Новый Вавилон -- Day [entries|friends|calendar]
Paslen/Proust

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ calendar | livejournal calendar ]

Горби [02 Mar 2006|07:25pm]
Конечно, у меня всегда было двойственное отношение к Горбачеву. Его определяла фраза кого-то из лагерников в адрес Хрущева. Бывший арестант выразился в том духе, что несмотря на всю кукурузу, мы должны быть благодарны Хрущеву хотя бы за то, что он выпустил всех из лагерей. Освободил. Горбачев - наш хрущев-освободитель. Очевидно, что преобразования страны были "запланированы" самим ходом истории, состояние производственных сил и производственных отношений создавали ситуацию, в которой автономное существование огромного материка было невозможным. Горбачев был призван историей, явился ее заложником, выразителем внутренней логики. И он смог. Потому что после смерти АндроповаЧерненко были планы сохранения социалистического статус кво, дальнейшей консервации ситуации. При нарастании, абсурда и сопротивления. Но - сохранили бы. Горбачев выступил в роли Пандоры,открывшей черный ящик.Обо всех последствиях своих деяний он не подозревал, не думал даже. Просто проковырял дырочку, а оттуда понеслось. Понеслось и смыло. В том числе и его самого. Возможно (скорее всего) процесс пошел не так, как он планировал. Но ведь пошел же. И тут возникает вопрос о роли личности в истории. На месте Горбачева мог бы оказаться совершенно иной, более осмысленный человек. Дырочку бы проковыряли рано или поздно. Но проковырял-то именно он. Значит, это та самая личность, которую можно оценивать. Оцениваем. Любим, наверное. За это.

И еще. Мне никогда не нравился Ельцын. Я даже не ходил за него голосовать - так как понятно же, что подстава. А вот Горбачев... Беспредела тогда не было. А стыд был. Романтик и, можно сказать, поет от политики, он делал много неправильного, но был при этом достаточно человечным. Человеческим. Не медийным персонажем, не пьяным роботом, но вполе реальной допостмодернистской личностью. Это особенно хорошо видно по отношению Горбачева к культуре и искусству. Не случайно, что перестройка начиналась именно с гласности, с преобразований в духовной сфере, с "Огонька" и "Московских новостей". С "Фонда культуры", наконец. И культурный ренессанс 80-х и 90-х возрос именно на этой высвобожденной энергии. Как на дрожжах ведь поднялся.

Я видел Горбачева вживую один раз. В театре "Современник" на "Большевиках". Приехал очередной раз в Мск, знакомые достали билет. Я, разумеется, опоздал и не мог понять, почему меня отовсюду гонят. Наконец, прикорнул на балконе, от края которого меня отгонял дюжий охранник. Потом начался антракт и я увидел почему - рядом, в трех, что ли, метрах от меня, крупным планом (в памяти так и отложилось) возникли Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна. А в конце спектакля, по ходу действия начинают петь Интернационал. И тут зал встал и запел интернационал в полном составе. Не знаю, на каждом спектакле "Современника" возникало такое стихийное, неорганизованное вставание или только на этом. Но... Я ведь тоже встал и запел. Можно сказать, в едином порыве.И сильные патриотические чувства охватили меня холодным пламенем, я испытал нечто вроде того, что Николай Ростов испытал при виде Императора, швыряющего в толпу бисквиты. Помню эти ощущения до сих пор.

"Свобода - когда забываешь отчество у тирана", правильно написал Бродский. Горби - не тиран. Его отчество помнить можно. Как и отчество нашей "принцессы Дианы", которой так трогательно оказалась Раиса Максимовна.
63 comments|post comment

"Запасный выход" в Израиле [02 Mar 2006|10:01pm]
Всем, всем, всем.
Спешите видеть и участвовать

117,07 КБ
post comment

Пространство культуры [02 Mar 2006|10:08pm]
[ mood | "Водитель для веры" ]
[ music | В роли врача-гинеколога - челябинский актер Саша Мезинцев ]

В догонку рассуждениям о "культурности" Горбачева - слова из интервью Даниила Дондурея, умного дядьки, которого всегда с удовольствием. Он как раз и говорит о двух путях спасения-сохранения современной культуры, один из которых (видимо, главный) - "президентский":

-- Да, чтобы сделать что-то конкретное -- к примеру, провести газ в квартиру одной женщине в Ставропольском крае, -- нужно в нашей феодальной стране в прямом эфире пожаловаться президенту. И через неделю все сделают. Хотя это и дикость. У меня нет ответа на вопрос: почему первое лицо много лет ничего не говорит о культуре, об идеологии, о морали. Я уверен, он понимает, как это важно. Знает, что пропагандируемые нашей массовой культурой чувство страха, терпимость к насилию, недоверие к государственным институтам очень дорого обходятся России.


Важность горбачевской культурности была в том, что по своему мировоззрению, он был человеком традиционного мироощущения, практически шестидесятником, человеком трепетно относящимся (на бытовом уровне) к общепринятым институциям. Главное "не навреди" эпохи гласности и перестройки было в отсутствии запретов. Ведь если объявлена "свобода", то расцветают сто цветов, в том числе не только "эрмитаж", но и эстетические маргиналы. Андерграунд подтягивается и занимает свою нишу. Но основу фундамента выполняет традиционная культура.

Потом случается безвременье, когда все пласты плывут и смешиваются, выживает сильнейший, то есть, коммерчески восстребованный продукт. Вероятно, Ельцын не менее "традиционен" и "классичен" в своих культурных запросах, чем Горбачев, однако, именно в это эпоху государство перестает "интересоваться" культурными процессами. Первый и самый сильный знак этого времени - отсутствии объединительной идеи, государственной идеи, которая порождает ситуацию отсутствия новых смыслов. Ведь коммерческая культура их не создаёт, напротив, тратит. Размывая фундамент дальше. Ельцын создает ситуацию, в котором культура перестает функционировать так, как раньше. Но природа не терпит пустоты. Так возникает колоссальная подмена, осуществляющаяся и развивающаяся и сейчас. Когда, по словам Дондурея, культуру подменяет гламур. Гламур - это статика и отвлечённость, это попытка подморозить существующую расстановку мертвенных акцентов. Плюс, конечно, власть. Путин - первый постмодернистский наш президент. Ничего личного, ничего лишнего. Всё только по делу. Культура оказывается вне интересов власти, ведь она нечто необходимое, коренное, незаменимое. Тогда как постмодерн базируется на вещах, которые первородной, первостепенной значимости не имеют. Коренное свойство симулякра - попытка выдать третьестепенные моменты за то, без чего нельзя, "жевательную резинку" за "хлеб". Шоу-бизнес, политика, глянец, гламур.

Постмодернистская ситуация печальна ещё и тем, что отсутствие иерархии делает формообразующим принцип "назначающего жеста": отныне культурой считается то, что ты сам считаешь культурой. Не только "концертный зал",но и полёт пустого пластикового мешка как в "Красоте по-американски". Культура - в глазах смотрящего. Так и оказывается, что гламур тоже может выполнять функцию искусства, по сути, искусством практически никогда не являясь (в традиционной парадигме). Путин, безусловно, культурен. Но культура находится вне сферы его интересов. Что, вероятно, нормально. Но именно на этом фоне и начинаешь понимать и ценить культурность Горбачева. Это как с профессионализмом, ну, например, Мадонны. Ей особенно восхищаешься на фоне подделок, рядовых солдат шоу-бизнеса. То есть, ее профессионализм поначалу вспринимается как данность, на него просто не обращаешь внимания. А вот увидишь какой-нибудь "Премьер-министр", какого-нибудь "Филиппа Киркорова" и зачмокаешь: мда, Мадонна - действительно профессионализм высочайшего уровня. Где Пугачева и где Мадонна...
32 comments|post comment

navigation
[ viewing | March 2nd, 2006 ]
[ go | previous day|next day ]