Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2011-03-11 13:43:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Жалость

Несколько раз ловил себя на чувстве жалости к людям, которые, если задуматься, особенно в этом чувстве не нуждаются. Точнее так: возможно, и нуждаются (как каждый живущий), но обстоятельства с этими людьми связанные, говорят о том, что в твоём окружении есть куда более близкие и менее защищённые, возможно, нуждающиеся в твоём отклике гораздо больше.
Тут вот какая закономерность вырисовывается: жалость вызывают люди, как правило, случайные или полуслучайные - те, кого ты знаешь с одной-двух сторон, завязанные на ваши отношения, на то, что между вами происходит и произошло.
Не люди, но маски (поскольку тебе вся полнота понимания такого человека недоступна) - совсем как в комедии (ну, или в трагедии) дель арте.
Выходит, что жалость возникает из неполноты знания, она выкликается разными поверхностными суждениями или наблюдениями, бросающимися в глаза. Особенно очевидными, когда тебя к этому дополнительно подталкивают, пытаясь вызвать ответное чувство.
Разные люди себя ведут по разному: кто-то избыточно скромен и не станет на весь мир вопить о своих проблемах, а кто-то, существующий без особых фундаментальных проблем (по принципу "жемчуг мелок") взыскует твоей открытости только потому, что здесь есть чем поживиться.
Таким образом, чаще всего (не говорю, что исключения исключаются) жалость направлена не на того кого надо. И не на то на что нужно бы.


Последний случай, когда я обнаружил в себе жалость был особенно вопиюще несправедливым. Оттого, собственно, я и задумался, что это за чувство-то такое и из чего оно берёт свой исток.
Когда натыкаешься на жалость к человеку, настроенному к тебе явно враждебно (даже агрессивно враждебно) спотыкаешься о собственную жалость с некоторым удивлением - почему и за что?
Ведь не за то, что такому существу не хватает ума и сил оценить твою внутреннюю красоту и внешнее спокойствие, тут что-то другое, да?
Ну, и начинаешь понимать, что дело не в этом самом человеке, который вызывает это чувство, но в самом тебе, реагирующем на те или иные действия Другого.
Жалость (как и обида, они у меня, почему-то рифмуются - не в смысле параллельности возникновения, но в смысле одной природы, одного места, откуда растут) - предельно субъективная реакция на внешние раздражители.
Когда твоя собственная реакция (возможно, защитная) оказывается важнее повода, её вызывающего.
Тут самое интересное вот что - действительно ли есть люди, нуждающиеся в том, чтобы вы испытывали к ним, например, жалость.
Возможно, испытывать следует какие-то иные чувства - нежность, соучастие, тогда как жалость оказывается знаком того, что это - лишнее колесо в телеге, никому ненужная душевная работа, эмоциональный аппендикс, который следует игнорировать, а не вестись на него. Холостая работа, выполненная в холостую, прогорающая без следа и не приносящая тебе (и тем более объекту приложения, который, скорее всего, ничего об этом и не узнает) ничего, кроме духоты и неловкости.
Подлавливая себя на жалости, кажется, следует уметь конвертировать её во что-то конструктивное - тем более, если в этом есть такая необходимость.
Тем более, что близкие и дорогие тебе люди действительно нуждаются не в жалости, а в чём-то принципиально ином. Достойны иного.



Locations of visitors to this page


(Добавить комментарий)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 08:09 (ссылка)
с детства слышала, что жалость унижает. те, кого жалеют, кажутся какими-то убогими и слабыми, не умеющими сами себя защитить и позаботиться о себе, не самодостаточные.
и вообще звучит уничижительно - жалкий человек, жалкое тельце, в жалкой одежде. разве нет?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 08:12 (ссылка)
звучит не очень приятно, тем более, когда каждый день тебя призывают тренироваться в жалости бомжи в метро и у метро

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 08:16 (ссылка)
мне кажется, что постоянная жалость, как и постоянный страх разъедают душу и нивелируют чувства вообще. это же ненормально - постоянно испытывать какие-либо сильные ощущения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]guy_gomel@lj
2011-03-11 08:20 (ссылка)
= это же ненормально - постоянно испытывать какие-либо сильные ощущения =

именно так

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 08:22 (ссылка)
да, мне это кажется патологией...)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 08:24 (ссылка)
это похоже на постоянную эрекцию, наверняка невыносимо больно и неудобно. разве приятно в таком состоянии находиться без всякого исхода?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]paslen@lj
2011-03-11 08:31 (ссылка)
именно, что разъедают, несмотря на необходимость испытывать сильные ощущения
не из-за этого ли она и возникает?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 08:39 (ссылка)
не знаю. я как-то не анализировала из-за чего она возникает. но бывает, да. щемящая такая жалость, похожая на нежность

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 08:44 (ссылка)
да, они близки, но противоположны
а я вот проанализировал, зацепившись за события последнего времени
вышло поучительно даже для самого себя

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 08:46 (ссылка)
ну Вы вообще умеете формулировать - талант потому что...)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 10:57 (ссылка)
или навык?)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 10:59 (ссылка)
все-таки талант, скорее...)
хотя одно другому не мешает...)
а Вы любите комплименты, Дмитрий?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 11:06 (ссылка)
я их смущаюсь

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 11:11 (ссылка)
интересно бы на это посмотреть в реале...)
обожаю провоцировать и смущать мужчин

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 11:14 (ссылка)
в реале я бы виду не показал

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 11:15 (ссылка)
однако...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 11:54 (ссылка)
что же тут странного?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 11:58 (ссылка)
да нет, ничего.
просто несколько необычно - смущаться только при общении в интернете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 12:28 (ссылка)
смущаешься всегда, просто в интернете ты можешь про это сказать
а в жизни нет

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 12:32 (ссылка)
я редко смущаюсь. внешне, я имею в виду.
а сказать могу хоть в реале, хоть в интернете - для меня различий в этом нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 13:18 (ссылка)
а для меня большие отличия
в реале я вообще стараюсь не общаться

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 13:57 (ссылка)
а я предпочитаю реал. вообще не замкнутая нисколько

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 14:12 (ссылка)
бывает

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 14:12 (ссылка)
осуждаете?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 14:20 (ссылка)
ой да кто я такой чтобы осуждать? Что выросло - то выросло
Отношусь к людям как к данности

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_xuili@lj
2011-03-11 14:22 (ссылка)
понятно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]v_i_n@lj
2011-03-11 11:55 (ссылка)
Ответом этим - как и вами, -
Как нянька старая, горжусь!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 12:29 (ссылка)
улыбнули) Улучшили настроение)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-03-11 12:32 (ссылка)
Признаться, и себе заодно: какой оказалась рифмоплётчицей! :))
Пожалуй, не хуже Цветика!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 13:18 (ссылка)
да уж
сделали мне вечер!)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-03-11 13:33 (ссылка)
:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lesqualita@lj
2011-03-11 08:47 (ссылка)
А еще жалость - отличное, проверенное средство манипулирования, создания комплекса вины.

Но ведь её не выключить совсем, не разучиться жалеть. Имхо надо, почувствовав жалость, её проанализировать и по необходимости сконвертировать (Дима прав))). Если не конвертируется "во что-то конструктивное" - тогда задавить её и не тратить душу.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 10:58 (ссылка)
именно поэтому и важно "отслеживать" движения своей души, чтобы понимать их правильно
для того и пишется, что так удобнее формулировать)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lesqualita@lj
2011-03-11 12:30 (ссылка)
Прекрасно! Это как раз то, чему я учусь нынче, будучи печально *эмоционально незрелой* в зрелые-то мои годы. Так что очень удобно, Дима, встречать такие вот готовые формулировки ) Освобождает от многих *душевных работ*.

Я редко высказываюсь вполне серьёзно (боязнь пафоса)), а сия доля шутки - мой продуманный комплимент ;-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 13:15 (ссылка)
спасибо Вам за теплое внимание и слова; буквы очень помогают, ага
есть писатели, которые занимаются схожими делами, их надо читать, тогда и свой собственный аппарат развивается

(Ответить) (Уровень выше)


[info]march_hatter01@lj
2011-03-11 11:01 (ссылка)
Жалость - это взаимодействие с плёнкой роли. Внешняя роль, то, с чем ты играешься при общении, это подавленный и вынесенный вовне участок твоей личности. Жалость отвалится, если суметь обнаружить это настоящее существо, таким образом пробив роль и дав по зубам тому корню, из которого растут и жалость, и обида.
Увидев это другое, настоящее существо, например, через вопрос, ты и испытаешь все эти чувства, что должны быть на месте жалости.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 11:07 (ссылка)
очень красивое утверждение - про плёнку!)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]march_hatter01@lj
2011-03-11 11:11 (ссылка)
Насмотрелся на отражение,
наскользился по тонкой плёнке ролей.
Сосуд подлежит обожжению, знаю, ты, главное, воду влей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 11:14 (ссылка)
почти стихотворение

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]march_hatter01@lj
2011-03-11 11:28 (ссылка)
и чего же ему не хватает? )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 11:54 (ссылка)
завершенности

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]march_hatter01@lj
2011-03-11 13:01 (ссылка)
а так?

щенок становится псом,
твой мужчина - твоим отцом,
твой сладкий мальчик чистейшим другом,
и пахарь - плугом.

насмотрелся на отражения,
наскользился по тонкой плёнке ролей.
сосуд подлежит обожжению,
знаю, ты, главное, воду влей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 13:17 (ссылка)
первое четверостишье очень хорошее за исключением слова "чистейший" (понятно что ты имел ввиду, но слово левое), второе слабее, там что-то не то (такое ощущение что есть подгонка под мысль)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]march_hatter01@lj
2011-03-11 13:28 (ссылка)
ох.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 18:34 (ссылка)
ханде-хох

(Ответить) (Уровень выше)


[info]v_i_n@lj
2011-03-11 11:49 (ссылка)
*Разные люди себя ведут по разному: кто-то избыточно скромен и не станет на весь мир вопить о своих проблемах, а кто-то, существующий без особых фундаментальных проблем (по принципу "жемчуг мелок") взыскует твоей открытости только потому, что здесь есть чем поживиться.
Таким образом, чаще всего (не говорю, что исключения исключаются) жалость направлена не на того кого надо. И не на то на что нужно бы*.
Разделяю вашу точку зрения, Д.В. - в части констатации факта.

Но если я вдруг замечаю, что меня разводят на жалость - просто зверею...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 11:55 (ссылка)
как же я Вас понимаю, ИН

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-03-11 11:57 (ссылка)
Знаю, Дима - иначе смолчала бы...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 12:28 (ссылка)
а вы как в таких случаях поступаете?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-03-11 12:54 (ссылка)
Поняв "разводку"?
Стараюсь спустить на тормозах - ни разу ещё не получилось. :)

Манипуляторы громко оскорбляются и с треском хлопают дверью, норовя, конечно, найти такую площадку, где посторонних зрителей будет побольше.

Они поспешно удаляются (в виртуале - из френдов) и невозвращение гарантировано. Однако, несколько лет эти страдальцы рассказывают всем подряд, какая я есть "такая" - глаза открывают на недостойную... Но не вовращаются! :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 13:17 (ссылка)
а я делаю вид что ничего не происходит
ну не показываю вида
просто беру на заметку и потом избегаю общения

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-03-11 13:31 (ссылка)
Думаю, вы поступаете верно. Но я не могу долго "дежать паузу" и ситуация взрывается... :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 14:12 (ссылка)
не могу себя переделать
брезгую

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-03-11 14:26 (ссылка)
И не надо!
Из тех же соображений я спешу смыть...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]6_cherry_9@lj
2011-03-11 16:28 (ссылка)
жалость часто приводит ко всяким неприятным последствиям. никогда ничего из жалости не получается сделать хорошего. так что ....жалости - нет .и когда к тебе испытывают - именно жалость- унизительно, да.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 16:31 (ссылка)
согласен)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]6_cherry_9@lj
2011-03-11 16:32 (ссылка)
))))))))))))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lesqualita@lj
2011-03-11 17:25 (ссылка)
Почитаешь комменты (тема-то интересная) - прям все такие безжалостные. Жалость мазздай. И почему сразу унизительно?

ИМХО *рационализировать* жалость просто необходимо, это да, но вот совсем её отрицать...

Не верю что-то. Ну или, допустим, "это моя беда")

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 18:32 (ссылка)
реальность диалога порождает только эту конкретную реакцию диалога
просто люди откликнулись потому что у них внутри это откликнулось
запало, значит, дело работу. ХОРОШО!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sannikova@lj
2011-03-11 17:44 (ссылка)
ох, не знаю.
в некоторой части я готова подписаться. я тоже иной раз жалею людей, творящих недоброе, чтоб не испытывать обиды и досады - это совсем уж неприятные чувства.
но вот в точности по правилам словоупотребления: я вижу, как устала моя дочка, и жалею ее.
следствия испытанного чувства - моя "добавочная" нежность и мягкость, понимание, что ее не стоит просить именно сейчас мыть посуду, учить урок на послезавтра, уделять время иным трудам. ну, понятно))

вот эта "унизительная" составляющая смысла жалости - она преобладает. но есть же очевидное происхождение жалости из любви. нежность, соучастие - иногда производные жалости, но да, звучат более жизнеутверждающе. и вполне существуют самостоятельно. жалеть - обязанность сильного, сигнал к тому, что следует помочь нуждающемуся в тебе.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 18:34 (ссылка)
Наташа, это просто моя мысль. Твоя мысль о том же самом не должна совпадать с моей. Не то что не обязана но не должна. Просто сверяем ощущения. Это как со стихами)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sannikova@lj
2011-03-11 18:38 (ссылка)
только что Гордон в телеящике сказал что-то вроде "у нас все время путают жалость с любовью"))

Дима, меня терзают смутные сомнения: ты второй раз отвечаешь мне этой формулой... э-э... я наивна?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 18:43 (ссылка)
просто ты больше чем второй раз стучишься с несогласием
мне сразу хочется уточнить статус записи
хотя, честно говоря, я не понял о какой формуле ты говоришь)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)

[info]paslen@lj
2011-03-11 18:58 (ссылка)
почему сразу глупости, нет, не глупости, все ок
лишь бы тебе было хорошо)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)
Re: видимо, паранойя))
[info]paslen@lj
2011-03-11 19:09 (ссылка)
ты на воду дуешь, все ок, никакой снисходительности

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)

[info]paslen@lj
2011-03-11 19:15 (ссылка)
интересен, интересен, просто я к своим страничкам отношусь как к стихам - это законченная работа. Я их пишу чтобы думать - пока думаю, пишу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)

[info]paslen@lj
2011-03-11 19:43 (ссылка)
что сейчас?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sannikova@lj
2011-03-11 19:48 (ссылка)
догадаться сейчас.
это одичание, оно самое))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-03-11 19:50 (ссылка)
мне, все-таки, кажется ты на себя наговариваешь

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pvikaebo@lj
2011-03-13 20:22 (ссылка)
Теееммаа.... Ух.... )))

(Ответить)