|

|

Казаки
Слушаю "Тараса Бульбу". В школе мы читали только отрывки, этакий анти-павлик морозов: родных предавать можно, а родину-партию нет. Про Гоголя мне сказать особо нечего, а вот тема запорожских казаков для меня нова и интересна. Пока что я вижу их как обычных разбойников, мало отличающихся от современных исламистов. Я однозначно на стороне поляков, т.е. цивилизации. Впрочем, я подозреваю, что в те времена все друг друга стоили -- в плане варварства. В Сечи не было женщин, их презирали. Сразу возникли вопросы о сексуальной жизни этих рыцарей. Так и есть, даже хуже: Данный тип коллективного эроса - это мужской гомосексуальный эрос, так как он регулирует социальные отношения в группе мужчин посредством особого механизма сексуальной дискредитации. Функционирование этого механизма исключает интимные сексуальные отношения с женщинами, как исключается им всякий половой акт, который не служит знаком “опущения” индивида. Прецедент политически нейтрального секса рассматривается группой как грубое нарушение коллективного права, позор для сообщества в целом.
Иначе оценивались у козаков гетеросексуальные отношения, завершавшиеся убийством женщины. Такие случаи рассматривались как образцы мужественного поведения и воспевались в козацком фольклоре. В одной из козацких песен, пересказанной у Шевченко (“У тiєї Катерини...”), козаки-соперники вместе убивают свою возлюбленную Катерину, а после этого братаются и уезжают в Сечь. Примером подлинно козацкого отношения к женщине может также служить воспетый в известной народной песне жест атамана донских козаков Степана Разина, бросающего за борт ладьи свою возлюбленную - персидскую княжну. Ритуал убийства женщин был и у яицких козаков, у которых существовал обычай убивать своих жен и детей от них перед тем, как выходить в опасный военный поход.
...козаки убивали женщин не потому, что те не интересовали их в качестве сексуальных объектов, а потому, что именно женщины репрезентировали в их представлении отношения сексуальности, которые были другого типа, другой природы, чем коллективный эрос козацкого сообщества. В основе политического механизма у козаков, как и во всякой другой утопии коллективности, лежали практики крайнего физического насилия, манифестирующего себя на символическом уровне как сексуальное насилие. Ещё интересно про евреев. И здесь и у других писателей (Чехов, Майринк, Зингер) среда обитания евреев описывается как в высшей степени неприятное место: грязь, помои, разруха во всём -- в жилищах, во внешности, в душах. Подчёркиваю, я находил это не только у "антисемитов", но и в "Шоше" Зингера. Его еврейская Варшава ХХ-ого века ничем не отличается от гоголевских XVI-XVII веков. Не думаю, что это можно объяснить только угнетённым положением европейских евреев. Скорее что-то с ментальностью и влиянием среды.
|
|