Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2005-08-03 06:14:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мамардашвили. Лекции о Прусте 6 - 7 - 8
6.
94. Ведь что такое волнение? Когда мы волнуемся, то лучше себя чувствуем.
95. там, где мы не заполнили что-то своим деянием, -- пустота заполняется иллюзией.
96. Заблуждение не есть позитивный предмет, отрицательный по сравнению с истиной. Нет, заблуждение - это чисто отрицательное явление, возникающее там, где не свершилось позитивное.
97. Нельзя приказать открыть себе новое и поэтому его открыть. Следовательно, реальность - это одновременно и полное присутствие. Реальность открывается полному присутствию. Или, наоборот, -- то, что открывается и есть реальность. Реальность существует для нас в той мере, говорит Пруст, в какой она воссоздана мыслью.
98. Если я воображаю себя кем-то, то я уже выпал из центра... допустим, я участник эпических событий - аристократ, рабочий, крестьянин, профессор, -- если я кто-то, то я уже не в этой точке. В этой точке может быть только никто.
99. Пруст. "Привычка - вторая природа, мешающая увидеть нам первую, мешающая и не имеющая ни ее жесткости, ни ее очарования."
99. Мы входим в мир, который открывается лишь для тех, кто ставит себя на карту. Один на один с миром.
99. Что такое человек, имеющий привычку или живущий в структурах привычки? Это - определенный некто.
100. В нас самих есть кто-то чужой, и этот чужой по отношению к нам - мы сами. Этому чужому в нас самих мы лжём больше всего.
107. в каждый данный момент мы никогда не располагаем summa totum нашей души.
7.
109. Существует некая другая жизнь, а не просто какие-то представления, какие-то сверхъестественные предметы вне нас. Существует какая-то иная жизнь, помимо нашей повседневной жизни, и эта другая жизнь более реальна, чем та, которой мы живём ежедневно. Человеческие существа в силу некоторого фундаментального положения в космосе таковы, что живут одновременно в двух режимах жизни - в режиме невидимой реальности - в мире каких-то особых объектов - мы живём перебоями, которые Пруст называл интермитенциями (перемежения) сердца.
113. Ибо что такое культура? Культура - это понимание смысла того, что сказано. То есть понимание символического и только символического различения.
113 - большая цитата о том, что социализм вышел из алхимии
120. мы ищем истину и должны полагать, что истина такой предмет, который уже есть, хотя мы не видим его. Тем более, что истина вообще не является дополнительной информацией к тому, что мы знаем. Она внутри того, что мы уже знаем.
121. Перед тобой самостоятельная реальность, которая была скрыта конвенциями, и ты не видел, а когда увидел, то ещё не значит, что приобрёл право её судить. То есть отделаться от неё путём суждения. Потому что "порок" и "добродетель" - слова из готового мира, посредством которых мы что-то объясняем, чтобы не видеть.
122. явление истины требует от нас расширения души, причём настолько, чтобы она ещё могла и ад вместить; истина появляется, и в момент появления она не даёт, а отнимает мир, который у нас был и которому больше не на чем держаться.
8.
126-127. Ибо то, что называют сегодня психологической наукой, к нам, в общем-то никакого отношения не имеет. Она изучает даже не лабораторного человека, а некоторое лабораторное представление о человеке.
128. А реальная человеческая психология строится как попытка постоянного оживления того, что мертво. Мы оживаем мёртвые слова, мы оживляем мёртвые жесты, мёртвые конвенции.
128. живое - это способность быть иным.
128. Жизнь автономна. Она ни для чего. Она сама по себе.
130 - определение эпифаний.
141-142. Пруст долго не понимал, в чём, собственно, состоит искусство Берма, её гениальность, потому что просто слушал то, о чём она поёт. А потом понял, что гениальность в искусстве состоит в том, чтобы создавать такую материю - в данном случае материю звука, -- которая есть непосредственно и смысл и содержание, где смысл не есть ещё что-то рядом с материей произведения. Это особая прозрачность.