Дневник читателя. Ханс Гюнтер "По обе стороны утопии: контексты творчества А. Платонова" |
[24 Jul 2012|01:15am] |
Если произведения Платонова бесконечно слоисты и составлены из многочисленных, сопредельных контекстов, то есть ощущение, что перечислив хотя бы и некоторые отсылки, причём, не одномоментно, но в «диахронии», вытянувшись, можно получить хотя бы относительный (обеднённый, но, тем не менее) оттиск прообраза.
Так сияние далёкой, очень далёкой и очень большой звезды больше угадывается и вычисляется, нежели определяется рассмотрением в телескоп.
Книга Ханса Гюнтера состоит из двух десятков (если считать предисловие с объяснением писателю в любви) небольших главок – самодостаточных эссе, приставленных друг к дружке частоколом по принципу «клади рядом» и раскрывающих самые разные источники, питающие платоновскую прозу (больше всего, разумеется, говорится о «Чевенгуре», «Счастливой Москве», «Котловане» и поздних рассказах).
То, что эссе эти компактны для всеобъемлющего литературоведческого исследования выглядит приятной и правильной неожиданностью – у нас же любят развести наукообразие с многочисленными примерами; Гюнтер поступает несколько иначе – обозначив «вопрос» и бегло осмотрев контекстуальные окрестности, он делает несколько неторопливых выводов и переходит к очередной «составляющей», как бы логически вытекающей и продолжающей предыдущую.
Разнородные темы творчества Платонова снопами сплетаются вокруг четырёх частей – «Утопия и память» (амбивалентность жанра, который писатель выворачивает наизнанку, смешав его с противоположным); «Утопия в истории» (социальные контексты платоновских времён. Особенно интересной здесь оказывается главка, показывающая, что «Ювенильное море» - производственный роман наоборот, пародия на советские нарративные структуры); «Телесность», посвящённая более локальным мотивам (голод м сытость, сектанты и животные, инвалиды и блаженные, «нищие духом» и дети) и, наконец, темы вязкого и текучего «Апокалипсиса», наступление которого как бы логически вытекает из вектора развития советской власти.
( слюдяные конверты )
|
|
Улица Российская. Граница ВСЕГО |
[24 Jul 2012|09:27pm] |
 «Пространством и временем полный» на Яндекс.Фотках
Когда-то я тут, на перекрёстке проспекта Победы и Российской жил с видом на мост, за которым начинается то ли Сибирь, то ли (по разным данным) Европа. Эти железнодорожные пути ненавязчиво тянутся через весь город, время от времени возникая в ландшафте, но, в основном, ведут они себя крайне тихо. Крайне тихо, да.
( запущенный сад величин. Фотопрогулка )
|
|