"Саломея" Р. Штрауса - О. Уайльда. ГАСО им. Светланова, Владимир Юровский. КЗЧ |
[13 Apr 2014|01:51am] |
Сегодня одновременно шло два концерта на одну «целевую аудиторию»: пока в КЗЧ давали «Саломею», в БЗК выступал Йонас Кауфман с шубертовским циклом «Зимний путь». Меломаны разделились и Рихарда Штрауса слушали прицельно – те, кто хотел слушать именно Рихарда Штрауса. Давно я не видел такого внимательного, внимающего зала.
Говорю это со всей ответственностью, так как был посажен в директорскую ложу, откуда открывается панорамный вид на партер, амфитеатр и даже галёрку. Этот странный, немного родченковский ракурс позволяет особенно отчётливо видеть округлость авансцены, на форму которой обычно не обращаешь внимания, а так же слушать «концертное исполнение» как внутри специальной акустической камеры.
Она и резонирует как-то по особому и, скрывая тебя от других, позволяет слушать исполнителей в немного ином, чем обычно, режиме.
Слева от меня сидел главред одной музыкальной газеты, который старательно изображал, что слушает невнимательно («как эти покрывала мне постылы») и, видимо, «по долгу службы», зато справа, через кресло сидел седоватый мужчина в строгом костюме, ни один мускул на лице которого не дрогнул на протяжении всего сценического действия.
Однако, я видел, что вкушая Штрауса он сжал кулаки и не разжимал их до самого финала. И от напряжённого слушанья его кулаки побелели.
( устрицы во льду )
|
|
Бетховен, Берлиоз, Люксембургский филармонический, Байба Скриде, Василий Синайский, КЗЧ |
[13 Apr 2014|04:28am] |
Инструментальные концерты кажутся мне максимально физиологичными. По крайней мере, из всех жанров музыкальных выступлений, именно солирующие исполнители близки к «спорту высоких достижений», причём не столько по ауре, сколько по крови и поту, проступающим сквозь отточенные, единственно верные, пассажи.
На таких концертах неоднократно ловил себя на переживаниях, более приемлемых соревнованиям по фигурному катанию; когда сжимаешь кулаки за правильно откатанные элементы «обязательной программы».
Почему-то на выступлениях вокалистов не так «страшно» за возможные погрешности, кажется, инструменталистам сложнее «спрятаться»: они же на авансцене стоят совсем как голые, даже если и сидят, как пианисты.
Впрочем, пианисты, на мой взгляд, находятся в привилегированном положении: концертные рояли (да даже и клавесины) защищают лучше любой брони, давая музыканту разбег на достраивание собственного образа, оттого у нас к пианистам относятся как к писателям.
Точнее, как к поэтам, рассуждающим на заданные темы в режиме «лирического дневника»: именно поэтому, например, Николай Луганский ассоциируется у меня с «тихими лириками».
На следующем московском концерте Люксембургского филармонического концерта, солирующего пианиста Луганского сменила Байба Скриде, скрипачка из Риги, игравшая бетховенский Концерт для скрипки с оркестром и выбор солистов оказался что ни на есть лучшей характеристикой самого гастролирующего коллектива, выбирающего фронтменов по своим способностям.
( и конь, и трепетная лань )
|
|
Соотношение цены и качества жизни. Одна мыслительная цепочка |
[13 Apr 2014|10:59pm] |
Олимпиада не могла проиграть: слишком много сил и средств в неё было вложено. Когда зрители, даже искушенные, удивлялись великолепию и эффектности церемоний открытия и закрытия, никто не задумывался какой ценой они были созданы.
Мысль о деньгах не может исчезнуть, когда виден размах, но особенно очевидной она становится после того, как публикуют списочный состав авторов этих самых церемоний – лучших в мире и максимально опытных мировых агентств, занимавшихся самыми яркими церемониями в мире, а так же фамилии постановщиков самых роскошных бродвейских мюзиклов. Плюс "цирк дю Солей".
Профессионалы на то и профессионалы, чтобы, обладая практически неограниченным бюджетом (то, что бюджет неограниченный, никто же не спорит, да?), выдать то, что от них ждут.
Профессионалы высочайшего качества не умеют лажать. Разумеется, они выдадут продукт «по полной программе», ключевым тут оказывается вопрос цены: гонораров и «накладных расходов», которые вкладываются в «победу».
Я ещё помню, как советское искусствознание клеймило «аристократии, истощавшую казну» на строительство дворцов и «загородные увеселения».
С тех пор многое поменялось: при фараонах, строивших пирамиды, или феодалах, роскошествующих в Версале, мухи были отдельно, а котлеты отдельно: черни, как не кинь, ничего не принадлежало, поэтому аристократия истощала свои собственные запасы, конечно, возобновляемые все новыми и новыми поборами, но, тем не менее, государственные деньги там всегда были отчуждены от "основного" населения.
Другое дело когда мы все являемся налогоплательщиками и эффектные кунштюки оплачиваются из нашего кармана. Причём буквально: оказывается, что в стране параллельно расходуется сразу несколько бюджетов –« официальный», «оффшорный» и «олимпийский».
Под последним я имею ввиду, в первую очередь, «загородные увеселения», в которых налогоплательщики участвуют лишь опосредовано, наблюдая со стороны (то есть, по телевизору), из-за верхушек деревьев, отдалённые праздничные фейерверки.
( выше, дальше, быстрее )
|
|