Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2011-05-02 16:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дневник читателя. И. Ясина "История болезни"

По рекомендации Сережи Юрьенена прочитал в последнем номере "Знамени" документальный текст, в котором Ирина Ясина рассказывает историю своей болезни - от того момента когда рассеянный склероз проявил первые симтомы и вплоть до нынешнего времени, когда болезнь скрутила тело, но не поборола её душу.
Главное в этом мужественном и фактурно сильном тексте - детальное описание нарастания симптома, хотя попутно Ясина рассказывает обстоятельства личной и профессиональной жизни - расставание с мужем, появление поклонника, не испугавшегося её диагноза (с фигурой этого сдержанного и мрачного человека связана самая сильная сюжетная сторона "Истории болезни", так как человек этот, так ни разу и не названный по имени, внезапно умирает), метания по экстрасенсам и прочим шарлатанам, история ЮКОСА, который помогал Ирине (Невзлин и Ходорковский показаны здесь с неожиданной, человеческой стороны), "Открытой России", которой она руководила.
Повествование разбито на годы, начиная с 1999, небольшие главы вмещают себя экстракт обстоятельств, сжатый конспект-пересказ отчаянного цепляния за нормальную жизнь и постепенное понимание того, что обычной, как раньше, жизни больше не будет.
Полное приятие своей инвалидности и необходимость смириться с новыми обстоятельствами, жить дальше.
Фактуры здесь больше, чем, собственно, художественного (по вполне понятным причинам, Ирине не до обобщений, слишком мала временная и личностная дистанция между тем, что происходило, продолжает происходить и голосом автора текста, который, несомненно откорректирован сугубо техническими задачами, требующими отбора фактов - ведь текст не может вместить в себя всё, а любой отбор материала автоматически подразумевает работу над образом, образами), тем не менее, текст выходит сильный и, что важно, воздействующий, ибо вольно-невольно ты ставишь себя на место Ясиной, начинаешь думать, что же было бы с тобой, если бы...


Конечно, в отличие от Ясиной, ты не знаешь лично Ходорковского и Невзлина, являющихся для тебя сугубо медийными фигурами, однако, в тексте встречаются и твои знакомцы - Люся, говорящая пару мудрых и точных слов, а, главное, мой друг Рубен Гальего, книжка которого, в своё время, произвела на меня неизгладимое (sic!) впечатление сочетанием правды и литературности.
Когда-то, Рубен и мне помог, врачуя по аьске, можно сказать, вывел меня из сильной депрессии; хорошо знаю блеск и красоту его честного ума, о котором рассказывает и "История болезни".
Рубен говорит или пишет не очень много (ему это физически сложно), но всегда по делу и наотмашь.
Формулирует так, что против не попрёшь. Приятно было прочитать у Ясиной, что Рубен помог с самоопределением и ей. Ответил на самые важные вопросы, подтолкнул развитие нового самоопределения в правильном направлении.
Однако, важность текста Ясиной не только в субъективных пересечениях и не только в констатации хрупкости здоровья, которое мы не бережём; своим примером Ирина показывает, что достойное существование - дело не внешнее, но внутреннее (Рубен ей прямо об этом говорит - де, только сейчас и можно узнать говно ты или нет). И помощь Невзлина с Ходорковским тут ни при чём.
Это очень важно - спотыкаться о чужие обстоятельства, дабы задуматься о своих собственных.
И потому что те, кому намного хуже чем тебе, помогают ощутить границы твоего нынешнего существования, совпадающего с моментом чтения.
И потому что чужая болезнь сообщает чужим мысленным мыслям статус правды и правоты; в отличие от обычных слов, говоримых собеседникам или изливаемым на бумагу, слова Ясиной или Гальего (как раньше писали на советских банкнотах) обеспечены золотым запасом прямого, а не метафорического или мыслительного опыта.
Обеспечены физическим страданием, им и порождены.

И тут, следовательно, вступают в действие какие-то совершенно иные, уже не литературные механизмы - правда болезни, минуя посредничество художественных тропов, бьет по виску.
Собственно говоря, так и действует non-fiction, прорывающийся к человеку напрямую, тогда как сугубо литературные механизмы, на которых строится беллетристика, уже не канают.
Сюжеты, увязшие в повторениях, перестают порождать у читателя новые мысли (а зачем тогда сюжет, вообще, нужен?), воздействуя механикой нарастания событий.
Ну, а точные формулировки и изящно переданные наблюдения, встречающиеся в романе или в повести, слишком локальны и отрывочны для того, чтобы остаться в памяти и в послевкусии.
Нон-фикшн предлагает совершенно иной способ восприятия чужого текста, когда идентификация с рассказчиком происходит не игровая (понарошечная), но самая, что на на есть, натуральная.
Вот почему ясинский расклад по периодам, последовательное изложение того что и как действует особенно впечатляюще.
То есть, безусловно, это художественное решение, прямое и робкое, но, тем не менее, работающее.
Другое дело, что одно из безусловных достоинств "Истории болезни" - ясность изложения и динамика происходящего, позволяющая написать небольшой, но быстро развивающийся текст (то ли метафорой развития самой болезни, то ли противоходом физической статике, привыкнуть к которой, кажется, труднее всего) оказывается минусом для самого автора, которая постоянно должна ставить перед собой важные, сокровенные цели, помогающие преодолеть инвалидность.
По неистовости желания и по увлечённости письмом, видно насколько важным делом явилась для Ясиной эта книжка, позволившая пережить определённый временной отрезок в сложном и благодатном труде.

Но теперь текст закончен, и надо жить дальше, следовательно, важно придумывать себе какие-то новые дела, позволяющие воспарить или, хотя бы, приподняться над реальностью своего существования, а хватит ли Ирины на ещё один такой текст непонятно.
Ведь одну книгу ("историю жизни" или "историю семьи") может написать любой, а для второго шага нужны уже сугубо литературные умения и доказательства.
Но, как рассказывается в "Истории болезни", автор её много чем занималась и занимается, поэтому, может быть, силы работать дальше не растворятся вместе с окончанием этого произведения.
Хотя, скорее всего, я рассуждаю сейчас как сугубо литературный человек, которому страшно остановиться в своей писанине, а Ясина устроена иначе.
Время от времени, я вижу её коляску в театре или в концертных залах.
Каждый раз, виду и думаю - это ж какое мужество надо иметь, чтобы вести такую активную публичную светскую жизнь; делать вид, что всё идёт так, как должно идти.
Понятно же, что на пустом месте ничего не родится и не возникает, всё требует усилий, ежеминутного строительства и внутреннего строя.
И чем чаще ты задумываешься об этом, тем строже относишься к собственному существованию.
Такой итог возможен только от нехудожественного письма.


Locations of visitors to this page


(Добавить комментарий)


[info]natalexsevna@lj
2011-05-02 12:07 (ссылка)
На меня этот текст тоже произвел глубокое впечатление. И я тоже возрадовалась, узнав о знакомстве героини с Гальего. Считаю, что "Белое на черном" должно войти в школьную программу по лит-ре. В этом году провела конференцию среди учителей Москвы о том, как преподавать этот роман. Собираюсь об этом статью написать. В четверг учителям обязательно зачитаю кусочек из книги Ясиной о Гальего.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-05-02 13:01 (ссылка)
Это было бы правильно - учить детей выживанию

(Ответить) (Уровень выше)


[info]v_i_n@lj
2011-05-02 12:15 (ссылка)
Да, Ирина - человек невероятного мужества.
Язык не поворачивается сказать ей то, что я сказала бы, будь она здорова...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-05-02 13:01 (ссылка)
хорошее или плохое?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-05-02 14:46 (ссылка)
Не могу назвать это ни хорошим, ни плохим...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-05-02 15:06 (ссылка)
ну тогда проехали)
с праздником, ИН!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-05-02 15:29 (ссылка)
СПАСИБО, Дима! :)
Я, что-то, ударилась в воспоминания и обрела в эти дни очень хорошее настроение, чего и вам желаю! И всем вашим - всего хорошего!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-05-02 16:32 (ссылка)
взаимно)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-05-02 16:45 (ссылка)
Ага.
Пикча ваша ужасно мне нравится... :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-05-02 16:47 (ссылка)
http://bashnia.sannata.ru/ill/0015/index.shtml

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-05-02 17:10 (ссылка)
Это - мои любимые иллюстрации, спасибо за чудесную ссылку, но, повторю: мне очень нравится ваш Карлссон, он очень милый; думаою, что он вам к лицу. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-05-02 17:11 (ссылка)
А это ж я и есть: Карлсон сегодня)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-05-02 18:30 (ссылка)
Хорошо придумали! :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-05-02 18:41 (ссылка)
это не придумка, это жЫзнь

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-05-02 19:12 (ссылка)
Тем более! :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]il_canone@lj
2011-05-02 15:09 (ссылка)
Да, да и еще раз - да. И про обжигающий ужасом текст, когда кажется, что это предел страданий, а за углом - новая трагедия, и про non-fiction, что воздействует минуя посредников. От себя добавлю - есть послепрочтения ощущение катарсиса: понимаешь, насколько прекрасна жизнь, и своя собственная в частности. Спасибо Ясиной за книжку, я уже написала ей в личку об этом сама. Что пожелать ей - право, и не знаю.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-05-02 15:24 (ссылка)
Я тоже хотел написать ей в личку, но передумал. Написал у себя)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]avallon_apple@lj
2011-05-02 16:28 (ссылка)
с точки зрения владения своей болезнью - да, это пример. но, поскольку я за справедливость, то меня подмывает добавить, что достоинство в тяжкой ситуации легче дается при таких исходных данных. мы (я) просто не знаем образцов, может, куда бы сильнее впечатляющих, но не освещаемых медиа. однако перед болезнью все равны. мне ли этого не знать. тем не менее присоединюсь к уже упомянутому выше: будь она здорова, то мне было бы что добавить и за что спросить.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-05-02 16:31 (ссылка)
твоя правда
в своей записи я попытался это дать понять но не стал говорить напрямую

(Ответить) (Уровень выше)


[info]v_i_n@lj
2011-05-03 02:59 (ссылка)
Я написала свой комментарий по впечалениям от "встреч" с тезкой у общих друзей по ЖЖ.
Теперь я прочитала "Историю..." и просто пришла в ужас. У неё очень кроткий вид, но это Пасионария в худшем смысле этого слова...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-05-03 07:34 (ссылка)
еще бы понять что вы имеете ввиду

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-05-03 07:45 (ссылка)
Дима, мне страшно от того, что я имею ввиду...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2011-05-03 07:49 (ссылка)
хорошо, ладно, тогда не будем)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-05-03 07:57 (ссылка)
Когда-нибудь; сейчас, как ни смешно, я просто в шоке...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]avallon_apple@lj
2011-05-03 10:25 (ссылка)
я не прочитала, а просмотрела - и тоже приужахнулась, как и много раз раньше. стараюсь гнать от себя такие эмоции, поэтому решила, что больше не буду даже интересоваться. хотя к больному я всегда с полным сочувствием. но тут есть и другой, как бы сказать, аспект личности(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]v_i_n@lj
2011-05-03 10:29 (ссылка)
Думаю, что я Вас вполне понимаю. Но знать, а не догадываться, по-моему, очень важно.

(Ответить) (Уровень выше)