Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mbla ([info]mbla)
@ 2010-01-28 00:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
На старых фотографиях, в старых фильмах почему-то за душу хватают автобусы, троллейбусы, трамваи...

Транспорт. Речные трамвайчики. Электрички. Буксиры.

Будто именно в них, в этих лупоглазых автобусах, в трамваях с деревянными скамейками друг против друга (в детстве я их ещё застала, хоть и быстро они сменились на те, что с кожаными сиденьями) - спрятано время, как смерть Кащея бессмертного - в яйце.

У сорокового, на котором я в школу ездила, два зелёных огня, а у пятёрки, которая с Васильевского на Театральную ходит, - один синий, а второй - забыла. Целый год я ездила на ней из театра, куда меня устроила мама мыть полы после того, как я не поступила на матмех, - домой. Увы, я не любила ни балета, ни оперы, и убирать театр было почти так же отвратительно, как любой завод. Не совсем так - потому что театральная площадь. "Профессор Римский-Корсаков, вертясь на пьедестале, никак не мог подняться, чтоб руку мне пожать".

Я часто шла на работу пешком по городу в шесть утра - через мост над чёрной водой - и почему-то замечала пустые телефонные будки - иногда на ветру тоненько пищали их поломанные двери. А закончив мыть полы и выворачивать урны в артистической уборной и на лестнице, я выходила - вольная пташка - и на углу в булочной пила бурду под названием кофе из железной бадьи и жадно съедала зефирину в шоколаде - продавашийся в этой булочной мой любимый атрибут роскошной жизни. В конце концов, я работала и имела на это право!

Не помню, какой у пятёрки второй огонь.

В электричках зимой было холодно, пахло лыжной мазью. Однажды яблоко упало на вагонный пол. Мы его всё-таки съели.

И электрички кричали - тревожно, протяжно. И за дачными платформами рос шиповник, таволга. И в июне так поздно темнело. А в сентябре люди везли корзины с грибами, покрытые папоротниками, и очень хотелось заглянуть в чужую корзину, потому что уверенность была - наверняка белые и красные, что просвечивают через папоротники - они наверху для вида, а внизу сыроежки, но вдруг всё-таки нет? И ещё букеты - любимые мамины тёмно-лиловые астры и нелюбимые гладиолусы.

Одно лето мы жили возле железной дороги, и на дачу надо было часть пути идти по шпалам. Я замирала от ужаса. Какая-то была страшная история про тётеньку, у которой в стыке рельс застрял каблук, она пожалела туфли и попала под поезд.

Троллейбусные усы иногда соскакивали и беспомощно повисали. Троллейбусы - они были такие живые тёплые звери. И усы длинные.

Медленно катят под снегопадом.

"Останься на нагревшемся мосту, роняй цветы в ночную пустоту"

А память как старое кино, лента рвётся, на экране лица смазаны, и голоса еле слышны.

Подводное царство, глубокая вода, там рыбы ходят тихие.

Покричи в колодец - аууу - и эхо от стенок.


(Добавить комментарий)


[info]nikysia@lj
2010-01-27 20:49 (ссылка)
Прекрасно Вы пишете. Все так и есть.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:15 (ссылка)
Спасибо :-)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_m_u_@lj
2010-01-27 20:49 (ссылка)
Ты помнишь! Цветные сочетания огней наверху у трамваев - интересно, когда это прекратилось.
А я и теперь жадно шарю глазами по добыче грибников.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kattly@lj
2010-01-27 21:04 (ссылка)
а почему прекратилось, мне казалось, я недавно видела.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]san_diegan@lj
2010-01-27 23:54 (ссылка)
А мне кажется, что последний раз видел в детстве. В 60-х. Память выборочна, конечно. Или у меня уже альцгероввские штучки, когда помнишь, что было сорок лет назад, а не помнишь, что было на прошлой неделе :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kattly@lj
2010-01-28 05:15 (ссылка)
ээ, ну вот я бы сказала, что в 80-е, в моем детстве оно точно было, потом, похоже, был кризис в 90-е, сейчас я на каких-то трамваях опять видела, но их (трамваи) там же уже извели почти.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]san_diegan@lj
2010-01-28 05:35 (ссылка)
Удивительно...Совсем не помню фонариков на трамваях нового времени.
Ладно, а вы помните, что я вам писал, что ваши фотографии изумительно хороши? Несколько лет назад. Я не смогу, наверное, объяснить, почему. В музыке могу, а так - нет :). Про грибы могу:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kattly@lj
2010-01-28 05:40 (ссылка)
спасибо Вам большое! И за музыку :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:19 (ссылка)
я вот даже не помню, видела ли их в последний приезд, или нет. :-)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_m_u_@lj
2010-01-28 03:57 (ссылка)
Интересно, может, снова начали. Да нет, прекратилось давно. В те времена по сочетанию цветов можно было определить номер маршрута издали. А сейчас-то зачем, если в цивилизованных странах подошел к расписанию на остановке - и знаешь, когда и что придет. А сейчас разве что рекламные какие-нибудь дела или так,для украшения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kattly@lj
2010-01-28 05:13 (ссылка)
Ну да, чтоб различить. По моим ощущениям эта система пришла в Питере в некоторый упадок в 90-е, но вот недавно я обратила внимание, что опять есть эти огоньки. Только вот трамваев там уже совсем мало в центре. Не говоря о расписанию на остановке...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:18 (ссылка)
А ты в Париже обратила внимание http://mbla.livejournal.com/628075.html?thread=25252203#t25252203

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:18 (ссылка)
А вот Франции есть нечто подобное - автобусные номера по крайней мере у автобусов, которые на части маршрута встречаются, на разного цвета подсвеченном фоне.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kattly@lj
2010-01-28 07:32 (ссылка)
в смысле на таком сиреневом, или там красном?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 07:44 (ссылка)
ну да, я так издали свой узнаю

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_m_u_@lj
2010-01-28 10:59 (ссылка)
Ну вот, а в Харькове такие сигналы исчезли вместе с исчезновением стареньких трамваев. Как мне кажется, где-то о второй половине пятидесятых- начале шестидесятых.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:16 (ссылка)
Кто ж не шарит :-)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]juan_gandhi@lj
2010-01-27 20:56 (ссылка)
У пятёры два красных! Синий и белый - у каких-то левых, типа 42-го или 6-го.

(Я прыгнул на подножку, пропел звонок трамвая, я три копейки бросил...)

А если пешком - так это ж через Поцелуйный мост, да?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ingr@lj
2010-01-27 21:06 (ссылка)
Точно два красных....

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:20 (ссылка)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]san_diegan@lj
2010-01-27 22:54 (ссылка)
У пятёрки два красных. Других огней не помню.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:20 (ссылка)
Явно с первым перепутала

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tarzanissimo@lj
2010-01-28 09:20 (ссылка)
У первого жёлтый и красный.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]juan_gandhi@lj
2010-01-28 22:00 (ссылка)
И у 33-го два красных. Дублировали некоторые.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]san_diegan@lj
2010-01-28 22:39 (ссылка)
Вот что накопал.
http://forestier.livejournal.com/22200.html

Какой же я старый...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-29 20:58 (ссылка)
Чудесные... Ну, когда случайно видишь цифру собственного возраста, всё равно не веришь и изумляешься

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]san_diegan@lj
2010-01-30 00:29 (ссылка)
Ничего страшного. Это только цифры...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-31 06:13 (ссылка)
в общем, да. Немые.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:20 (ссылка)
Как бросил золотой

А мне кажется, я пятёрку с первым перепутала

Через Лейтенанта Шмидта сначала

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ingr@lj
2010-01-27 21:05 (ссылка)
Троллейбус на языке "сайгона" называли "сохатый" остальное не вспомню....
Вот позырь тут много клёвого :)
http://ingr.livejournal.com/337259.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]san_diegan@lj
2010-01-27 23:51 (ссылка)
О, "сайгонщик"! Надеюсь, не из "центровых"? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ingr@lj
2010-01-27 23:54 (ссылка)
Taaaaa не....
У нас мастерская была на Поварском, ходили за угол кофию попить :)))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]san_diegan@lj
2010-01-27 23:59 (ссылка)
В Сайгоне очень разные людя собирались )) Как щас помню начало 70-х. Не думаю, что кофе был главным привлекательным. Хотя и кофе иногда тоже.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ingr@lj
2010-01-28 00:04 (ссылка)
В начале 70-х я ещё с портфелем на льдинах катался :)
http://ingr.livejournal.com/378360.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:25 (ссылка)
Про лёд сильно. Мы как-то ползли, когда не помню что упало в полынью у Петропавловки

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:24 (ссылка)
Кофе тоже - где б ещё избранным делали тройной! :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]san_diegan@lj
2010-01-28 23:08 (ссылка)
А ещё рядом было известное заведение Кафе-Автомат. Я туда иногда заходил перекусить до тех пор, пока из солянки не выудил надкусанный ломтик лимона.

И ещё однажды подошёл вполне трезвый и немолодой человек и спросил: Мальчик, ты уже поел, можно я доем? Я отдал, конечно, и он стал с жадностью есть мной недоеденное. Очень не смешная история...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-29 20:58 (ссылка)
вздрогнула и сейчас

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]san_diegan@lj
2010-01-29 23:38 (ссылка)
Прости, пожалуйста, я Владу послал несколько фривольных анекдотов на тему поездок в тогдашнем транспорте. Я полагаю, что это понятно тем, кто давился в тех автобусах, но совершенно неприемлемо и неприлично как "комментарий" к твоей замечательной записи. Я стёр, но уже поздно...Прости.
Саша

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-31 06:13 (ссылка)
Ну и зря стёр - я тебе собиралась ответить историей про батюшку и не огого, девушка, а ключ от церкви

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]san_diegan@lj
2010-01-31 22:56 (ссылка)
Ответь тогда здесь. Хотя я, кажется, уже догадываюсь в чём дело :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-02-01 05:37 (ссылка)
Дык конечно догадываешься

- Огого, батюшка
- И никакое не огого, девушка, а ключ от церкви

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ingr@lj
2010-01-30 17:53 (ссылка)
:)))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:23 (ссылка)
Как прекрасно! В "сайгоне" немало времени проводила на первом курсе, а про сохатого не помню

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2010-01-29 21:01 (ссылка)
чудесный

(Ответить) (Уровень выше)


[info]san_diegan@lj
2010-01-27 23:49 (ссылка)
Спасибо, Лена. Хорошо очень.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:25 (ссылка)
Тебе спасибо :-)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]topsi@lj
2010-01-28 01:46 (ссылка)
дадада. Все именно так!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:26 (ссылка)
угу так, что ж...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hlebsei@lj
2010-01-28 04:59 (ссылка)
Цвета софитов маршрута №5 Красный-Красный. Маршрут закрыт в 1998г.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:26 (ссылка)
я его видимо с первым перепутала

(Ответить) (Уровень выше)


[info]polryby4@lj
2010-01-28 05:38 (ссылка)
На сороковом я тоже ездила :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 06:26 (ссылка)
Мы жили на шестой, а школа была на 22-ой

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]betty_gk@lj
2010-01-28 08:18 (ссылка)
Наверное я неправильно устроена. Но стараюсь не вспоминать про то как там было. Потому что у меня это тянет как за веревочку следом и воспоминания о том, что там было. А это уже и больно, и иногда стыдно. Мбла, моя неправильная память сейчас "выплюнула" период жизни театра, связанный с отъездом Барышникова, Панова. Теперь мне кажется, что пересказ о тех событиях был с твоих слов,т.к. фигурировала некто работавшая уборщицей в Мариинке.

А про Сайгон недавно вышли 2 книжли: "Сумерки Сайгона" и "Ленинградские непокойники". Первая иногда забавная, а вторая просто хорошая книжка, я думаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 19:51 (ссылка)
Не знаю, то есть, не вполне понимаю, что ты имеешь в виду. Стыдно - ну, всегда, любому взрослому человеку есть, чего стыдиться. Я уехала из счастливой жизни, из счастливой жизни в мерзком государстве, и по инстинкту самосохранения, говорившему, что надо уехать, чтоб не затянуло. Есть люди, которые могли там жить и работать, и развиваться, мне встряска была абсолютно необходима.

Наверно, с моих слов, вернее, с маминых.

А книжки надо, наверно, прочесть. Попрошу у кого-нибудь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]betty_gk@lj
2010-01-29 08:49 (ссылка)
Мне трудно понять, что такое "счастливая жизнь в мерзком государстве". Но раз ты говоришь что так бывает, я верю. Я-то просто уехала из жизни в мерзком государстве. Безо всякого инстинкта самосохранения, т.к. ехала туда, о чем и понятия не имела. Лучше я почитаю то, что ты пишешь, это красиво и трогательно!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-29 20:37 (ссылка)
Взаимно. Мне трудно понять, как собственное ощущение счастья может так зависеть от государства, разве что уже за пределами человеческого - тюрьма, война, и то неоднозначно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]betty_gk@lj
2010-01-30 06:13 (ссылка)
Думаю, что люди с врожденным умением чувствовать себя счастливыми согласятся с тобой. Но есть и те, которые научились этому после пережитого, когда счастье и несчастъе можно оценивать в правильных пропорциях. А есть, которые так и не научаются до конца дней своих.
Я отношусь к обучаемым. И это не зависит от государства и географии. А только от времени. Просто тогда не умела. И поэтому мне коммуналка вспоминается тараканами и крысами. И пьяным соседом, зарубившим топором бабушку моей подруги. А трамваи - жутким морозом 1987 года, когда сесть-то в такой вагон было подвигом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-31 15:06 (ссылка)
"Что пройдёт, то будет мило" у меня работает всегда - я свою жизнь люблю - это ж я

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hlebsei@lj
2010-01-28 08:12 (ссылка)
Мы сами жили в треугольнике Финбан-тюрьма-Выборгский ДК. Но на Васильевском было много родни. На пятой тётя Зина и дядя Толя(брат отца), который говорил, что пожарником не стать пока не научишься спать 15 часов подряд, а на десятой бабушка Маруся и у них во дворе мужики проигравшие в домино лезли на крышу по водосточной трубе, я видел, на Большом бабушка Аня к которой в окно, чуть сбоку, смотрел Андреевсий собор и был он тёмный, а не розоватый, как теперь. Любимый трамвай 6-ка, два синих огонька и я сосулькой еду с котка на стадионе Ленина домой и обижаюсь на Толю, сына бабушки Маруси, который иеня провожает, но сидит впереди с чужой девчонкой.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-28 19:54 (ссылка)
Здорово! С бабушкой Аней мы совсем близко - и Андреевский рынок - важное место - антоновка. штрифель, штрифлинг осенью, и пучки редиски весной. А за трамваем я один раз целую остановку бежала и догнала, наверно, благодаря светофору, потому что я забыла в нём мешок с физкультурной одеждой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hlebsei@lj
2010-01-29 04:22 (ссылка)
Хорошо, что не с книжкой. Тогда бы и две остановки пробежала.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-29 20:38 (ссылка)
Если учесть, что незадолго до того я пришла из школы в чужом пальто... Думаю, что за физкультурную форму мало бы не было :-)))

(Ответить) (Уровень выше)

Спасибо!
(Анонимно)
2010-01-28 12:08 (ссылка)
Опять Вы заставили вспоминать..После непопадания в Московский полиграфический институт (на графику), я пошла работать на Рижский фарфоровый завод, бывшую фабрику Кузнецова. Там работало в живописном цеху довольно много странных людей, помимо выпусников послевоенного ремесленного училища, был , например, репатриант из Франции Франц Апетян_ высокий , худой армянин, который пел на рабочем месте песни Ива Монтана и жаловался в профсоюз на то, что ему дует в поясницу, вызывая всеобщие насмешки. Да и у пожилых рабочих, бывало, случайно вырывались рассказы о досоветской жизни на заводе.Завод был старый и, хотя тогда еще не было слова"ретро" , помню свое восхищение цехом обжига, его громадными глиняными печами и сумраком напомнившими мне что-то голландское.
Моей страстью были трамваи, Со скамейками вдоль стен и просторными площадками. На работу я путествовала в трамвае. завод находился в районе , который назывался Московский форштат или просто Москачка. Совершенно российский , провинциальный, ничуть непохожий на остальной город.Стоя на передней площадке, я с увлечением смотрела на убегающий городской пейзаж и впереди, действительно,была вечность.
Мне было еще 17 и полагалось 6 часов работы. Пешком возвращалась домой. И всегда спрашивала себя, почему бы мне не свернуть на маленькую улочку , поднимавшуюся вверх, называвшуюся Малогорной? Я ее запрметила из трамвая, такая патриархально-живописная.. Но так и не свернула ни разу. А уже тут, в Израиле, прочла потрясающую книгу и узнала, что это был центр рижского гетто. Книгу написал бывший скульптор Кузнецовской фабрики Элмар Ривош, сидя в подвале, где он прятался ,убежав из гетто после гибели его жены, детей и тещи.м.а.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Спасибо!
[info]betty_gk@lj
2010-01-28 12:34 (ссылка)
Почему репатриант? Как он попал в Ригу из Франции в такое нелегкое время?
Про книгу о рижском гетто я ничего не слышала. Похожий человек описан Башевисом-Зингером, но речь шла про Польшу. Буду признательна, если можете прислать точное название. Мне было бы интересно, т.к. в юности я знала лениградцев (бывших рижан), которые также прятались в погребе в Риге. Среди них мать Мариса Янсонса.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Спасибо!
(Анонимно)
2010-01-28 12:55 (ссылка)
Уважаемая Бетти! Тогда , на родину в Армению возвращалось довольно много армян, это было около 60-ых. Ведь репатриант-это человек, возвращающийся на Родину, не правда ли? А потом они уже растекались по всему СССР. А книги Э.Ривоша у меня сейчас нет. Отослала друзьям. Могу только сказать, что книга издана еврейским культурным обществом(ЛОЕК) и продавалась там же. Книгу подготовила к печати его дочь от послевоенного брака Наталия Ривош. Старые рижане о книге знали давно, но читали только фрагменты в списках. Она при советской власти не издавалась.м.а.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Спасибо!
[info]betty_gk@lj
2010-01-29 08:13 (ссылка)
А, ну да. Я как-то не сообразила, что в Армению. Собственно, и японцы, вернувшиеся из Америки, тоже были репатрианты. Спасибо за название книги! Постараюсь найти и почитать.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Спасибо!
(Анонимно)
2010-01-28 15:06 (ссылка)
Книга называется"Рижское гетто" А дочь-Нат.Кажа

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Спасибо!
[info]mbla@lj
2010-01-28 20:00 (ссылка)
Чудесный рассказ. А я в Риге была всего один раз, после, наверно, третьего класса. Папин отец, работавший всю жизнь в детгизе, нас с папой пригласил, возобновив с папой отношения через много лет, на Рижское взморье. У него были друзья в латвийском союзе писателей. И я там в первый и единственны раз плавала на яхте - по Даугаве. И помню Домский собор - смутно, но помню. И ещё там был спаниель.

А вот в Вильнюсе я бывала уже взрослой, и нежно любила.

А Ривошу удалось спастись?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Спасибо!
[info]mbla@lj
2010-01-28 20:00 (ссылка)
А ну да, раз был послевоенный брак...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Спасибо!
(Анонимно)
2010-01-29 09:47 (ссылка)
Хочется рассказать о Ривоше.Мужик, по-видимому, был замечательный. Человек левых убеждений(правда, многие евреи в Прибалтике были левыми) он сидел в окопе на правом берегу Даугавы, когда немецкие пушки уже били из Задвинья. С винтовкой. И только, когда увидел, что все ко
мадиры их давно бросили, опомнился. Так его семья попала в оккупацию.
Такие, как он, я думаю, евреи редко встречались в довоенной Риге. Голубятник, собачник, знал все три рижских языка как родные: латышский, русский и немецкий. Романы..Очень любил жену и детей и женился потом на однокласснице и подруге жены по гимназии, православной латышке, которая стала приходить к нему в подвал. Спасли его латыши-баптисты. Не выдали в ответ на откровенное признание, что он еврей и прячется, кормили.. А он в благодарность латал и шил обувь, чего никогда до этого не делал. Вообще был человек одаренный: в гетто складывал и чинил печки.Тоже впервые.
После войны работал в художественном комбинате( забыла сказать, что он учился в нашей Академии и немного в Париже)Из комбината вылетел, после того, как дал
в рожу, за дело, директору Худ. фонда.
Стали жить в страшной нужде. И его новый тесть предложил ему продавать припрятанные царские золотые. Арестовали. Держали до тех пор , пока он не написал отчаянное письмо, чтобы родители жены отдали все-- иначе всех арестуют. Что с ним делали в МГБ не говорил, но через год или полтора умер от злокачеств. опухоли в голове. Т.е. советская власть и тут отметилась.
м.а.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Спасибо!
(Анонимно)
2010-01-29 09:56 (ссылка)
Да! мне тоже Вильнюс казался замечательным, католический южный город с еле заметным еврейским- против нашей пуританской- лютеранской, мрачноватой Риги м.а.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Спасибо!
(Анонимно)
2010-01-29 10:15 (ссылка)
О! забыла добавить, что книга написано здорово.Я много чего об этом читала, уже стараюсь не читать, но тут был сильнейший эффект присутствия...м.а.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Спасибо!
[info]mbla@lj
2010-01-29 20:34 (ссылка)
Я ещё попала в первый раз в начале весны, когда в Ленинграде ещё зима была, а тут солнце. и Святая Анна с красным кирпичом, и такое прозрачное весеннее ощущение. У бабушки брат в Вильнюсе жил, мы к нему поехали, я тогда в 10-м классе училась

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Спасибо!
[info]mbla@lj
2010-01-29 20:35 (ссылка)
Ох, спасибо. Все б такие истории собрать...

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Спасибо!
[info]san_diegan@lj
2010-01-29 23:42 (ссылка)
Спасибо за рассказ...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ksl_aka_serg@lj
2010-02-01 09:38 (ссылка)
Мне непонятно, это какие-то подвывихи сознания, в данном случае, моего, или у старых вещей, в самом деле, больше души. Неважно, автобусы это или фотоаппараты. Смотришь на старую вещь, и от неё теплом веет, а современные линии, тщательно выверенные дизайнерами (раньше и слова-то такого не было, да и профессии, наверное) как-то душу не греют.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ksl_aka_serg@lj
2010-02-01 09:47 (ссылка)
Представил себе, как ты утром от Васильевского через мост. Вот ничего с собой поделать не могу. Не нравится мне Васька. Буквально на этих выходных несколько раз ездил по ней туда и сюда в очень темное время суток. Бррр. Мрачно очень. Вот буквально либо чуть на север, или на юг, и город преображается. Даже на на преловутой ул. Шкапина (там снимался фильм про разрушенный Берлин) мне более уютно, чем на Ваське. Не знаю, с чем это связано.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-02-03 10:52 (ссылка)
Ну, ты знаешь, я ведь всю жизнь в Питере жила только на Ваське. И я его люблю, и Петроградскую люблю - больше центра. Но не выношу его парадного вида. Сейчас 6-7 линии от метро к Большому мне ужасны - вульгарно-нарядны, а когда-то знаешь, такой бульвар с тополями, мы ещё ветки подбирали в конце зимы, в воду ставили

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ksl_aka_serg@lj
2010-02-04 13:56 (ссылка)
Проблема еще в том, что на Ваське я оказываюсь обычно в темное время суток (кажется, только один раз был там днём), и неизменно в непогоду. :-) Если это лето, то это дождь или хмарь, если зима, то очень холодно и ветренно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-02-04 14:11 (ссылка)
ааа, ну так это совпадение такое. Там хорошо в мае-июне - вечером, таким вот прозрачным

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2010-02-03 10:50 (ссылка)
Да, согласна. Будто бы в старые вещи, пожившие на свете, вложена душа. За ними стоит целая жизнь. Наверно, это наша память играет, и мы вкладываем эту душу - это прожитое время...

(Ответить) (Уровень выше)