Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2011-03-01 01:28:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
"Немецкий реквием" Брамса. РНО. Плетнёв. Зал Ч

Брамс собрал ожидаемый аншлаг, пришлось сидеть на палатях, из-за чего оказываешься будто внутри музыки.
Московский академический камерный Хор Владимира Минина, два солиста - сопрано Венера Гимадиева и баритон Константин Шушаков, орган и оркестр в полной выкладке. То есть, полный боекомплект.
Дирижировал Плетнёв привычным для себя образом: достаточно скупо, однако, посадка на палатях позволяла видеть мимику его проживания; обходясь без партитуры, Плетнёв пропевает с хором и с солистами каждое лютеровское слово. Играя желваками.
Так же видно какие фрагменты оратории особенно интересны дирижёру и его соратникам, а какие проигрываются для соединения ложных финалов с последующими за ними новыми флуктуациями.
В этот раз Плетнёв (в отличие от барочной интерпретации Курентзиса) развернул "Немецкий реквием" в сторону ХХ века, находя в Брамсе и перелистывая в нём, страница за страницей, последышей - от Рихарда Штрауса до Нино Рота и даже Филипа Гласса.
Это гармоничное, сбалансирование и тщательно выстроенное (слегка академически тяжеловесное) сочинение, тем не менее, будто бы забывает закрыть вторую скобку, раскачивая привычную симметрию и "отменяя" акценты - катарсис, таким образом, отменяется; трагическое меняется на мелодраматическое - последние слова никак не выговариваются, снимаются, уступая место медленным затуханиям.
Типическое "печаль моя светла" меняется на мерное убаюкивание, плавное исчезновение, рассеивание. Скотомизацию.


Смотришь на оркестр, буквально нависая над барабанщиком, таким торжественным, точно он - палач (я представляю, что телефон выскальзывает у меня из пальцев и бьёт его по темечку), и уже не можешь отвлечься от разглядывая лысин и почеркушек в нотах, от толстухи, во время игры широко расставившей ноги, от сумок и ридикюлей музыкантов и фасонов туфель скрипачей; от физиологии и физиологичности оркестра; звучание которого густым паром валит к потолку, так и не испаряясь.
Закрываешь глаза, чтобы отвлечься и тогда начинает казаться, что на большом серебренном блюде, покрытом мелкой испариной, ворочается туша кита.
Или это "Титаник", рассекая холодную зелень волн, на всех порах движется к встрече с айсбергом.
Ближе к концу, когда и солисты уже отпели и хор, посидев на корточках, снова поднялся и начал петь стоя, понимаешь, что речь должна идти не о предмете, преодолевающем природные препятствия, но о самой стихии, воздушной или же, всё-таки, водной - многослойной, затейливо переливающейся влияниями и внутренними вливаниями.
Открываешь глаза и снова видишь как Плетнёв собирает группы в единое целое, скрепляя звучание закулисным органом.
Первые и вторые скрипки идут в намеренный разнобой, догоняя друг друга и тогда свет словно бы поднимается с непрозрачной глубины и выходит наружу; флейты и кларнеты итожат ландшафты момента, фиксируют их на мгновение, дабы затем, секунду спустя, водный профиль рассыпался в брызги.
Близость к музыке позволяет оценить красоту и чистоту духовых - в РНО они особенно свежие, терпкие и, при этом, тактичные, аккуратные.
Контрабасисты, как это обычно бывает на концертах РНО в Зале Чайковского, подпирают левый край сцены, а я смотрю за смотрительницей, вставшей у крайнего левого выхода - она стоит, отгороженная от амфитеатра стеной и слушает музыку. Внимательно слушает, опираясь на стену.

Я начинаю думать об этой билетёрше, которая слушает все концерты, совпадающие с её дежурствами (два через один). Какие-то коллективы (композиторы, программы) ей нравятся, какие-то кажутся непонятными.
Ей нравятся ансамбли народного танца, вечера романса, выступления Жванецкого; симфоническая музыка нравится ей реже, она ещё не вывела закономерностей, однако, уже отличает Российский Национальный, ну, скажем, от "Новой России" или Капеллы Полянского. Хотя, да, хоровые концерты она тоже слушает с особенным удовольствием и тогда забывает про голод и хронические болезни. Синяя блузка и что-то типа голубого передника, бейджик.
Она удивляется как люди могут платить такие деньги за такие билеты, иногда она подсчитывает какая экономия выходит оттого, что все представления доступны ей за бесплатно - пересчитает выручку за продажу программок, сдаст деньги и, пока звучит что-то непонятное, подсчитывает сколько заработала.
Приплюсовывает, пока не втянется в звучание, которое, точно опьянение, расползается по телу медленным жаром, скапливается, смешиваясь с усталостью, в ногах.
И это хоть как-то компенсирует незначительность жалованья, долгую дорогу в полупустом, простуженном метро, холод в углах тёмной прихожей, одиночество, живущее в пододеяльнике и в холодильнике. А ещё одиночество, несмотря на любимых внуков, живёт на закупоренном на зиму балконе, на книжных полках, которые она постоянно протирает так, что пыль не успевает скапливаться, и в ванной комнате, выкрашенной в цвет сиротского одеяльца. У неё мало мебели и вещей, предметов, лишь самое необходимое, без чего просто нельзя обойтись.
Она не знает какая из двух её жизней более настояща, но не из-за того, что очень любит музыку, она просто её слушает, впитывает как губка, раз уж выдалась такая возможность.

"Немецкий реквием" Брамс посвятил памяти своей матери; хотя писал он его больше десяти лет, начав сразу же после смерти Шумана; возможно, поэтому женский голос звучит здесь тише чем все остальные составляющие. А, может быть, Венера Гимадиева просто пела, повернувшись в противоположную от нас сторону?
Я пытаюсь представить как выглядела мать Брамса, но не могу, не могу.


Locations of visitors to this page


(Добавить комментарий)

мало вам было...
[info]adiaphora22@lj
2011-02-28 19:34 (ссылка)
теперь еще и хор минина-вы мазохист?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: мало вам было...
[info]paslen@lj
2011-02-28 19:40 (ссылка)
я люблю РНО

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: мало вам было...
[info]adiaphora22@lj
2011-02-28 19:59 (ссылка)
я потому и говорю про мазоха.) по мне-садизм так исполнять.)
странно,у меня совсем другое восприятие,но беседы ваши в часкоре по музыке-про мартынова и даже про чайковского) мне так понравились!интересно,как можно -разговорить композиторов и музыкантов. ведь не так же,как литераторов?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: мало вам было...
[info]paslen@lj
2011-02-28 20:01 (ссылка)
Там и про Малера было, и про Бетховена и про Брукнера, и про Шостаковича, и еще будет много про кого) Целая, можно сказать, книга. С литераторами говорить много проще, между прочим - они более понятными материями занимаются, более ощутимыми.
А вы были сегодня на Брамсе, да?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: мало вам было...
[info]adiaphora22@lj
2011-02-28 20:22 (ссылка)
мне показалось,что нет)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: мало вам было...
[info]paslen@lj
2011-03-01 05:45 (ссылка)
так может вы зря на хор гоните? Может он ничо такой был?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]stummheit@lj
2011-02-28 19:38 (ссылка)
хорошее перемежение истории билетерши-смотрительницы с разглядыванием лысин))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-02-28 19:40 (ссылка)
да, совсем как в восприятии концерта) Все смешалось в доме Яблонских

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kortan@lj
2011-03-01 02:34 (ссылка)
Интересно. Образно. Брамс, билетёрша, одиночество, желваки Плетнёва... Картина, да.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-01 05:43 (ссылка)
ну вот так оно было

(Ответить) (Уровень выше)


[info]delya_rape@lj
2011-03-01 04:23 (ссылка)
Во-первых, "на пОлатях"; во-вторых, полатями в концертном зале можно назвать галерку только, а не первые ряды.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B8

Бу-бу-бу.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-01 05:43 (ссылка)
Боря, я знаю, а в качестве метафоры это слово разве использовать нельзя?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]delya_rape@lj
2011-03-01 05:47 (ссылка)
Ну какая метафора, если полати под самым потолком, на хорах, а ты впереди сидел.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-01 05:56 (ссылка)
я именно на хорах и сидел, Боря. Там где обычно хоры стоят. Официально это место называется "портик". Появление бытового дискурса мотивирует потом появление женщины-билетерши. Ну, согласись))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]delya_rape@lj
2011-03-01 06:01 (ссылка)
Тогда можно. Соглашаюсь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-01 06:07 (ссылка)
Так когда-нить дойдем и до того, что похвалишь, если текст понравится

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]delya_rape@lj
2011-03-01 11:44 (ссылка)
Между прочим, кроме полатей есть еще стенати и потолкати. В твою метафорическую копилку.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-01 11:59 (ссылка)
Ну, это ты любишь свой словарь расширять всякими словесами, а мы люди простые, пролетарские муравьи, мне бы полати перелопатить)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jalla00@lj
2011-03-01 07:56 (ссылка)
да, я тоже на этом слове спотыкалась. и ещё на"на всех порах ". или м.б. я что-то не поняла?а вообще, когда лысины расматриваешь и о билетёрше думаешь, значит концерт не удался. подсознание, оно лучше понимает, что такое хорошо,...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-01 08:13 (ссылка)
"на всех порах" там не зря заковычено, так как продолжает синонимический ряд, связанный с паром и с испарениями музыкальной материи. Спотыкаться внутри текста нужно, без заусениц он проскакивает одним куском, а спотыкание, если иначе, называется "актуализацией высказывания".
Вы правы в том, что концерт и удался и не удался. Я не очень люблю Брамса, поэтому не мог проникнуться его "Немецким реквиемом" до конца. Что же касается лысин и билетёрши, то во время часового непрерывного концерта ты все равно о чем-то думаешь, в смысле, не только о музыке, к которой постоянно возвращаешься - это такая нормальная закономерность восприятия. И тут важно умение выцепить то о чем ты думал, ну и соединить его с впечатлением от музыки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]jalla00@lj
2011-03-01 13:31 (ссылка)
да, согласна"с умением выцепить...", надо потом это ещё как-то в словах выразить!очень трудно.
и всё-таки я не понимаю, как слово "порах" связано с пАрами и испАрениями. для меня это пора, время, сезон и т.д.
вашу муз. критику читаю с удовольствием! это я тут только к двум словам прицепилась!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-01 13:35 (ссылка)
ну это как бы такой каламбур, как и с палатями, объединяющими полати и палаты
некоторые грамматические неправильности должны мешать как камешки в ботинке, так как концерт не был совершенством, а мне нужны какие-то дополнительные средства для того, чтобы это выразить более объёмно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]jalla00@lj
2011-03-01 13:42 (ссылка)
теперь понятно. я сегодня человек- тормоз.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-01 14:13 (ссылка)
это не вы тормоз, это я так пишу

(Ответить) (Уровень выше)


[info]march_hatter01@lj
2011-03-02 08:13 (ссылка)
горько.
слезу вышиб.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-02 08:13 (ссылка)
почему? Это же только музыка

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]march_hatter01@lj
2011-03-02 08:30 (ссылка)
музыка здесь вообще ни при чём.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-02 08:33 (ссылка)
ну тоже верно
внимательно читаешь)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]march_hatter01@lj
2011-03-02 08:39 (ссылка)
не трачу внимание на мысли, интерпретации, оценки етс.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-02 11:39 (ссылка)
почему же? Иногда бывает полезно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]march_hatter01@lj
2011-03-02 12:34 (ссылка)
)

(Ответить) (Уровень выше)