Основной проект 5-ое Московской биеннале. Манеж |
[20 Oct 2013|12:14am] |
Напомню. Основной проект Первой биеннале проходил в Музее Ленина; Второй – в Башне Федераций, Третьей – в Гараже, Четвёртой – на АртПлее (и в ЦУМе). Пятую биеннале принимает Главный Выставочный Зал Москвы и это задаёт ей определённый официальный статус: в каждой уважающей себя стране обязательно должно быть современное искусство, куда ж без него?!
Куратор выставки Катрин де Зегер проделала большую и красивую работу, избежав обычного для биеннальных блокбастеров столпотворения.
Для этого оказалось достаточным правильно разделить объекты на двух уровнях Манежа, нижний из которых она погрузила в темноту (очень неудобную для чтения сопроводительных этикеток), где сосредоточила подавляющее большинство видео, звук которого очень правильно убрала в наушники.
С точки зрения выставочной логистики (артефакты распределяются по омуту Манежа крайне рачительно, разрежено, каждый из них – на просвет) Основной проект сделан крайне занимательно – с рифмами и удвоениями, когда инсталляции и видеоролики комментируют и продолжают друг друга, а лейтмотивы, как в хорошо придуманной и аккуратно написанной книге, проходят сквозь всё экспозиционное пространство.
Всё это, впрочем, не может сделать главную биеннальную выставку обязательной: за десять лет своего существования самый масштабный смотр актуального искусства так и не приобрёл, ну, хоть какой-нибудь конструктивной идеи или же концептуального обоснования.
Зачем Москве такой художественный фестиваль? Что он представляет и кому нужен до сих пор непонятно. Биеннале представляет только саму себя (набор выставок в случайном сочетании), ничего не решая и не сообщая ни городу, ни миру. Нехай существует, умному достаточно. Так и живём. На том и стоим.
( из тени в свет перелетая )
|
|
Третьяковка на Крымском валу. "Между Востоком и Западом". Ретроспектива Н. Гончаровой |
[20 Oct 2013|05:31pm] |
Выставку Гончаровой совершенно не хочется осмысливать – она настолько прекрасна, что аналитическая машинка отключается напрочь, уступая место долгому, стойкому послевкусию, которое не рассеивается вот уже несколько дней.
Это чистый праздник чистого зрения – блистающий яркими цветами аттракцион неслыханной щедрости: впервые, кажется, после 1913-го года в России прошла ретроспектива художника, так похожего на всё, что творилось вокруг неё на рубеже веков и так сильно на всё это непохожего.
Делая по выставке круг за кругом, поймал себя на том, что очень не хочется уходить; вот и начинаешь придумывать разные поводы, чтобы зайти на ещё один просмотр.
Оно того, действительно, стоит: Третьяковка показала, во-первых, десятки (если не сотни) неизвестных работ Гончаровой, переданных в Галерею по завещанию наследников, во-вторых, привезла в Москву массу картин из провинциальных и французских музеев (что логично для человека, самые интенсивные свои творческие годы проведшего во Франции. Соединив, таким образом, в единстве два самых эффектных гончаровских цикла – «Жатву» и «Испанок».
( каждая комната имеет свой климат )
|
|