Педантизм как высшая форма досуга - [entries|archive|friends|userinfo]
orbilius_junior

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Apr. 5th, 2011|11:35 am]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
[info]grdash@lj    пишет здесь о том, почему Ю. Гагарин не стал главным национальным брендом: слишком силён до сих пор когнитивный разрыв между конкретным содержанием бренда (открытостью, народностью) и системой отношения власти и подчинения, которые и должны выводить этот бренд "наверх". То есть советские отношения власти и подчинения, когда о них вспоминают, выводят на верх Сталина, то есть срабатывают как система, в которой открытость и народность должны оказаться внизу, а не наверху, как расходный материал, незаметный при эмоциональном восприятии нуминозного властителя, а новых, демократических отношений, которые могли бы выдвинуть Гагарина как идеального демократического героя, в российском общественном сознании ещё не сложилось.
Думается, причина несколько в другом. Народность Ю. Гагарина проявилась в обществе, в котором как раз в хрущевское время система отчаянной мобилизации ресурсов во имя неопределенного светлого будущего стала сменяться распределением бонусов. Причём первыми в расход пошли бонусы героические: любого можно объявить героем, любое дело можно назвать подвигом, будь то освоение целины, строительство железных дорог или покорение космоса. Но если освоение целины требовало сознательного решения того, кто едет на целину, то есть определенного "заслуженного" участия в этом "подвиге", то полёт Гагарина не воспринимался как результат сознательного решения -- просто офицер-лётчик подчинился приказу. "Взяли парня, посадили в ракету и потом все ему поклоняются. Ну и что, любого могли в ракету посадить" -- такие разговоры и я слышал в конце перестройки, как раз когда Ельцин заявил чуть ли не главным пунктом своей политической программы сокращение расходов на оборону и на космос. Поэтому Гагарин до сих пор и не может стать героем: ему достался главный бонус без каких-либо усилий, он в народном сознании идеальный культурный паразит, а не идеальный герой. Это очень печально, если иметь в виду, что Гагарин был по-настоящему мужественным человеком всю жизнь, и его героизм был признан во всём мире. Но эт
Интересно здесь Гагарину противопоставить Высоцкого, каждый шаг которого воспринимался как сознательный выбор, и почти что героический выбор, при том, что это часто был выбор в пользу престижного потребления: женитьба на французской актрисе, езда на иномарках. Но именно этот выбор делал Высоцкого не получателем бонусов от власти, а приобретателем бонусов, трикстером, Иваном-Царевичем, похитившим Жар-Птицу и т.д. , причём приобретателем абсолютно честным. Честность Высоцкого действительно уникальна, в том числе в смысле отстаивания "чести" актёра, который до Высоцкого воспринимался как пассивный исполнитель воли режиссёра, важнее здесь сами механизмы героизации.
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]autrement_que@lj
Date:April 5th, 2011 - 11:04 am
(Link)
конечно, Высоцкий круче Гагарина! тот только один раз взлетел, а Владимир Семенович храбро воевал и в пехоте и летчиком, был облыжно обвинен, и видимо не раз - успел посидеть несколько, неудачно бежал, а после войны стал шофером-дальнобойщиком, пил по черному, чуть не умер на утесе с конями привередливыми и только потом, после романа с наводчицей, женился на Марине Влади и завел себе мерседес. Ну что ж - кто воевал, имеет право у теплой стенки отдохнуть!

(люблю Высоцкого очень, но мне мне кажется, что слишком культурны подход к его творчеству в стиле "лирический герой песни.." все портит)