все детские впечатления. Нет уже того Кэвээна:( Одна капуста все также вкусна...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-06 08:42 (ссылка)
Да. с капустой ничего от времени не делается - прекрасна, как раньше.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crivelli@lj
2005-12-05 20:29 (ссылка)
Синголаре говорит, что зато было много Гехтов, Гехтманов и Хехтов (Hecht) было много, а это Щуки и есть. Просто некоторые рыбы переводились, а некоторые нет. Причины нам неясны.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-05 20:56 (ссылка)
Ясно! Я совершенно не знаю немецкого, а Гехтов знаю, - не догадывалась, что они - щуки.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rippenbiest@lj
2005-12-06 03:29 (ссылка)
А какие переводились? Наверное, у меня заскок, но я не могу вспомнить ни одной еврейской фамилии, происходящей от конкретного рыбьего вида.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]roxana_@lj
2005-12-06 07:33 (ссылка)
Лично знаю одного Лещинера.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-06 08:42 (ссылка)
Ух ты!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rippenbiest@lj
2005-12-06 12:49 (ссылка)
Хорошая фамилия. Только я сомневаюсь, что она непосредственно от леща. Скорее, от названия какого-нибудь географического пункта.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-06 13:50 (ссылка)
Боюсь, Вы правы

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2005-12-06 08:42 (ссылка)
А как же карпы да окуни?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]quichenotte@lj
2005-12-06 10:47 (ссылка)
А литературовед Карп? Очень даже Карп.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-07 06:41 (ссылка)
Ну, да. И дочка его Карп.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]quichenotte@lj
2005-12-08 06:18 (ссылка)
Ага. :-))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rippenbiest@lj
2005-12-06 12:50 (ссылка)
А они все евреи? Я даже и не знал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-06 13:51 (ссылка)
Ну, а кто ж ещё?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crivelli@lj
2005-12-06 14:05 (ссылка)
Вам тут уже и без меня успели всё рассказать. Но, к примеру, я дружна с художником Александром Окунем, с филологом В.Карасиком когда-то меня знакомили, Карп и Карпа - попадались. И все экс нострис. И конечно, Рыбаки, Рыбаковы и Фишеры - очень распространённые еврейские фамилии.
Есть ещё куча птичьих фамилий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-07 06:46 (ссылка)
:-)))
А это Александр Окунь из Ленинграда?

И вот что интересно - Окунь, а не Окунёк, но Карасик.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2005-12-07 08:53 (ссылка)
Из Ленинграда, из группы "Алеф". Вы его знали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-07 13:04 (ссылка)
Работы его видела на квартире Ильи Беспрозваного. Замечательные, по-моему, работы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2005-12-08 21:50 (ссылка)
Да, он замечательный художник. Очень, конечно, изменился с тех пор (те работы знаю только по репродукциям).

(Ответить) (Уровень выше)

Щac cъeм чeгo-нибyдь!
[info]musevna@lj
2005-12-05 20:45 (ссылка)
a щyки рaзвe нe кocтлявыe? кaк их гoтoвить?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Щac cъeм чeгo-нибyдь!
[info]mbla@lj
2005-12-05 20:57 (ссылка)
Честно сказать, не знаю - я их не покупаю никогда. А вот mrka много свежевыловленных щук готовила, так что у неё надо спросить.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Щac cъeм чeгo-нибyдь!
[info]rippenbiest@lj
2005-12-06 03:28 (ссылка)
Щуки не очень костлявые. Т.е., скажем, куда менее костлявые, чем карпы какие-нибудь.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zurafa@lj
2005-12-06 03:32 (ссылка)
"Щ", наверное, трудно выговорить на идише :-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-06 08:45 (ссылка)
Думаете? То есть немцам не произнести "щи" У нас есть приятель швейцарец с родным французским, правда, который очень прилично говорит по-русски, но вот не может запомнить где ш, а где щ. Причём, произнести может, только путает и называет щ ш с хвостиком

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zurafa@lj
2005-12-06 08:59 (ссылка)
Думаю, в частности, по наблюдениям над живыми носителями :-) Набор согласных приблизительно тот же, что и в немецком, если не считать гортанного "х". Потом, даже если "щ" и можно было выговорить, поднатужившись, то зачем? Тогда все же старались брать сколько-нибудь совместимые фамилии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-06 13:52 (ссылка)
Ясно. Мои познания в немецком, конечно, несколько больше, чем в китайском, но не намного

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zurafa@lj
2005-12-06 18:04 (ссылка)
Я о носителях идиша, на самом деле. Их в Германии немало :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-07 06:54 (ссылка)
Вот уж не думала. А откуда они?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]topsi@lj
2005-12-06 05:41 (ссылка)
А как отправляют в Париж капусту?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-06 08:49 (ссылка)
Ха! Находят общезнакомого лоха, который едет в Париж и соглашается её взять в трёх мешочках. Капусту и клюкву, а я Машке оливочки.

Один раз мне привезли утюг. Ко мне долго приставали, чтоб я сказала, что бы такон мне можно было привезти. А я тогда ещё гладила раз в 200 лет. И мне казалось, что утюги безобразно дорогие. Я ухитрилась попросить утюг в тот момент, когда утюгов в Москве не было, утюг доставали во Владимире. Потом народ удивлялся, почему привёзший мой дядющка утюг не привёз мне чугунного и не дал им мне по голове.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]topsi@lj
2005-12-06 09:11 (ссылка)
Как говорит одна наша общая знакомая: Это кайф, это пять!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]quichenotte@lj
2005-12-06 10:48 (ссылка)
А где находят лохов, которые едут дальше на Запад?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-07 08:40 (ссылка)
Увы...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]quichenotte@lj
2005-12-08 06:18 (ссылка)
:-(

(Ответить) (Уровень выше)


[info]quichenotte@lj
2005-12-06 06:03 (ссылка)
А где берут нормальную соль, чтобы засолить капусты самой? Можно, конечно, парочку англичан в заложники взять в местном аэропорту. Выкуп -- солью... А то здесь достали -- соль только местная. Мне на сестру рассчитывать не приходится, она капусты не только не пришлет, но и не сделает.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-06 08:50 (ссылка)
У нас из Англии. Но, вероятно, в русских магазинах она есть, не знаю уж.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]quichenotte@lj
2005-12-06 09:08 (ссылка)
Гы, у нас тут нет русских магазинов. Сплошные французские почему-то.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2005-12-06 08:50 (ссылка)
Кстати, Машка капусту на рынке купила - давно уж они не делают.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]quichenotte@lj
2005-12-06 09:07 (ссылка)
:-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]marina_p@lj
2005-12-06 06:58 (ссылка)
А для животных есть принцип?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-06 08:53 (ссылка)
Не уверенна, но надо подумать. Пока что в голову одни зайцы лезут. А нет, ещё я знаю одного Медведя, он у нас на первом курсе семинары по матанализу вёл. Звался Борис Давыдыч Медведь. Был вполне юн, и моя подруга была с ним неплохо знакома вне института. Но в институте, ясное дело, надо было звать его по имени-отчеству. И вот однажды моя подруга совершенно случайно обратилась к нему Медведь Давыдыч.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2005-12-06 14:11 (ссылка)
И была почти права!
Потому что Борис, вполне вероятно, именовался так вместо того, чтоб прозываться на идиш - Бер, что и означает Медведь.
Здесь встречается двойная (иврит-идиш) форма имени - Дов-Бер.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-12-07 08:29 (ссылка)
Или Борух :-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2005-12-07 08:51 (ссылка)
Да, об этой возможности я тоже подумала:-)))

(Ответить) (Уровень выше)

Evreyskie "rybnye" familii
(Анонимно)
2005-12-06 13:54 (ссылка)
Neskol'ko evreyskikh familiy iz knigi "A Dictionary of Jewish Surnames from the Russian Empire" by Alexander Beider (1993):

Shchukin (iz Vost.Belorussii), Leshch, Karp, Karas' i Karasik, Okun', Plotka i Plotitsa, Losos', Krasnoperka. I, konechno, nemalo iz nemetskogo ili idisha: Gekht (Hecht), Shlayen, Gering (Hering), Laks (Lachs), Klepfish, Levenfish i t.p.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Evreyskie "rybnye" familii
[info]mbla@lj
2005-12-07 08:31 (ссылка)
Спасибо. Но всё же купец Щукин вряд ли был евреем?

Плотица, Краснопёрка - отличные фамилии

(Ответить) (Уровень выше)