Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2003-01-07 15:04:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Одиннадцатая симфония Шостаковича (1957)
Одиннадцатая, имени 1905го года, там, где полно цитат из революционных пэсэн напихано. Они же хотели получить кино, иллюстрирующее, то как было (точнее, не было, их мифологию), реализм и есть превращение музыки в иллюстрацию, в понятный рассказ, с возможным последующим пересказом.

Адажио "Дворцовая площадь". Кадр № 1: Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Хмурое утро, туманное, седое. Кадр № 2: сталь рожка, ослепительно играет на солнце. Кадр №3: тучи сгущаются, контрастируя просветами в небе, оконцами в голубую лазурь. Голая иллюстративность: есть такая акварель - подтёки на небе рифмуются с кровавыми разливами на брусчстке (не помню чья работа, но в учебниках воспроизводили часто и с любовью).

Очень, между прочим, похоже на тему нашествия из прокофьевской сюиты про "Александра Невского": низкое небо над головой, даже не чёрно-белое, но серое, выцветшее как полустаявший снег, понятно олицетворяющий предреволюционную Россию. Оно крутит, выкручивает в воздухе невидимые коридоры.

Первая цитата возникает на шестой минуте (в Седьмой на шестой возникает тема нашествия), но для нас это уже не реалии ревбыта, но, скорее, стилизации из пряничного кино. Цитата доносится словно бы ветром, растворяется словно бы в ветре; низкое, давящее небо опускается ещё на полголовы, как чёрная дыра всасывает в себя остатки света. Возникает вторая цитата, разлагающаяся на лучи, дробь и скрежет. Только сейчас симфонический оркестр разворачивается в почти что полную свою мощь - даже не мощь, но глубину звучания. Эти плавные закругления, олицетворяющие хмурь, напоминают воздушные следы, оставшиеся от американских горок - такие же вертибутылкины, внутри пустые меха, бизе, съеденное на половину.

А это и есть такой аттракцион: русские горки: цитаты из песен выполняют роль страшилок и чудачеств, запрятанных в тёмных комнатах смеха и тоннелях. Ты сидишь возле чайника, в котором пузато отражается твой страдающий лоб, у тебя болит голова, вечное похмелье, экзистенциальная изжога, напоминающая зубную боль, а тут ещё и эти пэсни - то ли соседи с перепою, то ли на улице праздник... Между тем, все эти революционные цитаты переданы дребезжащим, зудящим духовым. То есть, Шостакович то описывал/создавал портрет борьбы за лучшую долю, а вышла зубная боль - не было бы счастья, да несчастье помогло, купи козу и всё в этом духе: чистая экзистенция, невыносимая, непереносимая, оказалась заслонена социальными химерами, оказалась подменена борьбой с внешним.
Так в жизни появляется сюжет, смысл, цель. Хоть какие-то сюжеты, смыслы, цель.

Впрочем, я и не исключаю, что чудовищная социальная извращённость Шостаковича изначально трактовала этот свой опус именно так. С него, тонкогубого да сокровенного, станется. Между тем, звучание набирает мощь, разворачивает щупальца, изо всех сил демонстрирует правильность, незаметно переходя в allegro "9 января" (вторая часть).

Шва между частями не слышно, поэтому 15.53 + 19.54 превращаются в длительный, изматывающий марафон - вся эта "власть советам" давит сильнее и сильнее, от него не скрыться в своей квартире, не запить самогоном, прорывается даже во сне лихим осадком на скулах: полчаса монотонности и однообразия ритмов (вне обычных шостаковских сдвигов, утолщений и затуханий), совершенно ему не свойственных. Понятно: морок и наваждение, в которые не врубаешься, которые пережидаешь. Ага, вот уже и стрелять начали. Пули засвистели (портрет пространства с точки зрения летящей пули), царские, типа. Отрыгивающиеся 37мым (то есть, Пятой). Но всё давится тупой трескатнёй большевистского напора - пришёл и порушил всё, что было, все традиционные гармонии. Не дадим превратить абстракный гуманизм в торжество выхолощенной иллюстрации, никакого Голливуда, раскадровок и понятности, буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: финальные минуты переменной облачности, окончательно падающей на землю, и застилающей землю как стол скатертью, исполнены сказачного звучания, как если бы мы попадаем в тридевятое царство.

И точно. Третья часть (реквием), начинающаяся с "Вы жертвою пали" (?) есть вхождение в царство мёртвых. И вот здесь все эти ревмотивы, широкие, скрипично-открытые, разливаются, ничем не сдерживаемые, мелькая (на седьмой минуте)то вдруг "Лебединым озером", то каким-нибудь Муроргским. Истошный набат зовёт наверх, надо, надо просыпаться, раздолье превращается в рваный спотыкач: большевизм, тупой и беспощадный, не даёт тебе схорониться (!) даже здесь, требует воскрешения покойников и потомков, всех-всех скелетообразных.

Они и достают тебя в начале четвётой части (аллегрот нон троппо), не всхлипом, но взрывом: погнали наши городских, понеслась душа в рай. задрав штаны и за комсомолом. Четвёртая часть задаёт бешенный ритм, который не сбавляет темпа, оркестрованный постоянными ударными, литаврами, трубами, выбивает из тебя последние остатки индивидуальности, словно ты проходишь конвеер переработки тебя в не-тебя. Звучит как апофеоз и победа, но мы-то знаем, что этот остров необитаем.

Именно поэтому в финале, вдруг, звучание сбрасывает обороты и снова остаётся пустотой, маревом, пустыней, в которой только-только, снова-снова должна зародиться новая жизнь.

Читаю биографию Шостаковича излишне дотошного, социально невменяемого, искаверканного, искорёженного до не дай Бог. Социально извращённого А давление было столь мощным, желание переделаться, встать вровень с веком, столь мощное, что и музыка, вот-вот, почти не сломалась, не предала создателя, ан нет, сердцу не прикажешь, любовь не бросишь в грязный снег апрельский, талант не пропьёшь. А гений, с ним что?!
Сам Шостакович сокрушался, говорил, что слишком много их, симфоний, наклепал, хорошо бы де, половину, убрать. То есть, всё, что после Девятой? В том смысле, что нельзя нормальному (гениальному) композитору больше Девяти писать?

[В своё время написал текст на смерть Шнитке, который назывался "Чисто музыкальное убийство", о том, как Геннадий Рождественский заставлял Шнитке писать Девятую после двух инсультов, что (после Бетховена, Малера, Брукнера etc etc) действительно смерти подобно. Вот Шнитке написал, недописал, и - умер. Хороший был текст. В газете "Челябинский рабочий".]

Шостакович-то имел ввиду то, что много писал на потребу власти, ваял иллюстрации к "Краткому курсу". Но музыка-то всё равно великая. Намерения перерастающая. Поэтому крутить-вертеть её можно как угодно (и в этом - одно из проявлений величия). И грех этим не воспользоваться.

Вот я и пользуюсь.


(Добавить комментарий)


[info]anyalev@lj
2003-01-07 10:09 (ссылка)
А у Вас нет статьи о Шнитке в элекртонном варианте? Я бы очень хотела прочесть, если можно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]paslen@lj
2003-01-07 14:14 (ссылка)
Ох, нету, это было в другой жизни.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]xfqybr@lj
2003-01-08 01:38 (ссылка)
1.Странно, что вы не видите шва между частями - есть там пустая секунда или нет, но он довольно-таки заметен, как мне кажется. Ведь та драма, которыую мы слышим и видим во второй части, как раз и развертывается на том фоне, который нам во всех подробностях показывают в первой и который вы вполне образно описываете.

2.Жаль, что у вас не сохранилось текста про Шнитке, а нельзя ли об этом чуть подробнее? Я его симфоний после 4-й, увы, не слышал вообще. Неужели Рождественский действительно ЗАСТАВЛЯЛ его писать Девятую? Расскажите об этом, что знаете!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]paslen@lj
2003-01-08 21:24 (ссылка)
Да, это много муссировалось в печати. О том, что Шнитке уже не мог писать, партитура была клачками и многое было непонятно. Рождественский ее расшифровывал, постоянно донимал Шнитке своими расшифровками, требовал прояснить особенно непонятные куски и дописать недостающее. За давностию события я уже ничего конкретно не помню, но ощущение осталось именно такое. Текст про Шнитке остался в челябинском компе, знал бы - нашёл бы. А пока... его можно найти в подшивке "ЧР" (в том числе и электронной), я им сороковины отмечал. Только дату уже не помню.

Мгновенная пауза почти не считается - в опусах, постоянно пульсирующих взрывами и затуханими, таких мгновений можно насчитать очень много. Вот сегодня слушал 12ю, она тоже декларируется, как единая, монолитная, тем не менее, швы заметны.

Илья, это же мгновенный отклик, мгновенное впечатление. Значит, так послышалось. Может, запись такая и тд... Смущен, ПРАВО.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xfqybr@lj
2003-01-09 01:57 (ссылка)
Так я не придираюсь - просто говорю, что граница между частями для меня вполне заметна. А где искать электронную подшивку ЧР? И исполнялась ли эта девятая, слышали ли вы ее?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]paslen@lj
2003-01-09 02:09 (ссылка)
Она исполнялась, была премьера, после которой очень много спорили, кому побольше она принадлежит, Шнитке или Рождественскому. Критики нашли, что она очень напоминает Первую, которую дирижировал всё тот же Рождественский. Были какие-то рецензии... Я уже только не помню, они успели при жизни Шнитке или нет.

Подшивка ЧР есть на сайте chelpress.ru

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Эх, послушать бы!!!
[info]xfqybr@lj
2003-01-09 02:38 (ссылка)
Впрочем, 5-8 я не слышал тоже, вам известны они ли? Покупать ли?

А челпресс.ру требует пароля, увы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Эх, послушать бы!!!
[info]paslen@lj
2003-01-09 03:03 (ссылка)
Неа, я не слышал и не видел, честно говоря, у меня от музыки Шнитке такое странное ощущение - она еще более неоднородна, чем у Шостаковича. есть много проходного, трудного для восприятия. Надо еще обмазговать, как к нему относиться.

Даже и не знал... где-то же есть все эти газеты... да бог с ними...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Дык а если вы не слышали,
[info]xfqybr@lj
2003-01-09 03:13 (ссылка)
то на основании чего же писали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Дык а если вы не слышали,
[info]paslen@lj
2003-01-09 03:32 (ссылка)
вот я такой адрес надыбал:
http://www.chrab.chel.su/archive/archive.php

там не было разбора музыки, там было эссе в духе Борхеса - версия предполагаемых обстоятельств

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

А я вот какой.
[info]xfqybr@lj
2003-01-09 03:35 (ссылка)
http://www.chrab.chel.su/archive/12-08-98/4/RC441.DOC.html

Дима, спасибо. Как полупрофессиональный искатель линков, снимаю шляпу. Ща почитаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А я вот какой.
[info]paslen@lj
2003-01-09 03:43 (ссылка)
Супер! А для меня удивительно, что Вы нашли. Ну и как текст? Снимаете шляпу или так себе?
Заодно вона сколько подробностей...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Не так себе,
[info]xfqybr@lj
2003-01-09 03:54 (ссылка)
но и насчет шляпы не знаю. Вполне информативный и качественный текст.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Не так себе,
[info]paslen@lj
2003-01-09 04:04 (ссылка)
Вы не представляете себе окружающего его контекста провинциальной газеты.
Перечитал, и мне понравилось. Даже пару лет спустя. Спасибо за такое удовольствие )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Не так себе,
[info]xfqybr@lj
2003-01-09 04:06 (ссылка)
Я не знал, как выразить эту мысль и как бы не обидеть ЧР, но мне было очевидно, что для газеты такого рода подобдный текст - вполне таки событие.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Не так себе,
[info]paslen@lj
2003-01-09 04:18 (ссылка)
Именно поэтому я тогда написал два варианта. Второй был более изыскан. В первом прописывались очевидности.
Ну и понятно какой победил.

(Ответить) (Уровень выше)