Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет oper_1974 ([info]oper_1974)
@ 2011-05-12 17:26:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Приказ № 270. Август 1941-го.
   "  В январе я закончил трехмесячные курсы младших лейтенантов при штабе армии и — на передовую. Учебы, как таковой, было мало. Армия наступала. Началось декабрьское московское наступление. Нас, курсы младших лейтенантов, то и дело бросали то туда, то туда. Затыкали дыры. Не все ведь шло гладко. До курсов я повоевать не успел. Дивизия отступала. Бежали днем и ночью. Все побросали. Где командиры? Где штабы? Ничего не понять. Опомнились уже под Рославлем. Командира дивизии, генерала, потеряли. То ли в плен попал, то ли где-то в деревне его оставили, раненого. Командира полка, подполковника, расстреляли — за потерю управления и утрату знамени полка. Тогда спрашивали строго. В положение не входили. Оставил позицию — отвечай. Действовал приказ № 270 от 16 августа 1941 года. Назывался он так: "О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий". Сейчас больше говорят о другом приказе — № 227 1942 года. А вот более ранний и не менее жестокий как-то подзабыли. А все начиналось с него. Вот наш комполка под него и попал. А человек-то был хороший и командир толковый. Сорок первый год, лето, отступление на всех направлениях. Нас вывел командир роты, капитан Медников. В Финскую воевал. Хоть эта война и другой оказалась, но он все равно понимал больше нас. Собрал в отряд всех, кто рядом оказался и кто по дороге прибился, и сказал:

— Ребята, я вас выведу. Но слушать каждое слово. Дважды повторять не буду. — И похлопал по кобуре нагана.

Тогда, в сорок первом, редко кому из командиров выдавали ТТ. В основном — револьвер Нагана образца 1895 года. Хорошее оружие. Сильный бой.

   И правда вывел. Особый отдел нас проверил. Все мы подписали бумаги со своими показаниями: где оторвались от основных сил полка, каким маршрутом выходили, какие населенные пункты миновали, кого из высшего командного состава полка и дивизии видели во время отхода, что видели, что слышали. Особым пунктом значился такой: сохранность личного оружия. Капитан Медников словно предчувствовал это, приказал всем взять винтовки. У кого не было, брал у убитых и брошенные у дорог и давал безоружным. Тогда вдоль дорог много оружия валялось. Даже танки брошенные. Горючее кончалось, и танк останавливался. Стояли даже не взорванные, просто брошенные экипажами.

Я свою винтовку нес от самого Рогачева.

Старший лейтенант НКВД меня, помню, спросил:

— Ты хоть стрелял?

— Нет, — говорю.

— А от кого ж ты бежал?

— От немца.

— А ты его хоть видел?

— Нет.

— Так от кого ж ты бежал?

— От немца.

Плюнул он, закурил и дальше писать принялся. Может, догадался, что я дурачком прикинулся, а может, посчитал, что действительно сильно напуганный. Страха в нас тогда было много. Страх нас и гнал. И немцев боялись, и своих приказов, где что ни пункт, то — расстрел, расстрел, расстрел…

    Из особого отдела нас — в отдельную землянку. Потом — на сборный пункт. Собрали отдельную команду. Все с образованием не ниже семи классов школы. И — на курсы младших лейтенантов.

    Курсантом дважды ходил в атаку. Но оба раза так и не понял, кого мы атаковали. Немцев мы, даже издали, так и не увидели. Но второй раз попали под минометный огонь и потеряли нескольких человек убитыми и ранеными.

   В январе наступление наше приостановилось. Дивизии выдохлись. Начали окапываться. Вот в это время и выпустили нас из армейской школы. По кубарю в петлицы и — вперед, фронту не хватает командиров взводов." - из воспоминаний мл.лейтенанта П.Ф.Боровикова.

+++++++++++++++++++++++++++++

" После госпиталя снова командовал ротой. Потом перевели в связь. Тоже все время на передке. Но уже полегче, чем в пехоте. Пехоте я всегда сочувствовал. Всегда, когда наводил со своей ротой связь, старался хоть чем-то, но облегчить их участь. Особенно командиров взводов, лейтенантов. Их ведь чаще всего выбивало. Вот подойдет свежая рота, в бой пошла. После боя одного-двух лейтенантов уже нет, на плащ-палатках к общей ямке понесли…

  И в окружение больше не попадал. Бог миловал. В окружении ведь что хуже всего. Что губит. Неразбериха. Паника. Народу вроде и много, и оружие есть. А все мечутся, у всех глаза навыкат, и толку нет. Немец цепью подойдет и начинает всех полосовать. И бежит батальон или весь полк. А немцев, может, взвод всего подошел.

Но с пулеметами, с минометами. С усилением. С предварительной разведкой. С налаженной связью.

   Неразбериха царила и в тылу. Такая же паника, а то и похуже. Страх всюду проникал. Немец еще далеко, а его уже боялись.

Вспоминается такой случай. Это когда мы вышли из-под Вязьмы и стояли уже в райцентре, на переформировке. Вместе с нами шли артиллеристы, весь расчет 45-мм орудия. Всегда вместе держались. Командовал ими сержант, уже в годах. Они его слушались беспрекословно, по имени-отчеству звали.

   Прибились они к нам возле той деревни, где мы немцев увидели. Вместе потом через реку переходили и дальше шли. Сержант спросил, можно ли его расчету вместе с нами идти? Я сказал, что можно. У них и оружие было, карабины. Чего ж, думаю, не взять, в случае чего и обороняться есть чем.

    Когда вышли, сержанта того сразу забрали. И — под трибунал. Где орудие? Почему бросили? Военный трибунал рассмотрел дело и пришел к выводу, что командир расчета сержант такой-то проявил трусость, бросив на поле боя исправное орудие и оставив позицию… По приказу № 270. Вот как его претворяли в жизнь, тот приказ. А трибунал заседал тут же, в какой-то постройке. За десять минут дело рассмотрели и пришли к выводу… Меня тоже вызвали. Спросили, где, когда и при каких обстоятельствах встретились с расчетом сержанта такого-то. Я все чистосердечно доложил. Показания мои совпали с показаниями самого сержанта и артиллеристов. Те тоже стояли все бледные, ждали своей участи.

   Я видел, как его расстреливали. Мы, человек десять, стояли на опушке леса. Кто-то из моего взвода сказал: давайте подождем, посмотрим, что будет, долго, мол, судить не будут… И правда, вскоре вывели, поставили к березе. Вышел офицер НКВД, вытащил из кобуры новенький ТТ и выстрелил сержанту в затылок. Тело оттащили, стали закапывать.

   Вот и вышел из окружения… Вывел людей… Если бы погиб во время прорыва, домой послали бы извещение: пал смертью храбрых и какую-никакую помощь оказали. А тут…

   Да потому что здесь, еще не видя живого немца в глаза, уже все дрожали. Вот теперь говорят, пишут: органы тоже выполняли, мол, свою задачу… Какую? За что расстреляли того сержанта? Я помню, как он радовался, когда вышли. Говорил: мол, весь расчет цел, даже никто не ранен, что теперь новую пушку получат и за все отомстят.

   В этом смысле приказ о штрафных ротах и батальонах куда человечнее был. В штрафную роту — это все же не под березу, не пуля в затылок, а возможность хотя бы умереть по-человечески, как солдату." - из воспоминаний лейтенанта И.С.Крутицина.





ПРИКАЗ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ № 270 : www.battlefield.ru/ru/documents/87-orders-and-reports/315-order-270.html









(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]sla165@lj
2011-05-12 15:04 (ссылка)
Почему,логичный,они попали в окружение по его вине а не по собственной а он еще и предателями их обозвал,ну как это?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2011-05-12 15:07 (ссылка)
Думаю их вина была не меньшей а большей.
Т.к они боялись взять на себя ответственность и спасти своих солдат.
Если они так боялись гнева "государева",то нефиг было нацеплять генеральские петлицы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sla165@lj
2011-05-12 15:08 (ссылка)
А как им же был приказ держать позиции вот он их и держали пока не попали в котел и далее в плен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2011-05-12 15:28 (ссылка)
Если бы они свои армии вывели из мешков вопреки приказам,а не попали бы вместе с ними в плен...то может быть их тоже судили,но сколько подчиненных они бы спасли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sla165@lj
2011-05-12 16:12 (ссылка)
Вот в этом вся и заковыка что там был еще приказ не помню номер что мол окруженным частям и соединениям пробиваться к своим походу нанося максимальный ущерб и урон немецким войскам.Лучше бы Сталина с Берией расстреляли и поставили нормальных людей, в ВМФ Кузнецова,в ВВС Рычагова ну и так далее.Войну выиграли бы за 2,5 раза меньшее время.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2011-05-12 16:16 (ссылка)
Думаю,не выйграли бы.Для того чтобы выйграть пришлось пару кровавых лет войне поучиться у опытного и сильного врага.Вне зависимости от Берии и Сталина.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sla165@lj
2011-05-12 16:21 (ссылка)
А вот это распространенное заблуждение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2011-05-12 16:27 (ссылка)
А с чего ты взял,что это заблуждение,а не то,что ты толкуешь?:-)
Я все-же перелопатил немало документации о той поре,и вывод один - списывать все на Сталина с Берией - значит не знать реального положения дел в армии накануне войны:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sla165@lj
2011-05-12 17:05 (ссылка)
Реальное положение замалчивалось а кто слишком много говорил исчезал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alex_bir@lj
2012-03-22 02:11 (ссылка)
это и был приказ № 270. Требовавший продолжать сопротивление, в окружении.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ???
[info]sla165@lj
2012-03-22 04:24 (ссылка)
Ну и толку от этого сопротивления?Куча трупов и еще больше пленных?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ???
[info]alex_bir@lj
2012-03-22 05:10 (ссылка)
не прими за пафос, но к победе в войне всегда приближают, в общем-то, не те, кто бросает оружие и технику, при возможности сопротивления, при этом ещё и сдаваясь (ещё хуже - переходя на сторону врага), а те, кто стреляет во врага. Те же самые соображения были у немцев, в общем-то. Правда, после Сталинграда хуже исполняемые. Одно дело - ни патронов, ни еды, и полюбому поубивают, если не сдаться (как те, кто неделю почти оборонялся под берегом в Севастополе). Другое дело - когда кто-то орёт "всё пропало! немцы окружили!" и кто куда мечется, спасаясь, бросая оружие и технику, уходя с позиций. Когда возможность вести бой есть. Всё, что делалось немцам неприятно - всё было для победы и в пользу стране. Всё, что немцам сильно облегчало жизнь - не очень хорошо могло быть расценено. А немцам, понятно, было гораздо удобней, чтобы прекращали сопротивление противники при минимуме воздействия, и чтоб патронов и снарядов-бомб меньше тратить, и не напрягаться, и убитых своих не терять.
С одной строны, последние две недели обороны Севастополя - безнадёжная оборона. С другой - 11я армия после этого почти полтора месяца отдыхала-пополнялась кое-как. да так и не пополнилась. Пару дивизий вообще практически в запас списали. И к наступлению на Кавказ, как предполагалось раннее, 11я армия оказалась непригодна, да и по срокам не успевала ни на владикавказское, ни на бакинское направление. Только на латание дыр в группе Центр и под Ленинградом, по существу. Так что - когда расчёт одинокой сорокапятки, видя движущуюся по дороге колонну врага, будучи в окружении, влупливал по колонне, кого-то убивая и что-то поджигая - он приближал победу, ценой своих жизней. А когда поднимал руки - играл на руку проитвнику. Жестокая такая простая арифметика любой войны на уничтожение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ???
[info]sla165@lj
2012-03-22 05:35 (ссылка)
Ну все в кучу вообще.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]alex_bir@lj
2012-03-22 06:42 (ссылка)
что не так?
тесть в пехоте всю войну прошёл в сержантах. Рассказывал и про отход из Донбасса осенью 41го. Неустойчивы, действительно, войска были, по настроениям. Отходили часто довольно легко. Отходили и при столновениях с разведкой, и при артобстреле или авианалёте, и от новостей, что "соседи отошли, немцы обошли!". У немцев, кстати, за оставление позиции без приказа - смертная казнь предусматривалась, с заменой штрафным подразделением. Добровольная сдача в плен тоже не приветствовалась.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]sla165@lj
2012-03-22 07:34 (ссылка)
Все,какой толк был от обороны бы тех кто попал в Уманьский или Киевский котел окружения?Их большинство там просто перебили а остальных взяли в плен.А сейчас войны ведутся еще более жестко чем в ВМВ.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alex_bir@lj
2012-03-22 08:49 (ссылка)
во-первых, не большинство, а меньшинство. В Уманьском котле погибло около 20 тыс, а в плен немцы насчитали больше 100 тыс, для отчёта своему командованию. Кстати, около трети пленных 41го-42го года погибло в плену за три-четыре года. Большинство из них в первые полгода плена. В Киевском котле потеряно около 700 тыс, а в плен немцы отчитались 650 тыс, примерно. С учётом тех, кто не попал в плен, а разбрелись по хатам и в леса - максимум, каждый десятый погиб в боях до плена.
Ну а цель... Уманское сопротивление на неделю минимум притормозило 1ю танковую группу в движении на Днепропетровск и Запорожье (оба города эвакуировали практически все производства, что возможно было, например), плюс из Днепра полсотни тысяч евреев... Киевский котёл оказался ценой за месяц остановки наступления на Московском направлении. Соответственно потом пришлось немцам снимать танковую армию с Ленинградского направления на Московское... А вообще немцы планировали к ноябрю взять Москву, выйти к Волге в среднем течении, и на подступы к Кавказу, взять Майкоп и Грозный к ноябрю-декабрю 41го. Но там день, там час, там неделька, там две, там месяц - и не вышло. И не потому, что пришлось солдат отвлекать с фронта на конвоирование и охрану миллионов пленных...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: интересно
[info]sla165@lj
2012-03-22 09:43 (ссылка)
У них все это могло получиться если бы было у них было немного больше сил и средств,у вермахта.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: если бы
[info]alex_bir@lj
2012-03-22 14:09 (ссылка)
если бы не наши деды.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: если бы
[info]sla165@lj
2012-03-22 14:10 (ссылка)
Уже прадеды в большинстве случаев.

(Ответить) (Уровень выше)

какой толк был от обороны бы тех кто попал
[info]alex_bir@lj
2012-03-22 08:51 (ссылка)
а когда НАДО было сдаваться?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ???
[info]sla165@lj
2012-03-22 09:44 (ссылка)
Нет,пробиватся к линии фронта а не без толку помирать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ???
[info]alex_bir@lj
2012-03-22 11:09 (ссылка)
так они и пробивались же. И основные потери убитыми несли в указанных "котлах" как раз на марше либо при попытках прорыва. Да и 2я ударная под Ленинградом в основном погибла при попытках вырваться в "бутылочном горлышке" "долины смерти" Мясного Бора... Вообще на отходе срочном очень тяжело сохранять управление войсками, организовать взаимодействие, оборону от внезапных атак... Немцы с этим столкнулись в 43м-44м. А зимой 41го их практически спас приказ Гитлера типа "Ни шагу назад!" :) Могли они тогда конкретно посыпаться под Москвой и на Волхове с Доном.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]contrstream@lj
2011-05-13 05:58 (ссылка)
У Мухина хорошо исследовано как Кирпонос свою армию "выводил"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2011-05-13 08:27 (ссылка)
"Если бы не генералы" - хорошее название,и вообщем все верно.:)

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -