Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mbla ([info]mbla)
@ 2005-03-08 12:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дордонь (предыстория - почему мы туда ездим)
Анри и Моник.

Три года назад я взяла громадную книжищу с объявлениями о сдаче квартир и домов – они выходят раза четыре в год – и стала искать что-нибудь приятное деревенское на пасхальные каникулы. Несколько французских приятелей очень хвалили Дордонь – река, холмы, леса, крепости времён столетней войны, гуси, ореховые сады, троглодитские пещеры. Обжорный край гусиной печёнки, белых грибов и грецких орехов.

Так мы попали к Анри с Моник в деревню Гролежак. Попали и подружились. И стали приезжать, как домой, в крестьянский дом 18-го века, отремонтированный и оборудованный батареями, душем, сортиром, посудомойкой и стиральной машиной.



Снаружи



И изнутри



Соседский почтовый ящик

Анри – крестьянин на пенсии – у него от большого хозяйства остался только громадный ореховый сад, небольшой огород и куры. Его дом как раз и сдаётся дачникам, а Анри с Моник живут напротив – в доме Моник. Анри в Гролежаке всю жизнь,  Моник парижанка. Она в детстве на каникулы приезжала в бабушкин дом и жила напротив Анри.

У Моник был когда-то муж и есть две дочки от него, у Анри –  была жена и от неё два сына. Много лет назад они разошлись с предыдущими мужьями-жёнами и стали жить вместе. Правда, Моник работала в Париже и приезжала к Анри на поезде на викенды. Кстати, поезда в Гролежаке нет, поезд в десяти километрах.

Очень часто получалось так, что на викенд приходились какие-нибудь крупные деревенские работы, требующие коллективных действий. На такие работы наваливалиются толпой – выполняют их по очереди у всех участников. Моник, приезжая на викенды, когда работы были у Анри, варила обеды на всю ораву.

Выйдя на пенсию, она окончательно перебралась в Гролежак.

Когда мы приезжали в первый раз, за стенкой кухни в прилегающем к дому коровнике доживала свой коровий век старая корова Бубуль... И в кухню слабенько доносился тёплый коровий запах...

Сейчас коров больше нет. Впервые в жизни Анри с Моник стали ездить на каникулы. Раньше из-за коров это было невозможно. А теперь они несколько раз в год где-нибудь что-нибудь снимают – в июне вот собираются на Средиземное море. А через год хотят выбраться на Мартиник, какие-то знакомые туда переехали.

Одна из дочек Моник защитила диссертацию во французской литературе и в этом году получила место в университете под Парижем, до этого она преподавала в лицее. Вторая дочка занимается компьютерным оснащением библиотек и живёт в Канаде.

Один сын Анри крестьянствует в нескольких километрах от Гролежака, а второй занимает какой-то важный пост в муниципалитете в Бордо. Начал он с главного мусорщика, но дочка Моник так замечательно его подготовила по французскому языку, что он отлично сдал важные экзамены, позволяющие продвигаться по службе в муниципалитете.

Такие вот приветливые и обаятельные люди. Они из сдачи дома устраивают себе и дачникам радость. Встречают жильцов, как гостей. Традиционно во Франции, когда приезжаешь в снятое на каникулы жильё, на столе стоят бутылка вина и букет цветов. Ну, а Анри приносит ещё и яйца из-под курочек прямо из курятника (ууу – как вкусно), салат, травки, редиску, орехи, тыквы. В общем, всё, что растёт во саду-огороде. В июне, например, растёт клубника! Вся эта радость – в подарок. Он каждый день спрашивает, не съели ли предыдущую порцию яиц, ему кажется, что десяток в день естественным образом уходит, повторяет, чтоб на огороде рвали сами, чего захочется.

И в Париж, конечно, мы увозим дары.

Когда мы там живём, обязательно разок, а то и два вместе выпиваем – иногда "у нас", иногда у них.

Мы, конечно же, совсем не единственные регулярно приезжающие дачники. Они с удовольствием рассказывают о людях, бывающих у них "хоть раз в год". Наверно, и про нас рассказывают...


(Добавить комментарий)


[info]bekara@lj
2005-03-08 08:11 (ссылка)
Замечательно.
И, значит, вот эти общие крестьянские работы, на которые всем скопом - они до сих пор бывают?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]severr@lj
2005-03-08 09:00 (ссылка)
и колхозы есть, где у одного комбайн, у другого трактор, у третьего сеялка, и земля в общем пользовани и делят урожай между собой...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-08 09:43 (ссылка)
Ну, такого я не видела. Где, кстати, Вы с этим встречались? Правда, про земледелие я совсем мало знаю. Я прилично знаю горные деревни, но там не видела общих стад, хотя меня бы это и не удивило.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]severr@lj
2005-03-08 09:54 (ссылка)
я работал у геометра-эксперта,
в самой нетуристской глубинке :)
однажды мы работали в такой деревеньке ставили межи, потому что юридически у каждого все таки своя терран, но эти эти межи сбивают, и запахивают сообща

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-08 10:00 (ссылка)
Интересно как. А в каком районе?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)

[info]mbla@lj
2005-03-08 10:22 (ссылка)
Район, которого я совсем не знаю. Только что на машине проезжала, когда туннеля под Ламаншем ещё не было. :-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)

[info]mbla@lj
2005-03-08 11:10 (ссылка)
Спасибо. Обязательно посмотрю. Вы там живёте, да?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2005-03-08 09:48 (ссылка)
Думаю, что сейчас таких работ очень мало, если вообще есть. По словам Анри настоящая механизация началась в 60-ые после окончания алжирской войны. Парадоксально, но французские хозяйства в Алжире были существенно более оснащены, чем во Франции, и люди, увидев другую жизнь, активно зашевелились. Я дальше расскажу про ферму сына Анри, которую мы в этот раз посетили.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]clement@lj
2005-03-08 08:47 (ссылка)
La France profonde ;-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-08 09:37 (ссылка)
Она самая. :-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-03-08 10:05 (ссылка)
;-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bgmt@lj
2005-03-08 09:33 (ссылка)
Ты забыла рассказать, что Анри до самого последнего времени по воскресеньям ездил по холмистым окрестностям на спортивном велосипеде. Сейчас у Моник не всё в порядке с сердцем, и они просто гуляют вместе час в день.
Анри говорит с махровым местным акцентом, но местного patois (почти исчезнувшего диалекта languedoc'а, а вовсе не французского) не знает. А вот Моник говорит по-парижски, но может кое-как объясниться и на patois.
Они не любят слова "paysan". Они предпочитают с гордостью говорить "agriculteur". Это, конечно, вид политкорректности, но их можно понять - "paysan" у них ассоциируется с жуткой крестьянской жизнью без водопровода, без трактора, без вообще оборудования, в глухой глуши. Кстати, оказывается, в этих краях не знали коромысла, и воду из колодца носили просто в вёдрах в руках. А носить иногда приходилось далеко.
Анри работает с 14 лет. У меня до того был образ французского крестьянина из литературы и из фильма "Manon des sources", если я не путаю названия - крутой, жадный полузверь, готовый на убийство ради клочка земли. Контраст с реальным Анри был фантастический.

А сейчас крестьян нужно куда меньше, да и дети очень редко остаются в деревне...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-08 09:39 (ссылка)
А кто-то и остаётся, кто-то, между прочим, даже приезжает и выбирает именно это (к счастью) - ты Патрисии не видел.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]krolik@lj
2005-03-08 11:55 (ссылка)
Может нам в Дордонь поехать?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-08 12:38 (ссылка)
В Дордони отлично. О-очень даже.
Но тебе, Машка, в детстве мало пели песенку.
"Драм кружок, кружок по фото,
А мне ещё и петь охота.
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]krolik@lj
2005-03-08 13:46 (ссылка)
Это я понимаю...
А где в мае лучше, в Бретани или в этой Дордони? чтоб ты посоветовала?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-08 19:22 (ссылка)
Ну, в Бретани с большей вероятностью может быть дождик. Вообще же май превосходный месяц. Май и июнь. В Дордони луга с травой, скрывающей Катю. Все палки цветут. И байдарка на реке. Правда, беременным женщинам байдарка, небось, не показана.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]krolik@lj
2005-03-08 20:26 (ссылка)
Ох, ну ближе к делу будем решать.

байдарка да...противопоказана , я думаю. Беременным женщинам все почти противопоказано.

А что там дают сьедобного, в этой Дордони, окромя печенки?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-09 06:27 (ссылка)
Омлет с белыми грибами, перепёлочек в вишнёвом соусе, утку в разных видах. А на рынке обалденная клубника. И ещё клубника, которая помесь с лесной земляникой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]krolik@lj
2005-03-09 11:25 (ссылка)
Ох. Будем думать.
Я люблю утку. А в Бретани дают утку?

А ты нам когда сделаещь это приглашение окаянное? Надо бы Валере быстрее визу получать чтоб не сорвалось ничего не дай Бог.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-09 16:46 (ссылка)
Бегемот завтра съездит в полицию, через неделю бумажина будет. Он перед Дордонью не успел - мы с Васькой уехали, в бегемотской машине полетело сцепление, полетела система на одном компе, а второй скрипел. Времени вагон и три телеги - мы, когда кто-то из России в мае приезжает, делаем приглашение в апреле. Через 2 недели вы приглашение получите - за полтора месяца до приезда. Если в консульстве очереди, так пусть Валера сразу назначит встречу с ними, ну, хоть на начало апреля (за неделю же визу дают). Я хочу, чтоб бгмт это приглашение сделал, потому как мы их делаем прорву, и я предпочитаю по очереди, чтоб не мозолить глаза в полиции непрерывно. Последним приглашателем был был Васька.

в Бретани на У дают устрицы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]krolik@lj
2005-03-09 19:50 (ссылка)
" За неделю визу дают" - Да все дают, это я просто нервничаю потому что ужасно боюсь что что то сорвется, уж столько раз я собиралась, а тут уже слава Богу и билеты есть... Ты не меня не обращай внимания!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-09 20:43 (ссылка)
Не боись - всё будет путём.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]krolik@lj
2005-03-08 13:46 (ссылка)
Хотя я уже настроилась на Бретань. Не последний же раз мы к вам едем.... ( я надеюсь...)

Хотя если опять через 8 лет, я помру раньше...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bgmt@lj
2005-03-08 14:00 (ссылка)
Нет, Машка, ты не помрешь, но вас будет очень много. Ты знаешь, что кролики размножаются по ряду Фибоначчи?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]krolik@lj
2005-03-08 14:10 (ссылка)
Ты меня так не пугай! А то я еще раньше помру!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-08 19:23 (ссылка)
Ты его не слушай. По Фибоначчи твои потомки должны сразу начать размножаться - почти не отходя от кассы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crivelli@lj
2005-03-08 14:51 (ссылка)
Удивительно!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-08 19:24 (ссылка)
И насладительно. Опять пособлазнять?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2005-03-08 19:59 (ссылка)
Безжалостная!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]babula@lj
2005-03-08 16:32 (ссылка)
знаешь, это невероятно. И вы там так запросто, можете в этом всем побывать, подышать, потрогать.
Рада за тебя, очень.
А скажи, что это на стенке висит, с длинной ручкой, сковородка?
и выше, что это?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2005-03-08 17:04 (ссылка)
А что тебя так удивляет?
Это здорово, очень здорово, конечно, но что удивляет?
Там очень хорошо...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]babula@lj
2005-03-08 17:25 (ссылка)
понимаешь, я давно живу в искусственном мире, все сегодняшнее, нету даже вчерашнего, не только позавчерашнего. Я уже привыкла, что к столетнему дому относятся с трепетом, это уже музей. Мусор всякий считается антиквариатом, потому что настоящей старины нету.
Конечно, удивительно, что есть вот такие дордони, такие вещи, дома, люди, образ жизни и вы там чувствуете себя среди всего этого просто и естественно, как так и надо.Здорово!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2005-03-08 18:04 (ссылка)
Поня-атно. Вроде, так и надо? Правда.
У вас свои большие преимущества, я думаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]babula@lj
2005-03-09 10:58 (ссылка)
несомненно, только кто ж о них помнит, глядя на такие снимки ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2005-03-09 11:55 (ссылка)
Тут ты права :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2005-03-08 19:27 (ссылка)
В Америке это новизна с иголочки просто религиозная. Восприятие старых камней, как чего-то не очень чистого.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]krolik@lj
2005-03-09 19:52 (ссылка)
Ну не правда! В Вермонте каком нибудь в старом доме тоже все хранят и на все молятся... Просто то что для Америки старина, для Дордони так себе...средняя молодость.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-09 20:50 (ссылка)
Значит в Вермонте иначе.
На ярд-сэйлах при нас продавали старинные фотографии собственных бабушек, старинные бокалы, да мало ли что ещё. Джейк мне рассказывал именно после возвращения из Европы, что очень важная разница - разное отношение к прошлому. Он вырос в Коннектикуте. И рассказывал мне про то, как в Нью-Хейвене расправлялись со всем сколько-то старым.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]krolik@lj
2005-03-09 21:19 (ссылка)
Может изменилось за 20 лет? Сейчас как раз все кругом помешались на старине. Хотя йард сейлы вещь в этом смысле забавная, да...

Может в Новой Англии по другому чтом в других местах. Здесь все ж почти Европа.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2005-03-08 19:26 (ссылка)
С длинной ручкой - это угольная грелка. А здоровая фиговина - это верхняя половина ярма для двух волов. Во!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]babula@lj
2005-03-09 10:54 (ссылка)
ага! я грелку опознала, в фильмах такой греют простыни :)
волы, во Франции! до чего же я дремуча, не знала.
Хорошо, а что тогда вот та маленькая фиговинка под барометром ? и что это за штука под большой грелкой ? ничего, что я такая длинноносая ? очень уж любопытно, никогда такого не видела :))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-09 16:51 (ссылка)
Под барометром маленька угольная грелочка - постельная. Представляешь, как зимой-то холодно бывало. А под большой грелкой черпак. И не попал в кадр замечательный умывальный кувшин. :-))
А волы в 30-х годах, я думаю, ещё были. Судя по Марселю Эме.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]iris_sibirica@lj
2005-03-13 22:47 (ссылка)
Чудесные фотографии!
Особенно понравился старый красный почтовый ящик.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-14 11:17 (ссылка)
Ящик - симпатяга.
Меня ярмо, когда я его в первый раз увидела, совершенно поразило.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iris_sibirica@lj
2005-03-14 11:45 (ссылка)
Ярмо поразительное!
А тут ещё почему-то стал я очень неравнодушен к вещам красного цвета...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-14 11:55 (ссылка)
В детстве дико любила красный цвет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iris_sibirica@lj
2005-03-14 13:13 (ссылка)
Я в детстве любил и сейчас люблю...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-14 13:27 (ссылка)
Да, мне ранний рассказ Битова "Большой шар" хочется назвать красным шаром.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iris_sibirica@lj
2005-03-15 00:24 (ссылка)
"Большой шар" я не читал к своему стыду.
Знаю только по названию.
Впрочем, я думал, что это повесть...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-15 12:33 (ссылка)
Так назывался его сборник рассказов. По названию рассказа. Может быть, даже первый сборник. Рассказ незамысловатый, но очень хороший.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iris_sibirica@lj
2005-03-15 22:15 (ссылка)
Давно появилось у меня желание Битова хорошенечко почитать.
Но работа, к сожалению, очень много времени отнимает...
Всё никак не возьмусь за Битова.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-03-16 07:08 (ссылка)
Если доберётесь, почитайте раннего. Мне кажется, что когда-то он был хороший писатель, а сегодняшнего Битова я не люблю. Чудесный сборник "Аптекарский остров". "Дачная местность" - славно. "Дверь", "Сад" - очень здОрово. А вот "Пушкинский дом" уже, по-моему, хуже.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iris_sibirica@lj
2005-03-16 12:52 (ссылка)
"Пушкинский дом" я как раз читал.
Да, возьмусь-ка я летом за раннего Битова!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chachalava@lj
2006-03-04 06:41 (ссылка)
ты меня совершенно не поняла...

(Ответить)