"Камни Флоренции" Мэри Маккарти |
[23 Jul 2013|03:23am] |
Американская писательница (театральный критик, левачка) Мэри Маккарти написала свою книгу практически ровно через сто лет после выхода «Камней Венеции» Рёскина.
Она его, кстати, упоминает на последних страницах (уличает в неточности), так что пафос, в общем-то, понятен; тем более, если учесть, что дуплетом, в Она его, кстати, упоминает на последних страницах (уличает в неточности), так что пафос, в общем-то, понятен; тем более, если учесть, что дуплетом, в том же 1956-м вышла её книга «Наблюдая Венецию».
«Американец в Париже» вполне архетипический, достойный сюжет, близкий нашим палестинам ещё и оттого, что родная наша цивилизация точно так же вышедшая из пены итальянского Возрождения, пошла по какой-то своей траектории, где и заплутала, отбившись от рук.
Италия теперь манит нас как идеальный пра(о)образ, едва ли не как эйдическая колыбель, заманчиво шуршащая шелковыми складками.
Постоянно намекая на какие-то свои достижения, так и оставшиеся бытовать в предельно чистом, незамутнённом виде, тогда как наша собственная участь (как и участь американцев) довольствоваться суррогатами несуществующей древности, упираясь, в основном, в сталинский ампир.
Эссе Маккарти сделано, как обычно в таких случаях пишут, из «открытых источников», помноженных на адекватную любовь к итальянской истории и итальянской культуре.
Главное тут – правильный подбор источников и читая «Камни Флоренции» я постоянно ловил себя на том, как важно читать первотексты, а не метарефлекии, последующие за ними с громадным опозданием.
И даже если у тебя нет много времени, любой исторически проверенный документ способен дать гораздо больше витаминов чем гладкий и споро организованный в духе Вайля-и-Гениса пересказ того, с чем ты сам где-то уже сталкивался.
( семь глав об искусстве и характере )
|
|
Алхимия осени |
[23 Jul 2013|07:58pm] |
Москва не просыхает: дождь постоянно набегает небольшими мышиными отрядами, продвигается короткими перебежками, ломая хребет лету, уже неделю как в столице осень.
Точнее, так могла бы выглядеть осень в каком-нибудь ином месте, с другим климатом: например, возле моря, занавешивающего солнце и состоящего из повышенной подвешенной влажности. С другим ландшафтом и совсем уже другими людьми – более плавными и, что ли, отчётливыми – когда в воздухе подвисает расфокусированная влага, то люди, пробегающие мимо, выделяются на фоне фона собственными голограммами повышенной степени чёткости.
Солнечная активность в такой местности уже совершенно неважна: за неё же дышит уже сам ландшафт, вбирая полной грудью йод и соль. Скандинавский циклон, как и было сказано.
( со сломанным хребтом )
|
|