Новый Вавилон -- Day [entries|friends|calendar]
Paslen/Proust

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ calendar | livejournal calendar ]

Открытие фестиваля РНО. Чайковский. Пятая. Шестая [08 Sep 2009|12:46am]
[ music | [Клиника] ]

Первые такты медленно расползающегося исполнения похожи на нервно паралитический газ, каким его изображают в фильмах или репортажах: кто-то кидает шашку и дымовучка заполоняет собой ойкумену до краёв.
Зорин или зоман вступают во взаимодействие с акустикой Большого театра, чья глухота накладывается на хищный рёв кондиционеров, из-за чего музыка звучит будто бы на документальной, процарапанной, плёнке.
Оркестровую яму закрыли, расставив РНО на сцене, из-за чего музыкальные испарения, перемешанные с дыханием кондиционера, тут же уносятся под колосники, из-за чего самыми сильными фрагментами исполнения оказываются самые громкие куски - тем более, что Плетнёв, чётко [намеренно и демонстративно] держащий оркестр в узде и сдержанности в самые патетические моменты как бы забывал о том, что он не здесь, врубая полную громкость, отпуская души инструментов и исполнителей на покаяние.

Звук, подобно гигантскому младенцу, ещё долго возился в люльке зала, бабакал и тыкал, пока не устаканился, совпав в очертаниями - и сцены и зала, из-за чего коробка превратилась в шкатулку.
Пятая и Шестая симфонии Чайковского сложились в диптих, связанный единой темой нарастания симптома.
Видимо, не случайно Пятая идёт на фоне белой заставки с логотипом оркестра, ну, а после антракта прожектора добавили багряного, которое будто бы сгущалось вместе со сгущениями и вихрями Шестой.
Оттого и зарин-зоман, проникающий в комнату, где на смятых, холерных простынях мечется больной, потный Чайковский.
Он больше уже не встанет, однако, в дыму и в бреду ему кажется, ему начинает казаться, что выздоровление возможно и перемена участи не за горами. Не за долами, где по долинам и по взгорьям язычками холодного осеннего пламени мечется чаемая русскость.
Иногда Чайковский приподнимается на локтях и даже встаёт, подходит к окну, за которым солнце, но потом его вновь начинает колотить озноб...
А над оркестром всё летала и летала летала маленькая телекамера, словно бы это линза, в которой, время от времени, фокусируется жар и жир. Собственно, этим сбором Плетнев и занимается, управляясь оркестром демонстративно скупыми движениями, растирижированными на афишах и плакатах.

Нарастание симптома )

4 comments|post comment

Без страха и упрёка [08 Sep 2009|02:10am]
[ music | Osvaldo Golijov "Ainadamar" ]

В Большой театр, на открытие Большого фестиваля РНО, где давка и аншлаг, и предвкушение события, и все знакомые меломаны и критики, как один, я прибежал из Старопименовского, да-да, Сережа, с радио "Свобода", которое теперь располагается не по левую руку от Тверской тогда, когда деревья были большими, но по правую. Вместе с Виктором Ерофеевым, Анатолием Королёвым и спасательницей онкобольных Ольгой Пинскер мы обсуждали тему "Самые важные Слова".
Сначала - самые важные для себя, то есть, для конкретного квартета участников, затем важные для разных субкультур (Королёв вспомнил феню, а я албацкий), затем, разумеется, слова важные для всех россиян.
Моя гипотеза, с которой я пришёл на передачу, заключалась в том, что слова маркируют сущностную нехватку. Чем большей ощущается эта самая нехватка - тем важнее кажется слово, её означающее. Именно поэтому главные русские слова, с моей точки зрения, заключены внутрь основных русских вопросов - кто виноват, что делать и ты меня уважаешь? Ну, Королёв ещё настаивал на значимости слова "Чёрный", Ольга - на важности слова "Держитесь" и "Спасите", а Виктор не мог не вспомнить о водке (у него про водку исследование есть) и мы с ним даже поспорили, так как я сказал, что, мол, для тех, кто водку не употребляет, она никаким метафизическим смыслом не обладает. Что, водка, понимаешь, что пиво. Сглупил, короче, в полемическом-то заострении.

Россия - Родина )

13 comments|post comment

Мой очередной текст в ЧасКоре [08 Sep 2009|11:36pm]
Этим круглым столом я решил открыть серию заочных круглых столов по самым разным культурным вопросам. Второй, через неделю, будет посвящён "случаю Мартынова" (который композитор).
вторник, 8 сентября 2009 года, 15.11

Дмитрий Бавильский  Случай Топорова

Заочный круглый стол прозаиков и критиков. Анкудинов. Беляков. Бойко. Галина. Елизаров. Курицын. Пуханов. Юзефович

Колонки Виктора Топорова вызывают бурю эмоций. Обвинения на него сыплются как из рога изобилия. Но правы ли его хулители? А те, кто дают скандалисту трибуну, — какой с них спрос?
Чтобы разобраться в спорном явлении, «Часкор» предложил критикам и писателям, известным независимостью суждений, высказаться по поводу творчества питерского зоила.
Подробнее


40 comments|post comment

navigation
[ viewing | September 8th, 2009 ]
[ go | previous day|next day ]