Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ntroitskiy ([info]ntroitskiy)
@ 2014-06-20 10:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:мемуар, театр

Дневник. Тетрадь №3. 1986-87 год. Табакерка. Предубеждение и разочарование
Предыдущая запись
Всё я правильно тут написал. Но выступил, как глупый, наивный максималист. По молодости грешил этим.
Табаков создал далеко не худший театр в Москве, который жив до сих пор, во всяком случае, более-менее трепыхается среди столичных "гробов повапленных", потому что Табаков - не только замечательный педагог, открывший и вырастивший целое созвездие прекрасных актеров/актрис, но и блестящий театральный менеджер, а я в 1987 году даже слова такого не знал.
Любопытна и предыстория этих записей. Когда я пришел работать в "Неделю", мне главный редактор Виталий Сырокомский дал задание: найти, хоть из-под земли, Табакова и взять у него интервью в связи... не помню с чем. Я это задание выполнил, чем произвел на Сыра сильное впечатление.
Тут недавно один мой бывший коллега по работе в "Неделе" навалил кучу вранья, а может быть, у него ранний склероз. А я, как видите, пишу только о том, что помню.
По ходу выполнения задания пришлось мне походить в Табаковскую студию, после чего и возникли изложенные ниже впечатления

24 февраля 1987 года
Побывал в табаковской студии. Противоречивые впечатления от их нового бытия и быта: и помещения, и творчества.
Главная мысль: не то делает Олег Павлович, ой не то! Он хорошо говорит, провозглашает манифесты, треплется об интеллигентности, но сам далеко не интеллигент, прежде всего.
Он человек сытый, малоискренний, и то, что он боролся за свой театр все эти годы, не от упрямства, самолюбия ли? НЕ создавал ли он себе ореол борца за свободное искусство?
Объективно он делал хорошее дело, хотя и предпочитал варить студию в собственном соку. Ну что ж, он своего добился, театр открыли и какой!
Уникальное помещение, госдотация, только Табаков смог этого добиться, в театре всё чин чином, завпост, главбух, администратор, главный худодник и т.д.
Целый комбинат, всё обставлено, оборудовано. Да еще буфет! Всё это - смерть для студийного духа. На чем его держать? Надолго ли хватит? Я думаю, очень ненадолго.

Глупо призывать к работе в гнилых, разваливающихся зданиях, к принудительной аскезе. Но "Современник" начинал в куда более скромных условиях, и другие театры тоже.
Обновление театра - я почти верю - сейчас может прийти из самой скромной аскетичной студии (не пришло ниоткуда никакое обновление, а все пошло в обратную сторону). Может совсем не прийти, это другое дело.
Но "каменные" театры качественного скачка не дадут уже, это факт. А Табаков добавил еще один театр, со всеми достоинствами и со всем набором слабых мест.
Мало того, для театра у его труппы не хватает многого, цели, смысла, объединяющей идеи. Есть пока порыв, дух, но многие побывали в других, зрелых театрах, а зеленая молодежь не отрешилась от комплекса учебно-дипломных работ, не осознают себя актерами полногласными, полноценными.
Талантливых и способных ребят в студии много, надо отдать справедливость Табакову: он чует способных актеров, и сам профессионал высшей марки.

НО! В театре нет режиссера, и это чувствуется. Табаков - не режиссер и не претендует. Он хороший педагог, но театр на этом держаться не может, в первой студии МХТ Сулержицкий делал многое, но режиссировал ВАхтангов или Станиславский. Затем, правда, театр был без режиссера - МХАТ Второй, он держался на очень сильных актерах и гениальном Михаиле Чехове.
Но отсутствие серьезной режиссуры отразилось на судьбе театра не в лучшую сторону. Был перекос в актерскую сторону, и пока был Чехов, он оправдывал всё. Но когда Чехов уехал, остались жалкие руины.
Тнатр без режиссера существовать может, но это непрочное существование. Табаковцам грозит скорое полное вырождение.
Те, кто поталантливее, или перетянут на себя одеяло, или разбегутся. Пока их сдерживает авторитет ТАбакова, но надолго ли?
Даже приглашение ведущих режиссеров не поможет, нужна общая линия. Три постановки, скажем, Никиты Михалкова, Питера Брука и Додина (от фонаря) дадут такой разнобой, разнопляс, что никакой цельности не останется.

Пока Табаков держит курс на эмоционально взрывное исполнение, чтобы актеры сами себя режиссировали, каждый точен в своей задаче, куске, и выходит нечто. И важны функции художника - Саши Боровского, он умеет декорацией режиссировать.
Я пока видел только "Жаворонка", рано обобщать (раньше, еще в подвале, я смотрел "Две стрелы", но там многое сделал Дрознин, многое было на пластике).
Спектакль сделан по эмоциональной схеме, в расчете на несколько силовых центров, сильных исполнителей: Жанну - Евдокию Германову (девчушка с зарядом, хотя и не великая актриса), короля - Романа Лаврова (способный, хотя никак не избавится от студенческих черт, это наблюдение не по ходу, а после спектакля, из подслушанной случайно беседы актера с Табаковым) и Варвика - Михаила Хомякова (крепкий профи, потерся во МХАТе, не слишком тонок, но точен).
Остальные - средний фон, ритма нет, все статично и несколько абстрагировано.
Нужны еще впечатления, но я боюсь, что мой вывод верен, недолго этот театр пробудет живым и притягательным. Те жирные куски мяса, солидные блага, что обеспечит своей студии Табаков, законченный филистер и демагог, не поднимут искусства, ни собственного, ни в целом.

28 февраля
В табаковском театре я полностью разочеровался. Кроме художественной недостаточности, отсутствяи режиссуры, вот что я подумал.
Коль скоро решили создать камерный, уютный, замкнутый мир, отказались от рампы, кулис, то надо создавать театральный мир несколько иной, чем на обычных сценах.
Не то что бы новые формы, новые принципы, но что-то должно быть иначе. Близость действия помогает поглубже вглядеться, вслушаться, получше понять.
Но в табаковской студии нет человека, нет глубины, нет внутренней камерности, пронзительности. Их спектакли можно спокойно играть на любой сцене, нет в них специфики, особого духа.

Это ясно видно в премьере - "Кресло" по повести Ю. Полякова. Ах, как это смело, ах, как остро, отрыжка гласности не дает покоя, не терпится выговорить, выкрикнуть, додраться.
Как обнажил свою мелочность Табаков и показал себя элементарным флюгером. Спектакль явно приурочен к съезду ВЛКСМ, но теперь модны не реляции о победах, а сокрушительная критика.
И с энергией, достойной лучшего применения, табаковцы не оставляют камня на камне от комсомола. ОНи отчитались, только по-новому, но за этим старое "чего изволите?"
Это делать веселее и приятнее, не спорю, это не "Целина", но суть прежняя, и получается: иная острота хуже воровства.
Юрий Поляков зол и суров, но он он пока не большой писатель, ему надоели лозунги и нотации, но он не испытывает боли, он не стал обнаженным нервом эпохи, как РАспутин и пр.
А в инсценировке вовсе получился набор картинок комсомольского абсурда, не шибко силдьный, да с дутой пружиной: мальчик, не принятый в комсомол; вдумчивый, совестливый секретарь райкома, который вдруг прозрел. Всё в милом, удобном равновесии.
Так и сыграно, спокойно, мерно, без вторых планов, напрямую. Актеры есть сильные, М. Хомяков, А. Селиверстов, И. Нефедов, они зрелые, крепкие профи, играют прилично, но очень просто. Ни о какой студийной атмосфере говорить не приходится. Участвуют и ветераны, А. Покровская, П. Щербаков, но и они не прибавляют красок.

А. Боровский пытался создать некий гротеск, есть такие поползновения и в режиссуре, сцена кошмара, некий фантастический налет, но все это блестки, легкий оживляж, сути не раскрывает.
Игровое пространство прорезают чиновничьи столы, идущие из бесконечности в бесконечность, ни начала, ни конца не видно. То и дело вспыхивает мертвенно-зеленоватый свет, как бы абсурдизирующий этот мир, низводящий до водорослей, и на первом плане поэтому стоит аквариум.
Но кафкианские потуги не подхвачены, не реализованы актерами и особенно режиссером. Всё идет по одному плану, иронично, насмешливо, сатирично, с элементами выходов на широкие социальные проблемы.
Это очень скучно теперь, веет позавчерашним днем, спектакль, не родившись, устарел, дешевка, посредственность.
Да, Табаков начал гиблое дело, добавил еще один средний театр к 36 другим, но обновления он не принесет.
И вновь вспомнил я "Чинзано" Р. Козака (я писал об этом спектакле), вот там вглядываются в человпека, в его мозг, сознание, там идет живой уникальный процесс постижения хотя бы трех, не самых лучших, но человек.
А у табаковцев "человека" нет, о нем позабыли. Поразительная смесь махрового профессионализма, ремесла и студенческой инфантильности!

Сцены из спектакля "Кресло"



Дневник советской поры. О времени и о себе
Из дневников времен СССР. 1978 год
Из тетрадки советских времен. Литературное
Мои замечания о русском театре. 1979 - 1981
И снова дневник. 1983 год
Дневник. Продолжение. 1983-86 год
Дневник. Тетрадь №3. 1986-87