Осторожно, внутрь открывается. Парки Барселоны
Что такое парк, помимо того, что он - экологическая и биологическая отдушина, повышающей стоимость припаркованного жилья?
Что такое парк с точки зрения градостроительной привлекательности для стороннего человека, странника или туриста?
Создание события на пустом, практически, месте; возможность выхода вовне или же, напротив, входа, нуждающегося в минимальной архитектурной коррекции, а так - состоящего из одного лишь усердия и «усидчивости». Общей дее- и трудоспособности.
Пространство, где за деревьями не видно леса жилые или общественные кварталы.
Нарушение регулярности, создающее пунктум, запинаться о который особенно приятно.
Дело даже не в самой возможности отдохнуть.
И даже не в неограниченном влиянии биодизайна на подсознанку (а воздух, сам воздух, соединяющийся здесь в жгуты «парфюмированных композиций»)…
…мне важно само это перераспределение городской тяжести, разгружающей отёки промышленной геометрии с помощью рядов кустов, фонтанов шутих и теней, создающих собственную углублённую в поверхности реальность.
Мне важна эта ненавязчивость культурного присутствия с художественным, в том числе, выхлопом. Без малейшей надсады.
Легко и непринуждённо, двумя-тремя точёными штрихами.
Для запуска музея нужны коллекции и дополнительные вливания; парк, становящийся ещё одной линией достопримечательностей, однажды запускается на орбиту собственного развития волевым усилием городского планового хозяйства, разыгрывая карту местности в ином темпоритме: отныне он позволяет спотыкаться восприятию раза в два чаще.
Сменой «поэтического размера» парк (сад, сквер) автоматически включает актуализацию высказывания, выстраивая отношения с пространством с какого-то дополнительного, ещё одного, ракурса.
Барселона важна, конечно, улицами и музеями, шедеврами модерна и проспектами, постоянно копящими энергетические запасы, однако, кажется, главными тайниками прелести и укрепления иммунитета мне в этот раз показались парки.
Зелёные озёра главных барселонских достопримечательностей, глядящих в открытые окна, выходящих, в конечном счёте, в открытый космос набережных и пляжей.
Постоянно ловил себя на том, что сюда, под сень стремлюсь сильнее, чем в музеи или творения Гауди.
При том, что особого удовольствия на вытоптанных туристами тропах в Парке Гуэль или же в Сиютаделе не испытывал.
Хотя и там мне было хорошо (мне везде хорошо).
В Парке Орта, где лабиринт-кинозвезда из "Парфюмера", мы побывали ещё в прошлый свой заезд (как и в парках дворца Педралбес, весьма похожего по духу и букве на Орта), теперь же моими главными героями стали парки Побленоу.
Во-первых, Центральный его парк, сконструированный Нувелем на вырост (и решённый в виде портала, выводящего человека за скобки привычного пространства), а так же, во-вторых, Парк Диагональ де ла Мар с лабиринтами гнутых трубок, распределяющих невидимую воду….
(эти гнутые-выгнутые металлические, сами разбрасывающие себя, коленца, создающие мнимый хаос, между прочим, важнейший скульптурный лейтмотив города, отсылающий то ли к волнам морским, то ли к жирным контурам Миро. А, может быть, к проволочным взрывам у спортивного комплекса Палау Сант Джорджи, построенного Арата Исодзаки рядом с Олимпийским стадионом)
О парках Монжуика, террасы и каскады которых выглядят как мой персональный рай, вообще-то следует говорить особо (Сады Коста и Льобера, Сад Хасинта Вердагера, Ботанический Сад-Институт, специализирующийся на флоре пяти климатических зон мира, приближенных к условиям Средиземноморья, Парк Фундасио и пространства, окружающие древнегреческий амфитеатр).
Как и о двух парках, живущих по другую сторону Площади Испании. Первый украшает мозаичная скульптура, исполненная по эскизам Миро (там же расположена и библиотека его имени, не путать с Фондом), второй, что чуть дальше, Индустриальный Парк у Центрального вокзала с фигурами затейливых конфигураций, отсылающих к мобилям Калдера (ещё один важный жанр средиземноморской [впрочем, не только] скульптуры).
Как и о локальных зелёных территориях (все они имеют названия, неповторимый рисунок, набор тщательных артефактов) с тоннелями и переходами, мостками и обязательной водой в запрудах и в фонтанах, отделяющих город от цепочки пляжей, смягчающих действие напряжённых автомобильных трасс, хотя и полуспрятанных перед Олимпиадой под землю, но, тем не менее, нуждающихся в нейтрализации (компенсации, реабилитации).
Рядом с домом, в котором я жил, раскинулся небольшой Парк Прав Человека, с главами Декларации, выбитыми на внутренней стороне металлических пеньков, похожих на пепельницы в стиле хай-тек.
Барселонские парки вырастают из модернистских принципов организации публичных пространств, хотя и противоречат минимализму их крупных планов с залитыми асфальтом и бетоном территориями (давящими в безлюдье своей белой пустой), внутри которых, как в лунки, высаживают отдельные пальмы, платаны или миндаль.
Ещё до недавнего времени парки создавались, согласно традиции, подобно книгам, которые следовало читать, теперь же, как кажется, их создают точно инсталляции, смешивая разные носители и жанры.
В одном таком парке со скульптурами, вписанными в ландшафт на кромке «Испанской деревни» мы были четыре года назад, в другой – де ла Креута дель Соль с искусственным водоёмом внутри старинного карьера и скульптурой Чиллады, посвящённой Нарциссу (около 50 тонн, как-никак) и подвешенной на тросах прямо над бассейном, я съездил в один из последних своих барселонских дней.
Потом, как-нибудь выложу фотографии этого неспокойного ландшафта, по которому я лазил пару часов, забравшись по горным тропкам среди колючих цветочных кустов, куда-то на самую ветреную верхотуру, откуда, вдруг, распахнулся замечательный вид на складки барселонского севера.
Парков, зелёных площадок, рощ, окультуренных промежутков и облагороженных дворов здесь так много, что кажется граница между живой и неживой природой размыта – совсем как в актуальной архитектуре, всё чаще и чаще работающей с бионикой, метаболическими и «умными» зданиями нестандартной конфигурации.
Центробежные, они разбегаются по жилым углам, перефразируя Жданова, «удачный фоторобот града на верхах…»
Там, где нам кажется, что карту разъедает экзема, в реальности всё оказывается ровно наоборот: урегулированный Серда геометрический негатив, наконец, превращается в поле/в поля позитива.


Некоторые парки на официальном сайте министерства туризма: http://www.barcelonaturisme.com/Parks/_3Ngb8YjSpL1WFZzr8h4hs-E6-YYPsAMjObhiT7afsBI