Запасная нора
[Most Recent Entries]
[Calendar View]
[Friends View]
Thursday, January 20th, 2005
Time |
Event |
3:14a |
Удивительный сон в зимнюю ночь Просто лето, дети и море Сто лет назад Так, как увидел это замечательный художник Артур Рэкхем | 6:06p |
Из истории патентоведения и авторских прав. Только на время. Страной, в которой начали вручать патенты, скорее всего была Англия. 3 апреля 1449 года английский ремесленник фламандского происхождения Джон Ютнэм получил от короля Генриха официальную грамоту, признающую его двадцатилетнюю монополию на производство в Англии стекла для витражей. Грамота с королевскими печатями была в сущности открытым письмом подтверждающим публичное признание привилегий (по латыни litterae potentes). Взамен за материальные выгоды и права, подверждённые патентом, Джон Ютнэм был обязан вставить витражи в часовне колледжа Итон в Виндзоре и научить англичан производству цветного стекла. Через 20 лет право на производство стекла возвращалось к государству, а стекло начинали изготавливать подготовленные мастером-голландцем английские мастера.
Следующий патент в Англии выдали только через сто лет 26 апреля 1552 года. В нём также шла речь о технологии производства стекла (в этот раз оптического, так называемого «нормандского»), а получил его мастер Генри Смит. Сроком на 10 лет. Первым человеком, который получил особое решение суда, призванное охранять его авторские права на изобретение был итальянский архитектор Филлиппо Брунеллески. В 1421 году городской суд Флоренции признал его монопольное право на перевозку грузов по реке Арно на лодках собственной конструкции. В течение трёх лет по решению суда никто не мог «собирать плоды его гения». Первый государственный акт, регулирующий вопросы присуждения патентов был подписан в 1474 году в Венеции (так называемый Венецианский Устав).
Устав тоже признавал авторские права как временное поощрение мастера за его труд. Талантливому мастеру несколько лет официально подтверждённой монополии хватало для того, чтобы обеспечить себя и семью, а в случае с голландским мастером Джоном, думаю, что и детей.После этого дело его рук спокойно могло послужить другим.
Интересно, насколько эффективным было бы возвращение к практике временных аторских прав и временных патентов в деле борьбы за копирайт с человеческим лицом...
Current Music: Джентльмены удачи | 8:01p |
Шотландцы, не жалейте клея… Самоклеющуюся прозрачную ленту изобрёл в 1930 году американский инженер Ричард Дрю, который работал инженером-химиком на заводе в Сэнт Поле в Миннесоте. Но само название появилось за пять лет до этого. Тогда Ричард Дрю запатентовал и внедрил первую широкую самоклеющуюся непрозрачную ленту для покраски автомобилей. Мысль ему пришла в тот момент, когда он увидел, что при покраске машин в мастерских возникают сложности с тем, чтобы провести ровную линию по границе закрашенной области или линию другого цвета вдоль самой машины.
По требованию директора завода и с согласия инженера Дрю лента была подвергнута испытаниям. Изначально, как и долгое время после изобретения, клей наносился на ленту с внутренней стороны только по краям. Возможно, начальство действительно экономило клей. При этом надо было понять, сколько клея нужно наносить на внутреннюю сторону ленты так, чтобы она одновременно крепко держалась и при этом легко отдиралась с машины после покраски. Целый день в цех приносили разные образцы. Рабочих заставляли клеить на машины разные ленты, отдирать и клеить заново другие. Наконец, один из них, решив, что всё дело в чрезвычайной скупости директора, громко крикнул наблюдающему за процессом инженеру Дрю:
- Эй, Дик! Скажите, наконец, своему шотландскому начальству, чтобы распорядились дать больше клея!
С этого момента на заводе самоклеющуюся ленту стали звать «шотландский начальник» (Scotch boss), а вскоре просто скотч. Это название через пять лет перешло и на следующее изобретение инженера Дрю – прозрачную самоклеющуюся ленту в рулонах. С 1930 она появилась сначала в Сэнт Луисе, потом во всей Америке, а позже и повсюду в мире.
Как называлась бы эта лента, если бы её изобретатель жил в России, можно только догадываться. |
|