Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mbla ([info]mbla)
@ 2005-04-04 14:47:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
...
Когда мне было лет 10,  у нас появился определитель растений Нейштадта. Это удивительная книга, построенная по принципу экспертных систем,  о которых в моём детстве, я думаю, и не слыхали. Однако, профессора Нейштадта никто не числит в отцах-основателях - а зря.

Берёшь цветок и потрошишь его, ведомый вопросами о числе тычинок, о том, есть ли шпорец, о том, какая завязь. Каждый следующий вопрос зависит от ответа на предыдущий. Нейштадт ведёт тебя по классификационному дереву с огромным числом ветвей.  Запихни это в компьютер, оформи в виде диалога - и чем не искусственный интеллект?

Папа купил Нейштадта в "Доме Книги".

Кроме определителя растений, там продавался ещё и определитель птиц. Одна неприяность - для определения птицы очень важны хвостовые перья. Поскольку довольно трудно ознакомиться с хвостовыми перьями, не поймав птицы, определителя птиц папа не купил.

Мы жили тогда на даче в Усть-Нарве. Жизнь немедленно обрела цель и смысл.

Это было как обретение языка. Назови истинным именем и получишь власть.  Таинственные и прекрасные имена - майник, грушанка, одноцветка крупноцветная. Корявые неприятные - бурачник, короставник. Смешные - букашник, козлобородник.

Грушанка и одноцветка - потайные цветы - спрятаны в тени в самой глубине леса под деревьями.

У бурачника и короставника - толстые мохнатые стебли, цветы грубые несимметричные.

Лето кончилась. В школе началась ботаника. Конечно же, я была самой лучшей в классе после лета с Нейштадтом. Учительница была толстая глупая старая тётка, которая любила порассуждать об ученических грехах. "Вот фильм "Доживём до понедельника" - могли бы показать, как дети пол моют, а показывают что - как они учителей не уважают, сочинения из учительской крадут."

Я всё равно любила ботанику. Я пыталась выделить из зелёного листа хлорофил, прокипятив лист в спирту - спирта не было, я налила водки из графина в маленький ковшик и поставила ковшик на газ. Водка вспыхнула, взметнулся столб пламени, показавшийся мне огромным, я, возможно, завопила, а может быть, и нет - не помню. На кухню вышла соседка тётя Тася, погасила газ, потушила водку.

А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли.

Я вырастила из маленького бобёнка огромный завесивший всё окно боб, который без меня летом погиб - его съели какие-то вредные насекомые.

Бобёнок сначала прорастал на мокрой ватке. Мне всё хотелось в точности поймать момент, когда появится росток, когда листок. Но нет - хоть сиди ночью и слушай, как растёт трава - не поймаешь.

Этот вопрос о непрерывности и прерывистости времени меня с детства как-то беспокоит.  Вот был щенок - 13 килограммов, и вот уже зверюга - все 60. Ребёнок, который только что был совсем маленьким, уже бегает и говорит.

И каждую весну - где, ну, где этот миг перехода. Нет листа - есть лист. Цветок и уже нет цветка.

Может быть, если  научиться видеть, как постепенно вылезает лист, возникнет какое-нибудь более правильное восприятие действительности, какое-нибудь примирение с временем, с временем, которое утеряет дискретность.


(Добавить комментарий)


[info]malpa@lj
2005-04-04 09:56 (ссылка)
Как ты хорошо написала. Спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-04 10:05 (ссылка)
Это меня лепестки под ногами после дождя навели. Уже первые вишни отцветают.:-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]malpa@lj
2005-04-04 11:00 (ссылка)
У нас еще все впереди.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-04 11:17 (ссылка)
Очень интересно было весной на поезде в Россию ездить, когда такая возможность существовала. Такие видимые климатические зоны.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]malpa@lj
2005-04-04 11:18 (ссылка)
Да, почему-то при пересечении Буга (в случае поездки на Родину) погода стабильно портилась.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-04 11:29 (ссылка)
Ну, я как-то поехала в апреле в Питер, и в голове у меня было, что апрель - это весна. Как же мне было холодно. Повсюду была вылезшая из-под сугробов грязь. И я очень чётко вспомнила, весна - это май или июнь.
Но вот берёзы в северной Германии начинали сильно белеть и в Польше становились уже совсем белыми.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mrs_maggy_may@lj
2005-04-04 10:28 (ссылка)
заметила, что очень многих в жж тянет на воспоминания... и главное, это весьма востребованные посты

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-04 11:19 (ссылка)
А чего ж тут удивительного. Человеку естественно пытаться как-то систематизировать собственную жизнь, и ещё хочется ничего не забыть. Ну и потом вообще вспоминать ведь приятно. "Амаркорд" вот даже переводится - "я вспоминаю".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrs_maggy_may@lj
2005-04-04 11:37 (ссылка)
Я согласна, что приятно, да и удивление скорее такое приятное, удовлетворенное. Дело в том, что "многих" - это все-таки не очень много. Есть целая чертова туча журналов, в окторых нет ни сегодняшних памяток, ни вчерашних мемуаров. Все-таки это определенная группа людей - весьма приятных - кто заполняет журналы интересными сообщениями:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-04 12:09 (ссылка)
:-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]albir@lj
2005-04-04 13:52 (ссылка)
...возникнет какое-нибудь более правильное восприятие действительности, какое-нибудь примирение с временем, с временем, которое утеряет дискретность.
Как хорошо! Хорошо-то как!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-04 16:42 (ссылка)
Спасибо. :-))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bakatina@lj
2005-04-04 14:57 (ссылка)
Очень-очень красиво. И светло.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-04 16:42 (ссылка)
Спасибо. Весна - так что да, светло.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kit100@lj
2005-04-04 17:11 (ссылка)
Цветок ослинника в теплую сухую погоду раскрывается за пол-секунды.
Я однажды минут сорок не мог уловить момент.
Таки поймал!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-04 19:50 (ссылка)
Ой, здорово как.
А кто такой ослинник - его-то я и не знаю.

Пёс нашёлся?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kit100@lj
2005-04-05 00:41 (ссылка)
Ослинник, или эноера, или ночная свеча , семейство кипрейные раскрывает желтые цветы после захода солнца. На следующий день открыраются новые цветки, а старые увядают. Цветет с июня - июля до середины сентября

Image

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-05 06:02 (ссылка)
Слушай, я определённо его не знаю. Он полевой или садовый?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kit100@lj
2005-04-05 17:21 (ссылка)
У меня он садовый. А где-то наверное, и дикий растет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kit100@lj
2005-04-05 00:51 (ссылка)
Энотера, разумеется

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-05 06:02 (ссылка)
Пёс нашёлся?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]liber_polly@lj
2005-04-05 02:54 (ссылка)
У меня был определитель Маевского... толстый, желтый, жухлый, а переплет был из такого спрессованного коричневого картона, который слоился.
Я по нему определяла... любила...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-05 06:03 (ссылка)
Тоже как экспертная система?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]liber_polly@lj
2005-04-06 01:15 (ссылка)
И развлечение... ну, у меня потом это и профессией стало на некоторое время. не-длинное.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-06 06:38 (ссылка)
Я не про то - я про устройство определителя. Он был по вопросам с отсылками к следующим в зависимости от ответа, или просто описательный?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]liber_polly@lj
2005-04-07 00:04 (ссылка)
Это совершенно рабочий, нормальный ботанический определитель "для взрослых". С таблицами, отсылками и прочими штуками.
я получала удовольствие...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]iris_sibirica@lj
2005-04-05 08:30 (ссылка)
А я, учась в младших классах, вырастил пальму из финиковой косточки.
Мы её отдали потом в аптеку, когда переезжали.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-05 09:13 (ссылка)
То есть выросла настоящая большая пальма?
У меня лет 10 назад начал расти дуб из жёлудя, который я подобрала проросшим. Вырос такой маленький дубок в цветочном горшке, но потом ему стало плохо, он перестал расти. В общем, погиб. В Америке в одном доме я видела выросшее из косточки авокадо, но мне не удалось авокадо вырастить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iris_sibirica@lj
2005-04-06 11:01 (ссылка)
Да удалось вырастить из косточки настоящую пальму. Она была тонкая, но зато до потолка. У одного моего друга в квартире растут лимоны - само деревце карликовое, а лимоны просто огромные, с толстой кожурой и очень ароматные...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-06 15:38 (ссылка)
Да, про лимоны я знаю. Вроде бы, возня большая. Пальма у нас огромная была, но погибла. Честно говоря, в трёх комнатах не повернуться - так мы их забарахлили всем на свете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iris_sibirica@lj
2005-04-06 21:49 (ссылка)
Ну, это обычное дело!
У меня тоже всегда происходит забарахление и заставление книгами. Это обычный процесс...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-07 08:25 (ссылка)
У нас на том уровне, что вышло из-под контроля - ничего нельзя найти. У меня уже в компьютере похожий бардак.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iris_sibirica@lj
2005-04-07 08:47 (ссылка)
У меня очень много потерь было летом во время ремонта.
Многие из потерянных вещей так и не нашлись.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-07 09:25 (ссылка)
Есть вещи в розыске, а есть такие, что уж и надежда потерялась.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iris_sibirica@lj
2005-04-07 19:27 (ссылка)
Я тоже искал, искал - а потом и надежда потерялась...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]starushka_su@lj
2005-04-05 15:09 (ссылка)
А мне почему-то казалось, что вы со временем в ладу :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-05 18:14 (ссылка)
Кто ж с ним в ладу?

Про прилив на Атлантике считается, что он несётся со скоростью галопмрующей лошади. Подозреваю, что и время так.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kit100@lj
2005-04-05 17:27 (ссылка)
Я намедни приобрел диск "Атлас-определитель травянистых растений средней полосы Европейской части России по цветкам.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-05 18:05 (ссылка)
Мой всегдашний вопрос - а как этот атлас устроен?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]greenadine@lj
2005-04-06 05:16 (ссылка)
Тебе, наверное, понравятся фильмы Годфри Реджио (у нас есть).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2005-04-06 07:13 (ссылка)
Ой - обязательно в следуюший раз у вас попросим! Уже захотелось.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]irinas1@lj
2010-01-07 10:21 (ссылка)
Я просмотрела комментарии к этой Вашей записи. По-моему, в них остался не подхвачен сильный философский акцент, появляющийся в финале, - о дискретности времени, распаде цепочки дней. С этими врагами памяти Вы боретесь оружием слова, которое Вам отлично подчиняется. Я подсела на Ваш дневник и, вполне возможно, начну перечитывать его, как только закончу. Он несомненно заслуживает быть опубликованным в своем теперешнем виде. Я знаю, что это несбыточно, но - а вдруг? Вы этот мой комментарий к записи 2005 года наверняка не прочтете, но не высказаться мне труднее, чем сказать в никуда. Из ямки со словами, согласно греческому мифу, может что-то и вырасти.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-01-08 19:56 (ссылка)
Спасибо! Мне очень приятно. И конечно, прочла - я комментарии по почте получаю :-)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lamerkhav@lj
2010-04-28 10:52 (ссылка)
+1

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lamerkhav@lj
2010-04-28 10:52 (ссылка)
да нет, +10!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2010-05-01 18:23 (ссылка)
:-)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_m_u_@lj
2010-07-23 02:07 (ссылка)
Экая ты юная натуралистка была. И осталась, пожалуй, но теперь перешла в другое качество.

(Ответить)