Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2007-01-07 01:15:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дело о перечитывании
Дело в том, что, как мне кажется, в прошлое ушел такой ритуал (или обряд?) как перечитывание.

Возможно, это связано с потребительской активностью, заставляющей читать только актуальные книги, новинки; книга прошлого (тем более, позапрошлого) года кажется безнадёжно устаревшей; смыслы её и художественные достоинства словно бы съёживаются, жухнут.

Внимание к новинкам подстёгивают рецензионные отделы. Книги в них появляются параллельно магазинам. Я много носился с идеей рецензирования [относительно] "старых" книг, которые впитываются культурой и прорывают в культурном пространстве свои кротовые норы; но меня никто не понял, даже единомышленники.

Теперь, если где-нибудь появляется рецензия на новинку прошлого сезона, то это говорит не о редакционно-редакторской прозорливости, но он долгом производственно-техническом цикле.

Сегодня я весь день переставлял книги в родительской библиотеке. Они чётко делятся на старые (советские) и новые (последних пары лет). Есть ещё книги из "между" - издания 80-х и 90-х, издания периода насыщения книжного рынка, уталения первого книжного голода; отчего-то в отношении к ним возникает немотивированная брезгливость.

К советским книгам особого умиления или пиитета не испытывешь - это именно что носители текста. Дотошные. Натуральные. Почти хенд мейд.

Нынешние книги на лицо прекрасные ужасные внутри (бумага, опечатки, отсутствие справочного аппарата) носителями текстов уже не являются. Это уже чисто товары. Вещи, предназначнные для продажи.

Книги конца и начала века схожи с макулатурой.

Внимательность к новинкам основана ещё и на тотальном отсутствии времени. Это же синдром свежей газеты - когда нет времени потреблять газеты по мере их потребления, то через пару дней, отстав и накопив, ты эти газеты никогда уже не прочитаешь. Максимум просмотришь заголовки. А с книгами - максимум - пролистаешь. Качество вчерашнй газеты ни на йоту не изменилось, но ты сам изменился, ушёл чуть дальше, чуть в сторону. Меняется ли качество вчерашней книги?

Мы перестали читать. куда уж нам до перечитывания? Хотя, если сподобится и дорваться (и точно угадать) - то нет ничего слаще. Даже Монтень, казалось, вызубренный навсегда на зубок в старших классах срадней школы. Даже Сенека и Дюма. Впрочем, справедливости ради, Дюма не так, как Сенека или Достоевский.

А потом, чтение (или, тем паче, перечитывание) как-то окончательно выпадает из круга повседневных занятий. Отныне ему как-то просто не находится места. Должно произойти нечто, чтобы. Отпуск. Болезнь. Депрессия. Командировка. "Длинными зимними вечерами" - более не канает: Интернет отменяет длинные зимние вечера, он вообще всё отменяет, и время и, тем более, пространство, жизнь и, тем более, смерть.

Что отныне канает я не знаю, но возможность для чтения оказывается окончательно упущенной, утекающей сквозь пальцы, вырождающей в какие-то несамодостаточные и прикладные процессы, когда уже не для удовольствия, но для работы. Для отчёта. Для престижа. Да мало ли для чего. Бескорыстие чтения испаряется, вот что странно. Такое ощущение, что скоро останутся лишь энциклопедии и справочники, о чём нам ещё в конце 80-х говорил в Тарту Игорь Аполлониевич Чернов: де, тупые эсты - кулаки-крестьяне и читают только справочники и энциклопедии.

Всё это складывается в некие фигуры именно тут, на малой родинке, где я полностью выбит из привычного расписания, и запажаю беззвучно как клавиша из старого, растасканного фортепиано. Только здесь у меня возникает возможность и потребность. Только здесь запойно и всерьёз, с выписками и обдумыванием, с запасом на полгода вперёд - ровно до следующего возвращения к истокам.

Только не говорите мне про психоанализ детских травм и вскипающего во глубине уральских руд фундаментального инфантилизма. Книги тут не при чём. Чтение и перечитывание тем более. Никаких травм и путешествий в прошлое. Просто здесь <...>


(Добавить комментарий)


[info]ex_nabatnik@lj
2007-01-06 18:19 (ссылка)
Дима, ты расточительно щедр. Поберёг бы пар для прозы, тебе ещё столько писать. Или это как в колодце: надо отчерпывать, чтобы натекало новое?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-06 18:57 (ссылка)
надо) Не знаю куда девать(ся), прет и прет, избываю избытки
к тому же проза требует мысли более фундаментальной что ли, чем в этих отрывках, а мне пока сказать глобально нечего) вот и наковыриваю

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_nabatnik@lj
2007-01-06 19:31 (ссылка)
На маминых харчах. Я, кстати, ей письмо написала. Надеюсь, дошло. А то часто сбои бывают.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 03:22 (ссылка)
Дошло, а тут про какую-то фотографию рассказывала.
А думаете расточительство? Интересно хоть читать, чтобы не зря растрачивалось-то?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_nabatnik@lj
2007-01-07 04:56 (ссылка)
А то.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 05:01 (ссылка)
ну и то хлеб
пасиба)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]m_bezrodnyj@lj
2007-01-06 18:21 (ссылка)
Погодите, так Вы тартуский?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-06 19:00 (ссылка)
нет, я челябинский, но мы ездили неоднократно "Лотмана слушать". По своей инициативе студентами. Оттуда многих и знаю - братьев Лейбовых, Немирдана, Плуцера и тд и тп, так вот вплелись, можно сказать)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]silfigh@lj
2007-01-06 19:32 (ссылка)
интернет точно отменяет длинные зимние.
вот как сейчас)
соблазн пообщаться с автором, а не читать его, с другой-то стороны.
но от лукавого ж?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 03:23 (ссылка)
Не уверен. Форма не важна, важнее что на выходе.
Убежден, чтоневажны мотивы, важен сухой остаток, итог. Поэтому - главное - чтобы на пользу)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbutov@lj
2007-01-06 19:47 (ссылка)
Я вот новых книг вообще не читаю. Только за деньги.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 03:43 (ссылка)
Да я вот тоже. Дохлые они какие-то. Так что ты совершенно верно подметил. Но мы с тобой не есть типичные читатели. Мы чукчи.
Перечитывание еще как-то связано с самостоятельностью мышления, которая на наших глазах стремительно мельчает. Люди уже как бы и не умеют иметь своего собственного мнения и дико удивляются, когда ты высказываешь нечто, непохожее на то, что они привыкли слышать. Это даже по моему журналу заметно -приходит какой-нибудь человек с комментом и возмущённо говорит: Ну, как вы такое могли написать-подумать?
Я всегда задумываюсь - ну, вот, действительно - как? Но оно ведь как-то вот полумалось, вне зависимости от того, хотел я подумать или не хотел, правильно ли это или нет. Обычно я отвечаю, что за мысли даже при Сталине не сажали, но это риторическая фигура.
На перечитывание способен имеющий свой собственный интеллектуальный график-траффик. Тот кто растёт сам по себе, а не в оранжерее общественного подсознания. Пару месяце назад у меня был такой постинг - что я не читал (и не смотрел) Гарри Поттера и Властелина Колец, и не хочу смотреть. И Кантора я не буду читать, и всю прошлогоднюю преимериованную и непреимерованную чушь. То, что мне навязывает "общественное мнение". Уже даже за деньги. Мне это мешает. Мне это как-то ненужно. Чистая (ясная) голова вдруг сегодня, в ситуации тотальной информационной травмы, оказывается куда существеннее денег. То есть, мы приучаемся есть экологически чистые продукты и заказываем (ну, лично я заказываю) воду в бутылях, а вот про информационную экологию ещё, к сожалению, думать не доросли.
Хотя, разумеется, тут необходимо одно уточнение. Перечитывание канает при общей подгтовленности, изощрённости и культуре. Когда ты как собачка свою травку знаешь и умеешь отыскивать. Потому что если человек (как мой покойный дедушка) прочитал за всю свою жизнь только одну книги - "робинзон Крузо", а потом всю жизнь с воссторгом её пересказывал (перечитывал), то тут, конечно, лучше бы новинки пользовать - и среди них, раз, да и попадётся что-то стоящее. Например, твоё, Михаил или моё, все ж таки, наши тексты не новинками быть не могут. И это примеряет с ситуацией. Но отчасти. Только отчасти. С Рождеством)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nickolas_basile@lj
2007-01-06 20:57 (ссылка)
"Я много носился с идеей рецензирования [относительно] "старых" книг..."

В РЖ ведь была рубрика С. Кузнецова "Старое и новое" - там чередовались рецензии: новая книга, старая книга. Хорошая идея.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 03:49 (ссылка)
Идея хорошая, про рубрику не знал.
Дух веет, где хочет)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]brmr@lj
2007-01-06 21:28 (ссылка)
да, Интернет многое отменяет

но я перечитываю книги.
и рецензии на прошедшее. такие ретро-реценции или рецензии-во-времени на самом деле классная идея

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 03:51 (ссылка)
моя вина, да, что голова ваша, Юлия, замусорена новыми (новее не бывает) книгами)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2007-01-07 08:02 (ссылка)
ничего, я в начале пути.
прежде чем заработать очки и получить бонус - башмачки. нужно ногами по пыли и грязи пройтись :)))

вот такая я пафосная с утра :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 10:48 (ссылка)
это похмелье

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2007-01-07 10:51 (ссылка)
это точно!
пришлось даже бахнуть чинзано, так голова болела

и ведь удивительно что - не пью же я в принципе
и вчера было всего лишь три стакана вина

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 11:16 (ссылка)
вино оно такое боленеутоляющее

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2007-01-07 11:24 (ссылка)
угу...
а сегодня по РТР будут "Остров" показывать в 20.15
хочу посмотреть

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 11:31 (ссылка)
ну что вам сказать - смотрите коль охота
имеете право
вы вот ДАВНО мне никаких тем не предлагали
всё сам да сам (ворчит)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2007-01-07 11:36 (ссылка)
дык в декабре хватило заданий и книг
так что вон на январь осталось
но, вы правы. я и сама уже думаю, а вы мысли мои подслушиваете

к утру, кстати, будем вам актуализация поэзии

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 11:47 (ссылка)
ок

(Ответить) (Уровень выше)


[info]santagloria@lj
2007-01-06 21:52 (ссылка)
безумно помогает лимит на книги в доме и лимит на возможности приобретения.
выбираешь только то, что можно - многократно.
в конце концов держишь сотню томов - и перечитываееееешь..)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 03:52 (ссылка)
вот у меня та же самая методика. Имею лимит, НО
ужаснаяч профессия -
мне каждую неделю присылают издательства
ПАЧКАМИ

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]santagloria@lj
2007-01-07 10:36 (ссылка)
посылайте в ответ издателям Бунина или Чехова.
возможно, они поймут намек и ПАЧКИ станут меньше, легче, лучше)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 11:13 (ссылка)
ну что вы какой наивный
у них совсем иные задачи
правда теперь стало легче - я все эти новинки раскидываю по своим обозревателям, но раньше все это ОБОЗРЕВАЛ сам. Вот и ходил весь такой оборзевший

(Ответить) (Уровень выше)

ну уж нет!
[info]orel_na_vole@lj
2007-01-06 22:27 (ссылка)
К счастью, читаем-читаем-читаем, а я и перечитываю. Чиатать - как дышать. Это не пройдет.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: &#237;&#243; &#243;&#230; &#237;&#229;&#242;!
[info]paslen@lj
2007-01-07 03:52 (ссылка)
вот и я про то же)
Спасибо и НО ПАСАРАН: новые не пройдут!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: &#237;&#243; &#243;&#230; &#237;&#229;&#242;!
[info]orel_na_vole@lj
2007-01-07 10:53 (ссылка)
И Новые есть!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: &#237;&#243; &#243;&#230; &#237;&#229;&#242;!
[info]paslen@lj
2007-01-07 11:20 (ссылка)
главное чтобы на пользу
я ж не против новых книг, среди них есть и хорошие (мои например или моих друзей), этоже типа риторическая фигура, важнее "правильное" сочетания и ого и того и того, ибо совсем то уже без нового тоже как-то нельзя)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: &#237;&#243; &#243;&#230; &#237;&#229;&#242;!
[info]orel_na_vole@lj
2007-01-07 13:14 (ссылка)
Да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: &#237;&#243; &#243;&#230; &#237;&#229;&#242;!
[info]paslen@lj
2007-01-07 14:05 (ссылка)
c Рождеством!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: &#237;&#243; &#243;&#230; &#237;&#229;&#242;!
[info]orel_na_vole@lj
2007-01-07 14:06 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]keimfrei@lj
2007-01-07 09:04 (ссылка)
Вы говорите о том, что испаряется приватное. Выпаривается даже. Так я понял.
Я читаю Вас сейчас, покопавшись хорошо в дюссельдорф. библиотеке. В самом наиприватном, в как раз таких далеко запаздывающих рецензиях. Так вот, эти публичнотенденции и утрата мест приватного - это явление таких Встающих На Ноги Держав, как Россия. Приватное убивается, тратить на него энергию просто недостойно. Надо орать, то ли ртом то ли оралом, как Ольшанский, напр., или проч. публичнодеятели. Как советует ниже тов. Набатникова, напр., приэкономить, придержать :)))Забавный юзерпик: то ли зечка, только что выпущенная на свободу, то ли трансвестит, то ли выпаренная просто тем же, чем и приватное в текстах, хорошая русская женщина-писатель, напоминает так ещё и стриженую в постюности Ахматову. Ситуативно к написанному сейчас мной лучшая иллюстрация.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 10:50 (ссылка)
Она просто правильная сибирячка)
А что, если не секрет, читаете? Какие именно рецензии-то и по какому такому случаю?
Приватное выпаривается, тут Вы правы, но я вижу с какой радостью люди с этим самым приватным расстаются - ну прямо как во времена военного коммунизма. Только коммунизм теперь иной, информационный.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]keimfrei@lj
2007-01-07 11:05 (ссылка)
Информационный военный коммунизм.
Про рецензии и чего откопал, напишу позже, стройно неэкономно постом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 11:21 (ссылка)
супер, давайте, бум ждать
удачи вам там в бумагах и пыли

(Ответить) (Уровень выше)


[info]marmelad_off@lj
2007-01-07 09:36 (ссылка)
прочитал восьмой абзац и одобрительно закивал головой самому себе...
прочитал одиннадцатый абзац и поимел большое желание удалить все свои аккаунты и вообще оборвать соединение с и-нетом навсегда...
вот она сила живого слова :)
с Новым Годом, Дима, и с Рождеством!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2007-01-07 10:56 (ссылка)
И Вас и Вас с пришедшими и проходящими
Спасибо за живые и непосредственные реакции)
Тронут-тронут
Респект-респект)

(Ответить) (Уровень выше)